YouTube ВКонтакте Facebook Twitter Instagram YouTube ВКонтакте Facebook Twitter Instagram RSS Мобильная версия


«Движение вверх» закипело в кастрюле? Редакционный ринг. Обсуждаем главный фильм новогодних праздников

Владимир Машков
Фото:

Главный фильм новогодних праздников — «Движение вверх». Кино вызвало обширную реакцию: от восторженной истерии до поливания грязью. Очевидно одно: фильм чем-то зацепил людей и уже попал в топ-100 «Кинопоиска». Для современного российского кино успех феноменальный. Журналисты «Спорта День за Днем», посмотревшие картину, отнеслись к ней по-разному.

Мнение Сергея Бурого

— Я уже готов был признать, что это гениальный фильм. Мне показалось, что после переигровки трех секунд, когда США вновь победили, режиссер остановит кино. Это было какое-то помутнение и восторг. Вот это ход. СССР проиграл тот финал — и точка. Внутри все перевернулось: как так, почему, кто разрешил, студию Никиты Михалкова теперь закроют. Но тут все встало на свои места, три секунды переиграли еще раз, и Советский Союз разделал-таки сборную США.

Любителей искать ошибки фильм взбудоражил. Кондрашин не похож на Кондрашина (оттого он и Гаранжин), история с сыном лживая, данков в то время не было. И еще список из двух десятков неточностей.

Я смотрю фильмы по-другому, поскольку из истории знаю только, когда было Ледовое побоище. Не год, а век. Кто победил — тоже не помню. Затрудняюсь даже назвать участников. Я симпатизирую позиции Эйнштейна: не знать факт, но знать, где он находится в любой момент времени. И добывать по необходимости.

Кино оцениваю исключительно с точки зрения развлечения и ощущений. Интересно/скучно. Если интересно, фильм смотрибельный, от 5 до 10 баллов. Если нет, оценю его положительно, только если он не уродливый и не тупой. Классический пример — фильмы Дэвида Линча и оба сезона «Твин Пикс». Скучно, но в остальном очень хорошо. Или кино вроде «Иди и смотри» — сидишь и думаешь про себя раз в минуту, что это шедевр, хотя невероятно тяжело досмотреть до конца.

«Движение вверх» смотреть интересно. Это типичное жанровое кино нормального качества. Восхищаться им — все равно что восхищаться мытыми тарелками в дорогом ресторане. Ну да, наконец-то сняли фильм, который можно досмотреть до конца. Но это всего лишь тарелка. Честно говоря, не видел ни одного спортивного муви, поднявшегося до уровня того, что на тарелке. Мой топ-5 фильмов о спорте: «Рокки» (1976), «Бешеный бык» (1980), «Фанат» (1996), «Охотник на лис» (2014) и «Сенна» (2010). Разброс от стандартной голливудской истории до социальной драмы — ну и что? Это все равно тарелки. На них приятно смотреть, но восхищаться ими я никогда не буду, пока есть кулинарные шедевры: ошеломляющее новаторство («Хрусталев, машину!», 1988), звериная энергетика («Необратимость», 2002) или просто идеальное сочетание ингредиентов («Нефть», 2007). Примеры привел специально не самые очевидные, потому что меня раздражают излишнее поклонение Кубрику, Тарковскому, Пазолини и всякая интеллектуальная требуха. Восхищение вызывает то, что выкипает из кастрюли установленных норм.

«Движение вверх» не выкипело. И не могло выкипеть по определению, потому что это тарелка, а не суп, не соус и даже не каша.

Мнение Кирилла Легкова

— Набросились на создателей фильма «Движение вверх». Искажение правды! Подтасовки! Оскорбление памяти Владимира Кондрашина и Александра Белова!

Да где же оскорбление? Хоть люди узнали, что были такие баскетболисты, такие герои, что была такая победа. Молодежь же ничего не знает. После сеанса слышал, как бабушка объясняла внуку и его другу лет 15–17: «Понимаете, была такая страна — СССР. Там жили грузины, литовцы, казахи — поэтому они играли за нашу сборную». Парни удивлялись.

