 Егор Прокудин
Егор Прокудин
Главный тренер сборной Франции рассказал об особенностях подготовки к матчу с Хорватией
Главный тренер сборной Франции знает, какие компоненты и в каких пропорциях нужно грамотно смешать, чтобы наилучшим образом подготовить свою команду к финальному поединку чемпионата мира с Хорватией. Об этом он рассказал накануне матча по ходу пресс-конференции на арене «Лужники» в Москве.
—  Два года команда под вашим руководством готовилась к чемпионату мира,  пять последних недель провела в России. В каком состоянии сборная  Франции подходит к финальному поединку?
— Играть такой матч — это  огромное удовольствие и одновременно величайшая ответственность. Для  футболиста и тренера не может быть ничего лучше и привлекательнее, чем  играть в финале чемпионата мира. Весь наш тренерский штаб готовился к  этому матчу, взяв за основу три слова: спокойствие, уверенность и  сосредоточенность, или концентрация. И все это важно в хороших,  нормальных дозах, в определенных пропорциях, чтобы наилучшим образом  подойти к важнейшей встрече.
— В составе хорватской сборной  есть немало опытных игроков, которые в общей сложности семь раз играли в  финалах еврокубков. За счет чего вы можете сбалансировать, выровнять  эту ситуацию, имея в распоряжении много молодых футболистов, не  обладающих подобным опытом?
— Соглашусь с вами, но замечу, что  речь идет о богатом клубном опыте игроков сборной Хорватии. Это  действительно зрелые и очень хорошие футболисты, которые многого  добились в своих клубах. В то же время могу сказать, что едва ли не в  каждом матче на этом чемпионате мы находились в аналогичной ситуации,  потому что у наших соперников было больше опыта. Это вполне логично —  команда у меня и правда молодая, хотя девять футболистов все же имеют  опыт выступления на Евро-2016. И они прекрасно знают, чем при отсутствии  должного настроя все может закончиться. Такой опыт — пусть и негативный —  тоже помогает нам лучше подойти к матчу с Хорватией. И мы, конечно же,  несколько изменили подход к предстоящему поединку, потому что финал — это всегда нерядовое событие, отличающееся от других матчей.
—  Насколько сложно готовить команду к матчу со сборной, в которой есть  такой неординарный и мобильный игрок, как Лука Модрич, которого часто  сравнивают с Лионелем Месси и Эденом Азаром?
— Действительно, Модрич —  очень быстрый футболист, невероятно технически одаренный. В какой-то  степени он является одновременно отражением и дополнением другого  звездного игрока сборной Хорватии Ивана Ракитича, обладающего  удивительной способностью читать игру. Естественно, Модрич и Ракитич  оказывают огромное влияние на игру своей сборной. И я бы не стал  сравнивать того же Модрича с Месси и Азаром, потому что двое последних  больше полагаются на индивидуальные качества, тогда как лидеры  хорватской сборной отлично вписываются в командные действия, фактически  эти действия и организуют. Модрич может и забить гол, и отдать  результативный пас, может с равной степенью эффективности действовать в  глубине поля или ближе к атакующей линии.
—  В вашей сборной играет, пожалуй, самый талантливый молодой футболист на  этом чемпионате мира — Кильян Мбаппе. Вы как-то по-особому к нему  относитесь, учитывая его нежный возраст? И как на Мбаппе влияют  постоянные хвалебные отзывы о его игре?
— Кильян — молодой игрок,  обладающий огромным талантом. Он это доказывал и раньше,  продемонстрировал не раз и на этом чемпионате мира. У меня нет какого-то  особого отношения к Мбаппе — он является одним из 23 игроков, попавших в  заявку на чемпионат мира, которые заняты здесь одним и тем же делом и  живут на турнире одними целями. Исходя из своего опыта, я немножко  больше внимания уделяю молодым игрокам, потому что на таких крупных  турнирах им еще недостает опыта. Тем не менее, Кильян — очень умный парень, который всегда внимательно меня слушает и знает, чего он хочет и чего хотят от него.
—  Ввиду того, что в составе нынешней сборной Франции полтора десятка  темнокожих игроков, ее уже называют шестой африканской командой на этом  турнире. Благодаря этому Франции симпатизируют многие болельщики из  Африки. Знаете ли вы об этом и что вообще думаете по этому поводу?
—  Действительно, в нашей сборной немало выходцев из африканских стран,  так же как и из других удаленных территорий. Но подобная ситуация  характерна для всего французского спорта, а не только футбола, и она  только обогащает наш спорт. Мы все французы, и все гордимся своей  страной вне зависимости от того, кто где родился, где прошло его детство  и где сейчас живут семьи и друзья. Но, безусловно, я понимаю, что  темнокожими футболистами гордятся и болельщики из тех стран, откуда эти  игроки родом.
— А чем вы объясните не самое удачное выступление африканских сборных на этом чемпионате мира?
—  Конечно, итоги выступления сборных с африканского континента на турнире  в России выглядят не самыми радужными. Но это ни в коем случае не  ставит под сомнение индивидуальные качества многих игроков из  африканских сборных. Мы знаем, что есть великолепные футболисты в разных  странах этого континента, настоящие звезды. Другое дело, что тренеры  этих команд сталкиваются с проблемой создания по-настоящему единого  коллектива. А на таких турнирах, как чемпионат мира, главная сила любой  сборной заключается именно в ее единстве и слаженности коллективных  действий.
—  Двадцать лет назад вы были действующим игроком сборной Франции, которая  выиграла домашний чемпионат мира. Насколько отличается ваше восприятие  турнира с точки зрения игрока и тренера национальной команды?
—  Знаете, различий настолько много, что если я буду все их перечислять, на  это уйдет время всей пресс-конференции. Но если говорить об основном  отличии, оно заключается в том, что когда ты футболист, то ты актер на  сцене, а если ты тренер, то переживаешь все перипетии игры через твоих  футболистов. И если говорят об успехе тренера, то это в большей степени  успех игроков, это они выкладываются на поле физически и эмоционально.  Достижения же тренера в основном лежат в психологической, ментальной  сфере, поскольку он должен уметь правильно настроить свою команду.
— Насколько нынешняя сборная Франции отличается от той, которая два года назад добралась до финала домашнего чемпионата Европы?
—  Совершенно очевидно, что сегодняшняя французская команда имеет мало  общего со сборной двухлетней давности, потому что сразу 14 футболистов  из нынешнего состава не принимали участие в домашнем чемпионате Европы.  Все они прошли испытание очень серьезным турниром в России, доказав, что  являются игроками высокого класса.
— Что будет самым важным в разговоре с командой накануне финального матча?
—  Есть масса нюансов. Перед каждым матчем есть некий собственный  подтекст. Безусловно, есть и какая-то «обязательная программа», но  нужные слова все равно приходят в определенный момент перед игрой.  Впрочем, сказать их могу не только я — весь тренерский штаб работает на  то, чтобы максимально настроить команду на предстоящий поединок. Кстати,  не следует забывать о том, что у нас есть три наблюдателя, которые с  начала чемпионата уже проделали огромную работу. В частности, они  просмотрели и досконально изучили все шесть матчей хорватской сборной на  этом турнире. То есть, как видите, у нас есть много возможностей  наилучшим образом подготовить команду к финалу. У нас нет никакой  эйфории от того, что мы прошли все стадии плей-офф, и я могу согласиться  со своим хорватским коллегой Златко Даличем, что сейчас важно  раскрепостить футболистов, не оказывать на них лишнего давления.  Конечно, бывают в нашей работе иррациональные аспекты, но каждый тренер  должен стремиться действовать максимально прагматично.
