
VIII Международный турнир памяти Левина-Когана. Послесловие
Мемориал легендарного зенитовца, обладателя Кубка СССР 1944 года, а затем отца-основателя СДЮСШОР «Зенит» Бориса Яковлевича Левина-Когана завершился в минувший уик-энд. Турнир проходил под сводами ДСИ «Зенит» уже восьмой раз. И несмотря на сложную экономическую ситуацию, руководству школы удалось собрать сразу девять крепких команд академий и школ ребятишек 2002 года рождения. Главный приз впервые отправился в украинский Харьков. Но главное — СДЮСШОР «Зенит» остается на уровне топовых школ России и всего бывшего СССР. Каждый год ее воспитанники пополняют ряды молодежных команд премьер-лиги, а в перспективе играют ведущие роли в главных командах и сборной страны. За всем этим стоит каждодневная работа тренерского, административного штата школы и, конечно, директора Евгения Шейнина, преемника Левина-Когана, благодаря ему СДЮСШОР выжила в девяностые, а сейчас составляет достойную конкуренцию академии «Зенита». Хотя, положа руку на сердце, находятся две легендарные школы не в равных условиях.
Редактор отдела футбола «Спорта День за Днем» пообщался с Шейниным в дни турнира и подметил для себя много любопытных вещей…
— Евгений Наумович, правильно ли говорить, что  преемственность в СДЮСШОР «Зенит» исходит от Бориса Яковлевича  Левина-Когана? Ведь тренеры, которые начинали у него игроками, —  Владимир Голубев, Михаил Лохов, Юрий Соловьев — потом делали первые шаги  в качестве тренеров и сегодня продолжают трудиться, передавать опыт уже  молодым специалистам.
— Вы это верно подметили. Борис Яковлевич  организовал школу, сделал ее. У него учились все, в том числе и я, когда  пришел в СДЮСШОР «Зенит» в 1979 году. С ним мы много работали и готовы  выполнять его наказы.  
— Настолько было сложнее организовать турнир в этом году из-за экономической ситуации?
—  Здесь стоит отметить помощь Спорткомитета. Это наши учредители, без них  мы ничего бы не сделали. Есть еще спонсоры — наши друзья, которые к нам  хорошо относятся, помогают финансово. Например, клуб «Звезда». Но,  конечно, финансовая ситуация играет свою роль. По нынешним временам это  очень тяжело.  
— Харьковский «Металлист» тяжело было пригласить?
— Это наши большие друзья, с Игорем Кутеповым — директором академии «Металлиста» (в прошлом вратарем харьковской команды, киевского «Динамо», «Ростсельмаша», ЦСКА. — «Спорт День за Днем»),  мы дружим много лет. Политическая обстановка здесь не должна влиять.  Футбол вне политики, и мы рады, что они приехали. Хотя трудности у них  были, за пару дней до начала харьковчане не знали, разрешат ли им  выехать.  
— Почему не пригласили на турнир команду академии «Зенита»?
—  За все годы, что мы проводим этот турнир, команду академии, хотя мне  ближе название «Смена», мы звали один раз. В позапрошлом году, когда  школу возглавил Владимир Казаченок, человек, долгие годы работавший в  СДЮСШОР «Зенит». Но мне кажется, должна происходить и ответная реакция.  Например, мы надеялись, что после этого нас пригласят на Турнир памяти  Морозова, потому что в нашей школе много связано с Юрием Андреевичем.  Этого не произошло…  
— Ровно год назад, в дни Мемориала Левина-Когана, вы  объявили, что 18-летний Сергей Иванов, ваш воспитанник, подписывает  контракт с «Зенитом». За это время он успел сыграть и за «молодежку», и  за «Зенит»-2 в первенстве ФНЛ. Есть ли сейчас ребята, которые близки к  подписанию контракта с сине-бело-голубыми?
— Мы рекомендовали для  сбора с молодежной командой четырех игроков 1998 года рождения. Это  вратарь Никита Гойло, защитник Даниил Пенчиков, полузащитник Иван  Обляков и форвард Кирилл Макеев (все они выступали в составе сборной Петербурга на Мемориале Гранаткина. — «Спорт День за Днем»).  В ближайшее время мы должны встретиться с главным селекционером  «Зенита» Антоном Евменовым, чтобы понять их перспективы. Кстати, он  пришел из ЦСКА (бывший спортивный директор армейцев. — «Спорт День за Днем»),  и могу сказать, что правильно себя ведет. Наконец-то «Зенит» взял  настоящего профессионала и с ним можно работать. Это мое мнение… 
— Ребята достойно проявили себя на сборе?