Несколько лет назад сняли новые «А зори здесь тихие». Очень заурядный фильм. Зачем? Чтобы пошли в кино и узнали: была такая история. Никто же не будет смотреть старые «А зори…», кроме людей, которым «за 45».

Поборники фактов и достоверности кричат: надо было снимать правду! Много ли правды в художественном кино? Зачем она нужна, если скучная? Что, в фильмах про Николая Второго, революцию, Великую Отечественную войну, покорение космоса, крушение «Титаника» сплошь правда? О чем мы вообще говорим? О трех секундах, случившихся на мюнхенской Олимпиаде-1972, снята куча видео, написаны тонны статей, есть воспоминания очевидцев, участников — читайте, наслаждайтесь, изучайте. Кстати, многие сейчас так и делают. Это достижение фильма: затронул за живое, пробудил интерес. То, что случилось на самом деле, не всегда имеет отношение к кино. На то оно и кино.

Ну, сняли бы Модестаса Паулаускаса таким, каким он был: — капитаном сборной, «правильным» парнем, патриотом СССР, кавалером орденов. Где гарантия, что такой персонаж вызвал бы симпатии? Рассказали бы, что Иван Дворный, Алжан Жармухамедов, Александр Белов позже попались на таможне, некоторые получили сроки, Михаила Коркия осудили за предпринимательство. Интересно было бы про это смотреть? Как говорили в одном мультфильме, «на телевидении такого добра хватает». Кругом ворье, жулики, чернуха. Люди вышли бы и плевались. А главное, никто бы ничего не понял. При чем тут великая победа и судьбы людей, нарушивших закон?

Зачем Белова больным сделали раньше срока? Да затем, что это фильм о преодолении, о силе духа, о том, как создается команда, о том, чем жертвуют спортсмены ради победы. Чтобы те, кто называет их сейчас «моченосцами», немного задумались, что такое спорт. Чего он требует. Да, во время матча спортсмен готов отдать жизнь во имя победы. Он не думает о другом. Один матч стоит того, чтобы жить, три секунды стоят того, чтобы жить. Вот о чем этот фильм.

Для меня он лучший за последнее время. Задача искусства — вышибать из людей эмоции, заставлять их переживать героям, «рождаться и умирать» в зале, аплодировать художникам, испытывать катарсис. Разве не так было с «Движением вверх»?

В тему: «Движение вверх» и «Легенда № 17»

При всех спорных сюжетных моментах и скатывании в бытовую драму «Легенда № 17» сделала фильмы о спорте популярными в России. Когда зрители шли на «Движение вверх», они ждали «еще одну Легенду» — одни с надеждой, другие с негодованием. «Спорт День за Днем» сравнил «Движение вверх» с его предшественником.

Цифры

1,3 миллиарда рублей собрал фильм «Движение вверх» с начала проката 28 декабря, согласно предварительным подсчетам. Драма о трех секундах ворвалась в пятерку самых кассовых российских картин современной истории, встав в один ряд с «Экипажем», «Викингом», «Сталинградом» и первым номером списка — фэнтези «Последний богатырь» (1,68 млрд рублей). На основополагающем интернет-ресурсе российских киноманов «Кинопоиск» средняя оценка картины 8,6 по десятибалльной шкале — это уровень топ-100 лучших фильмов в истории. Для сравнения: абсолютный лидер рейтинга «Побег из Шоушенка» держит 9,1 балл, а у вышеупомянутого весьма спорного «Викинга» — 4,6.

Оцените материал:
-
5
6
+
Поделиться: поделиться ВКонтакте поделиться Facebook поделиться Одноклассники
Загрузка...
7 комментариев
Написать комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий к материалу Вам необходимо авторизоваться.

олег1952 – 11.01.2018 10:49

Про Толю Поливоду знал со своего детства. Он играл вместе с моими старшими товарищами 1946-1947г.р. за сборную школьников Донецкой обл. Потом его быстро в Киев перетащили и в "Строителе" Шаблинский сделал из него игрока сборной страны. При росте 2м, но мощного телосложения Анатолий успешно играл столба, уступая многим в росте. Сейчас бы был ТФ, если бы не проблемы со здоровьем добился бы большего успеха.

