Фигурное катание. Чемпионат мира
На завершившемся чемпионате мира по фигурному катанию в Бостоне уровень конкуренции был сумасшедшим. Только в танцах на льду захватившие лидерство после первого дня французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон сумели завоевать золото. Все разговоры о том, что короткий танец у них в нынешнем сезоне невыдающийся, как-то сами собой утихли. За произвольный теперь уже двукратные чемпионы мира получили такие баллы, что поневоле возникает вопрос: как же нужно кататься, чтобы их улучшить?
Конечно, в танцах сейчас работают выдающиеся тренеры и хореографы, далеко не исчерпавшие свой творческий потенциал. Жаль только, что российские дуэты у них далеко не на первых позициях в многочисленных группах. Что бы ни говорили Марина Зуева или Игорь Шпильбанд о том, что всем ученикам уделяют одинаковое внимание, а результат определяет прокат на конкретных соревнованиях, градация существует. Как и ревность, которую фигуристы как люди воспитанные стараются не показывать болельщикам и журналистам.
Интересно, как будет справляться с этой проблемой набирающий силу тренерский дуэт Мари-Франс Дюбрей — Патрис Лозон? Пока в их группе, работающей в Монреале, безусловными лидерами были французы, но в новом сезоне там начнут тренироваться олимпийские чемпионы Ванкувера и серебряные призеры Сочи Тесса Вирту и Скотт Мойр. Хотя в Канаде или США тренеры не столь уж зависимы от федераций, фигуристы из Страны кленового листа явно будут рассчитывать на приоритет со стороны своих соотечественников.
Проблема большой группы незримо присутствует и на московском катке, где трудится собравшая под свое крыло все лучшие спортивные пары России Нина Мозер. В нынешнем сезоне, как постоянно намекали ее недоброжелатели, вышедшая на первые роли в период подготовки к Олимпиаде в Сочи Мозер старалась «развести» свои главные силы. Финал серии Гран-при пропустили Татьяна Волосожар и Максим Траньков, чемпионаты России и Европы — Ксения Столбова и Федор Климов. Да, травмы у фигуристов были, но при этом не было внутренней конкуренции.
К Бостону группа Мозер готовилась в полном составе и очень серьезно. В отличие от наших девчонок парники провели акклиматизационный сбор в Америке. Только вывести наши ведущие дуэты на пик формы к главному старту Мозер не удалось. Не хватило времени, чтобы ее набрали Столбова и Климов, а у Транькова с Волосожар (у партнера особенно) не чувствовалось особой мотивации. Отсюда и просто необъяснимая для двукратных олимпийских чемпионов ошибка при исполнении поддержки в произвольной программе. За этот элемент Татьяна и Максим получили баранку и в результате в произвольной программе за технику имели 15-ю сумму баллов из 16 участников. Отсюда и итоговое шестое место.
Подобные метаморфозы случились не только с нашими фигуристами. После короткой программы поспешили объявить новым чемпионом мира у мужчин Юзуру Ханью. Отрыв от ближайшего преследователя в 12 с лишним баллов в совокупности с авторитетом олимпийского чемпиона должны были гарантировать японцу победу. Да только второй год подряд Юзуру дает шанс испанцу Хавьеру Фернандесу, которым тот снова воспользовался. Как уверяет Брайан Орсер, у которого тренируются безоговорочные лидеры мужского фигурного катания в нынешнем сезоне, в его группе тоже нет градации по номерам.
Возможно, и нет, но есть безудержная погоня за сложностью. Без пяти четверных прыжков в двух программах сегодня своих парней канадский тренер на чемпионат мира не привезет. Ведь у китайца Бояна Цзина, впервые ставшего бронзовым призером, их в арсенале уже шесть! Хотя существует и другой путь. Питерский дебютант Михаил Коляда включил по одному четверному в короткую и произвольную программы — и с ходу занял четвертое место. К следующему сезону обещает освоить еще один. И только в случае, если освоит, включит его в свои программы.
Это не рулетка, в которую вот уже второй сезон играет Максим Ковтун. Хотя сам трехкратный чемпион России утверждает: на тренировках у него все получается, а на соревнованиях он «деревенеет». Нет, никакой психолог в такой ситуации не поможет. Нужно просто обладать таким характером, каким обладают наши фигуристки.
В короткой программе Евгения Медведева не смогла исполнить запланированный каскад, но тут же сориентировалась и «прицепила» тройной тулуп к другому тройному прыжку во второй части программы. Так же на финале Гран-при поступила Елена Радионова. Ну а Анна Погорилая, номинальный третий номер сборной, именно в Бостоне выдала безошибочные прокаты двух программ, что принесло ей бронзу.
Медведева взяла свое в произвольной, за которую получила рекордную сумму баллов. Обыграть ее могла бы только гипотетическая Голд-Вагнер. Да только Грейси безупречно откатала лишь короткую, а Эшли — произвольную. С учетом громадной конкуренции в женской сборной России (на чемпионат мира мы могли бы послать две, а то и три конкурентоспособные команды) даже проблема переходного возраста, с которой весь сезон мучилась Радионова, не вызывает большой тревоги.
Медведева — девочка, безусловно, уникальная. Даже Алексей Мишин, рассматривающий прыжковые достоинства соперников своих фигуристов сквозь увеличительное стекло, признал: она обладает уникальными способностями. Хотя и ей на следующий год, чтобы защитить завоеванный в Бостоне титул, сложнее всего придется на чемпионате России в Челябинске. Она тоже уже вышла на предел возможностей. Чтобы улучшить набранную на ЧМ-2016 сумму баллов, нужно либо тройной аксель без ошибок прыгать, либо четверной прыжок. Иначе опередят девчонки из следующего поколения, которым в силу возраста и технически прыгать легче, и в голове еще не сидят мысли, мешающие тому же Ковтуну.
Мужчины. 1. Фернандес (Испания) — 314,93; 2. Ханю (Япония) — 295,17; 3. Боян Чжин (Китай) — 270,99; 4. Коляда — 267,97… 18. Ковтун (оба — Россия) — 210,14. Женщины. 1. Медведева (Россия) — 223,86; 2. Вагнер (США) — 215,39; 3. Погорилая — 213,69... 6. Радионова (обе — Россия) — 209,81.
Спортивные пары. 1. Дюгамель/Рэдфорд (Канада) — 231,99; 2. Суй Венцзинь/ Хан Кон (Китай) — 224,47; 3. Савченко/Массо (Германия) — 216,17; 4. Столбова/Климов — 214,48; 5. Тарасова/Морозов — 206,27; 6. Волосожар/Траньков (все пары — Россия) — 205,81.