Иван ЖидковИван Жидков
11:36 · 06.11.2025
Шостакович. Ленинградский гений, которого спасал футбол

Шостакович. Ленинградский гений, которого спасал футбол

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Да не обидятся на нас представители многих серьезных и важных профессий, но носители особого интеллекта, который формируется где-то в высших сферах  это музыканты, особенно композиторы. Классическая музыка  та же высшая математика. Только результат создания и решения этих «примеров и уравнений»  неизбежная красота в разных формах и стилях, духовное наследие, которое не устаревает и не теряет востребованности даже при тысячекратном исполнении. Многих великих композиторов называют божьими посланниками и, наверное, в этом есть доля правды.

Но и у особенных людей, наделенных исключительным даром, есть одно земное увлечение, кажущееся им чем-то единственным недостижимым, притягательным и даже спасительным. Ведь творческие люди в первую очередь  рефлексирующие люди. И у них не так много способов сбежать от себя, когда это очень нужно сделать и побыстрее.

Отдушина эта называется спорт, а если совсем точно  футбол. В современном Санкт-Петербурге живет и выступает большое количество музыкантов высокого уровня, которые увлечены футболом, активно интересуются результатами, с нетерпением ждут трансляций и готовы обсуждать последние новости в любую свободную минуту. Например, команда Мариинского театра несколько раз становилась победителем городской театральной лиги, а его художественный руководитель и главный дирижер Валерий Гергиев сам в молодые годы играл в футбол.

В конце лета 2024 года в Петербурге и вовсе произошло удивительное событие: аргентинский новичок «Зенита» Лусиано был официально представлен не где-нибудь, а в Большом зале филармонии. Когда футболист вышел на сцену прямо в оркестр под аплодисменты публики, он, кажется, сам не верил своим ощущениям. Пусть и не факт, что в полной мере осознавал всю силу момента.

1192435_sPICT.jpg

Не сказать, что консервативная часть петербуржцев «на ура» восприняла эту акцию, но в одном можно быть уверенным: если бы тот, чьим именем названа Филармония, дожил до презентации Лусиано, он точно бы не был бы среди критиков…

Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович как раз среди тех гениев, посредников Всевышнего, о которых мы говорили в начале. Автор 15 симфоний, трех балетов, двух опер и огромного количества произведений других жанров кроме музыки в своей жизни больше всего любил футбол…

«Я нежно полюбил это поучительное зрелище и уже в течение пяти лет не пропускаю ни одного матча. В этом деле я уже приобрел некоторую квалификацию и являюсь зрителем академического толка»,  признавался Шостакович своему коллеге композитору Болеславу Яворскому в письме от 3 июля 1940 года. К этому времени, несмотря на то, что футбол был совсем молодым видом спорта и только обретал популярность в СССР (первый чемпионат страны состоялся в 1936 году), Дмитрий Дмитриевич на самом деле был очень продвинутым болельщиком. А уже в конце 20-х он написал... балет «Золотой век» на футбольную тему! По сюжету команда из СССР приезжает на Запад во время промышленной выставки, играет матч с местными, и побеждает. А с кознями местных властей, конечно же, помогает справиться пролетариат.

1192459_sPICT.jpg

Почему композитора так захватил футбол? Скорее всего, это была отдушина от потрясений и страхов, которые были связаны с историческим периодом, что переживала тогда страна. В том же самом 1936-м, когда Шостакович был уже сам преподавателем в консерватории, его уважали и специалисты, и публика. Но за него взялась советская власть – в «Правде» вышла разгромная рецензия на его оперу «Катерина Измайлова» под названием «Сумбур вместо музыки». Помимо профессионального унижения, композитор вполне логично испытывал опасения за свою судьбу – слишком талантливые многие люди прервали свой накатанный жизненный путь в конце 30-х.

Футбол, который Шостакович увидел, по некоторым сведениям, на стадионе имени Ленина (ныне «Петровский»), когда местные любители встречались с английской командой, стал для него всем. «В этом мире Дмитрий Дмитриевич чувствовал себя очень хорошо и естественно, на этой территории он всегда оставался счастливым и свободным», – написал искусствовед Дмитрий Брагинский в своей книге «Шостакович и футбол: территория свободы». И более четко, пожалуй, не сформулируешь.

До войны Шостакович болел за старейший клуб страны - ленинградское «Динамо», после ее окончания его любовь досталась и «Зениту». На популярной выставке «Зенит. Петербург. 100 лет вместе» в «Севкабель порту» Шостаковичу посвящена чуть ли не половина одного из залов. Посетители могут видеть его дневники, письма о футболе, собственноручно составленные таблицы и календари. При этом, по словам современников, когда Дмитрий Дмитриевич приходил на стадион, эмоции брал под контроль – ему больше нравилось анализировать события на поле, чем беспорядочно выплескивать радость или огорчение.

1323090_sPICT.jpg

Несмотря на то, что во время войны Шостакович не только написал 7-ю «Ленинградскую» симфонию, знаменитое исполнение которой состоялось в 1942 году в осажденном фашистами городе (это событие стало важным и духоподъемным моментом в те страшные дни), но еще и в составе пожарной команды дежурил на крышах домов во время налетов немецкой авиации, тушил зажигательные бомбы, власть не скрывала своей неприязни к «космополиту» и вообще «не такому» человеку (при том, что Шостакович был обладателем пяти сталинских премий!). Футбол снова доказал композитору, насколько же он «верный друг» – в страстях на поле, эмоциях и записанными собственной рукой наблюдениями Шостакович находил спасение от тяжелых, практически параноидальных раздумий.

В середине 50-х «потеплело», популярность музыки Шостаковича росла во всем мире, он стал больше путешествовать и получал одну награду за другой. Но, к большому сожалению, Дмитрия Дмитриевича начало подводить и без того не слишком сильное здоровье. В 1966-м он собирался поехать на чемпионат мира по футболу в Англию и, наверное, увидел бы тот самый «гол-фантом» Джефри Херста в финале, но перенес инфаркт после концерта в Малом зале филармонии, и репортаж с того самого решающего матча Англия – Германия слушал по радио в кардиологическом центре.

PZ_21692_293.jpg

По воспоминаниям жены Ирины Антоновны в последнем письме Шостаковича в день его смерти 9 августа 1975 года был такой текст: «Приходи в больницу, будем вместе смотреть футбол».

Символичное совпадение – 7-ю «Ленинградскую» исполняли в блокадном Ленинграде тоже 9-го августа. И ее же – также в августе, но 29-го – слушал в 2024-м в том же зале имени Д. Д. Шостаковича новый футболист «Зенита» из далекой Аргентины.

Нет, Дмитрий Дмитриевич ни в коем случае бы не возражал...

PZ_002093_00005_0h.jfif

Источники
Фото: Мурад Багандов, Виктория Ламзина, Константин Золин / ФК «Зенит», архив Дмитрия Шостаковича.