Змий – 11.01.2018 09:31

Ответ на комментарий пользователя pleazant

Все точно - фильмы о профессиональном спорте с игровыми моментами при участии актеров-любителей смотреть невозможно)))
Но это не повод так "художественно" перевирать судьбы и поступки конкретных известных людей...
Пропагандисты и раньше их использовали и продолжают не оставлять своим вниманием - а что врут - работа такая... правда вызовет только отвращение к "руководителям" различного ранга... а они девушку не для того ужинают, чтобы вместо танцев выслушивать правду о себе...
Лицемерие рулит))))

pleazant – 11.01.2018 01:23

Честно,фильм не смотрел,только трейлеры(также и Легенду),не верю,что можно создать гармоничный фильм,где спорт не вылезет косяками недостоверности.По мне лучше баскетбол,в который играл Челентано в "Укрощении строптивого".Не случайно, фильм очень понравился людям,совершенно далёким от баскетбола и от этой истории,например, немолодым домохозяйкам,их ничто не коробит,часто показывают,где они восторженно гордятся той победой,может он для них и снимался,но зачем здесь баскетбол?
У нас,практически,все фильмы и так снимаются для патриотизма,и не случайно А.Поливода не захотел быть причастным к этому фильму,у него,наверное,там в Украине свой патриотизм.А вот перед Модестасом стыдно,он же живёт и, наверное,тоже увидит,как в России его обоср...и.Пусть поднимают нынешние миллионеры патриотизм своими победами сейчас,но нынешних побед стало очень мало,вот и создаются мифы и легенды.

олег1952 – 10.01.2018 22:42

Ответ на комментарий пользователя Змий

Да в то время этим многим приходилось заниматься из-за нашего дефицита. Многое приходилось доставать по блату или с переплатой. И кто имел возможность ездить и бывать заграницей от туда всё везли. Кто продавал, а кто сдавал в комки. Мой старший брат 3 года служил в Сирии вначале 80-х и многое от туда вёз с женой а потом сдавали в комки у нас дома. Я до сих пор храню куртку ветровку, которой ни у кого не было. Всё у меня клянчили продать. ))) Она комбинированная трёх цветов. Стальной, тёмно синий и бордо. Крупна шикарная молния, рукава отстёгиваются, можно ходить с короткими рукавами, разные лейблы на рукаве, спереди на груди. Я её долго носил и она заметно выгорела. Много было рубах на резиночке на выпуск с молнией спереди бежевого цвета, тоже одну храню и изредка надеваю летом. У нас этого и близко не было. Японские двухкассетники он тогда два привёз и сейчас рабочие. ))) Это не наша "Весна"-5, "Романтика" и им подобные. ))) Это сейчас всё есть как в Греции, а тогда я два отпуска провёл во Львове, приезжая из Донецка, что приодеться и скупить в комках и у фарцовщиков.

Змий – 10.01.2018 21:28

Олег, нельзя же показывать, что великих спортсменов буквально склоняли к фарцовке не особо высокой оплатой их уникальных способностей и труда... а потом за эту же фарцовку цепляли "на крючок" - чтобы были легко управляемы и не позволяли лишнего...
Твари... многовато собирается.

олег1952 – 10.01.2018 21:23

Я не отказываю в художественном вымысле авторам, когда он корректен, уместен, а не искажает суть событий и личности человека. Если кто-то узнал о таких баскетболистах, то я их видел и хорошо знал как баскетболистов. Сделать великого Модю националистов, только потому, что он литовец, это надо было додуматься, тем более что это абсолютно не так и Модя ещё здравствует. Какого ему это всё будет увидеть ? Ни Модя, ни Хома, Куртис и Сабас потом, никогда не проявляли националистических замашек, это наши ребята. Вот у Шараса это было и есть. А что касается контрабанды, так тогда пострадали не только баскетболисты, а и футболисты, гандболисты и т.д. Была команда прикрыть откровенную контрабанду со стороны спортсменов. Ребята везли, мохер, видеоаппаратуру, пластинки, магнитофоны и т.д. Всё дефицитное, что здесь уходило влёт. Со многих снимали звания змс, выводили из состава сборных, лишали стипендии, которая была 300р. А над некоторыми сделали показательный суд. Но они нам дороги как великие спортсмены, которые защищали честь страны на международной арене и в упорной, нелёгкой борьбе добывали большие победы. А так можно из великих людей делать пьяниц, наркоманов, фарцовщиков и предателей родины. Не стоило идти на поводу у толпы, делая фильм кассовым, но не художественно интересным и ценным.