—  Об этом говорят результаты. Макеев забил два мяча, Обляков работал и с  «молодежкой», и с «Зенитом»-2. Но в СДЮСШОР есть еще два-три человека,  которые достойны того, чтобы пройти просмотр с «Зенитом». Все-таки лучше  взять своих, питерских. Игорь Симутенков должен разобраться в ситуации,  он профессионал своего дела и выражает свое мнение. 
— Очень важный момент! Появилась информация, что  СДЮСШОР «Зенит» сможет использовать спорткомплекс «Турбостроитель» (в  Красногвардейском районе Петербурга. — «Спорт День за Днем») после  реконструкции в качестве одной из тренировочных баз к ЧМ-2018.
—  Сейчас ведется такая работа. Этот стадион уже отдали нам, я подписал все  бумаги. Когда определится собственник — можно строить футбольное поле,  которое будет задействовано как тренировочное на Кубке конфедераций и  чемпионате мира. Там будет целый комплекс, но первое, что будет сделано,  — поле, трибуны, гостиничный и административный корпуса. После этих  крупных турниров комплекс должен передаться школе в наследие, и дальше  уже город будет помогать достраивать стадион по первоначальному проекту. 
— Реконструкция начнется в этом году?
—  Да, в этом году. Ведь летом 2017-го стартует Кубок конфедераций и  «Турбостроитель» должен будет принять гостей. 
— Не могу не спросить о воспитаннике вашей школы  Александре Кержакове. Справедливо, что главный тренер «Зенита» Андре  Виллаш-Боаш так обошелся с легендой?
— Если мы берем такого  главного тренера и знаем заранее, что он будет качать свои права, а  толку от этого практически нет... Наверное, об этом должно думать  руководство клуба. Я с Сашей часто общаюсь, мы встречаемся, он  позитивный парень. В России принято, что люди могут выразить свое  мнение. В том числе и футболисты. Но почему-то если у игрока хорошее  настроение, он улыбается, смеется, то и тренер должен находиться на той  же волне, чтобы не возникло конфликта.  
— Но, простите, данный тренер «Зенита» — европеец...
—  А что, Саша воспитывался в нашей школе с десяти лет. Он всегда был  жизнерадостным, никогда не грустит, у него всегда улыбка на лице. Я не  знаю, как человека на контракте не допустить даже тренироваться. Это  явно личная неприязнь. Ты главный тренер, пришел в клуб и должен  тренировать людей, которые на контракте. А Виллаш-Боаш говорит, что  Кержаков ему не нужен. Что значит «не нужен»? Кержаков — лучший  бомбардир в истории клуба и сборной. Когда все это случилось, Саша  поехал в Москву, тренировался на поле «Локомотива» и вернулся к такой  форме, в какой находился в самом начале карьеры. Он согнал вес, снова  быстро бежит, а удар у него всегда был хороший. 
— Как Кержаков сейчас чувствует себя в Швейцарии?
—  Я с ним разговаривал перед отъездом. Мы ему предлагали тоже варианты с  разными клубами, в том числе из Испании. Но он выбрал Швейцарию, и стоит  уважать его решение. Там ему комфортно играть. 
— Как вы оцените его перспективы в сборной России?
—  Уверен, что Кержаков будет в этой сборной и поедет на Евро-2016. Сейчас  есть молодые, перспективные, но вспомните датчан, когда у них средний  возраст был 31–32 года, а они стали чемпионами Европы в 1992-м. Пацаны —  это хорошо, но нужны и профессионалы с годами карьеры, коим является  Кержаков.  
— Андрей Аршавин — воспитанник «Смены», но вам  также близкий игрок и человек. В конце прошлой недели он прибыл в  Алма-Ату для переговоров с «Кайратом». Думаете, Аршавину есть смысл  продолжать карьеру?
— А почему бы ему еще не поиграть? В свое  удовольствие. Был чемпионат Европы 2012 года, он был одним из лучших, а  через месяц уже перестал быть футболистом? Такого ведь не бывает. Я не  знаю, сколько лет еще должно пройти, чтобы мы получили нового Аршавина.  С таким умом, резкостью. Да, возраст берет свое. Одно дело играть в  «Кубани», когда ты отдаешь и понимаешь, что обратно уже не получишь. От  этого опускаются руки. Но пока ничего не потеряно. 