Змий – 10.01.2018 20:58

Разницу почувствуйте)))
Сергей Ляпунов: Очередной михалковский «киношедевр»
EchoMSK
Успели вы уже лицезреть очередной михалковский «киношедевр» или же еще нет, но прочесть этот пост вам, надеюсь, будет интересно. Начну издалека — с того, о чем в фильме «Движение вверх» не сказано ни слова, но что неразрывно связывает его с нашим временем.
В 1972-ом — году 50-летия СССР — стране позарез нужны были победы. Полвека безумного коммунистического эксперимента требовали какого-то оправдания. Хоть тушкой, хоть чучелом, но показать свое превосходство.
Однако жопа в тот год была полная. Косыгинская реформа в экономике безнадежно буксовала, а до шального подскока нефтяных цен оставалось еще больше года. Высадившийся на Луну Джон Янг поставил победную точку в космической лунной гонке, которую СССР вчистую проиграл американцам. Небывалая засуха, страшные лесные пожары в Подмосковье и запоздалые действия властей унесли тем летом более сотни жизней в двух десятках сгоревших населенных пунктов. В общем, куда ни кинь — всюду клин (явная аналогия с днем сегодняшним, когда «выборы» на носу, а позитивного предъявить народу нечего).
46 лет назад, в аналогичной ситуации, ставку сделали на спорт (но сейчас даже тут у нас стыд и позор). И замахнулись тогда не по-детски: решили побить родоначальников — канадцев в хоккее и американцев в баскетболе. Те победы 1972-го года стали гимном советскому спорту (правда, хоккейную суперсерию-72 наши в итоге слили у себя дома, а баскетбольная виктория получилась весьма скандальной, ну и будем до конца честны: наши тогда одолели, по сути, студенческую сборную США, а не лидеров НБА). И так уж вышло, что гордиться с той поры нам особо нечем. Вот и горланим мы по сей день гимн спортивным победам тех времен.
Ну а где гимн, там Михалковы. Лепить говногимны за государственный счет — благодатный бизнес, бережно передаваемый в этой семье из поколения в поколение. От папы, накропавшего «нас вырастил Сталин — на верность народу», к сыну, самолично объявившему себя бесогоном (очевидно, не учел, что на уголовном жаргоне «бесогон» означает «враль, пустозвон»).
За экранизацию тех побед — «Легенды № 17» и «Движения вверх» — студия Михалкова «ТриТэ» взялась, как уже было сказано, на условиях госзаказа (без государственного финансирования михалковская контора вообще не работает). Но распилить дармовые народные деньги — не сверхзадача, а лишь приятный сопутствующий элемент. Основной же кайф барин-бесогон, похоже, испытывает от возможности безнаказанно перевирать, подтасовывать, одурачивать и куражиться. И всё это под густым соусом дремучего дилетантства по части спортивной истории, традиций, правил и атрибутов. Мне — человеку, который отдал спорту свои молодые годы, — смотреть на такое противно и стыдно.
Однако всё же смотрел через силу (наверное, чтобы злее быть). И в изумлении наблюдал, как поклонник хоккейного ЦСКА Брежнев в версии бесогона становится спартаковским фанатом и расправляется с тренером «соперников» Тарасовым. Как партработник из ЦК на полном серьезе предлагает военнослужащему срочной службы Харламову перейти в Спартак (то бишь дезертировать). Как самого Харламова «маньяк» Тарасов ставит без защиты в ворота под град пушечных щелчков, но тот почему-то остается жив-здоров. Как матчи в начале 70-х судят три арбитра, вместо двух. Как один из хоккеистов в 1972-ом собирается жениться на хоккеистке женской сборной, вот только сборную эту создадут лишь 22 года спустя. Как Бобров перед поездкой в Канаду показывает игрокам фрагменты из будущих игр. Как сборная СССР выступает в ублюдочных шлемах для физкультурников, зато с клюшками из конца 70-х, в коньках из 80-х и нагрудниках с налокотниками из 90-х (верно подметил знаток игры Богомолов: хоккей в «Легенде № 17» похож на штурм Рейхстага с автоматами Калашникова).
С той премьеры прошло почти пять лет, критики было предостаточно, но никаких выводов авторы так и не сделали. Бесогон верен себе, и косяков в его очередном творении — «Движении вверх» — меньше не стало.
Вот советский баскетболист-литовец Модестас Паулаускас, якобы люто ненавидящий совок, прямо перед олимпийским финалом планирует побег и передумывает буквально в дверях иностранного посольства. В реальности же Паулаускас был капитаном сборной СССР, фанатично ей преданным, кавалером двух орденов «Знак почета», его прощальный матч в 1976-ом власть организовала с особыми почестями. Изображенный в фильме ярым русофобом, этот замечательный человек до сих пор дважды в неделю ездит из Литвы в российский городок Краснознаменск недалеко от границы, где занимается с местными мальчишками. На недоуменные вопросы «К чему этот альтруизм?» Паулаускас отвечает: «Сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать русским ребятам».
А вот тренер Владимир Гаранжин — полная противоположность реальному Владимиру Кондрашину, легендарному наставнику советской сборной и ленинградского Спартака. Контраст настолько разительный, что по рекомендации хорошо знавших Кондрашина людей и во избежание судебных исков от родственников фамилию тренера в фильме пришлось изменить.
Вот советская делегация судорожно ищет повод отказаться от финала со сборной США — феерическая чушь. Вот то наши, то американцы смачно засаживают данк за данком (эффектный бросок сквозь кольцо сверху вниз), хотя ни одного данка в том финале не было и быть не могло (наши тогда считали такие броски неуважением к сопернику, а в лиге, которую представляли американцы, данки в то время и вовсе были запрещены). В довершение, по привычке, накосячили с женской сборной, которая показана в Мюнхене-72, хотя женский баскетбол включили в программу олимпиад лишь через четыре года.
Ну да и хрен с ними, с киноляпами. Освоить госфинансирование, сварганить пробивающую на слезы красивую сказочку и вновь встать в очередь за бюджетными деньгами сегодня в порядке вещей. А вот чего создателям киношных гимнов действительно простить нельзя, так это того, что их красивая сказочка катком надругательства прошлась по памяти ушедших спортивных кумиров и выхлопом пренебрежения — по чувствам их ныне живущих близких.
Среди них — семья скончавшегося в 1999-ом тренера Кондрашина. В фильме его сын показан мальчиком в инвалидной коляске, которому якобы срочно нужна операция на Западе, но отец все валютные накопления отдает на лечение своего спортсмена-любимца. У Кондрашина действительно есть сын Юрий, с детства страдающий церебральным параличом. В 1972-ом он уже достиг совершеннолетия, и выдумка со срочной операцией по меньшей мере лжива и бестактна.
А вот что говорит о ленте вдова триумфатора Мюнхена-72, центрового Александра Белова: «По России-24 видела, говорили, какой хороший фильм, как Губерниев плачет, все плачут. Мы тоже плачем. Но не потому, что фильм такой добрый, а потому, что через нас просто переступили и пошли дальше».
Поясню. В «Движении вверх» Александр Белов показан смертельно больным уже перед мюнхенской олимпиадой. На самом деле серьезные проблемы со здоровьем начались у него лишь спустя пять лет — после того как в 1977-ом «благодарная» Родина лишила его мест в сборной и ленинградском Спартаке, звания заслуженный мастер спорта (змс) и даже стипендии в вузе. И всё это из-за нелепой попытки пронести через таможню иконы по просьбе другого спартаковца — Владимира Арзамаскова. Отлучение от баскетбола нанесло эмоциональному спортсмену сильнейший удар, человек буквально сломался и уже через год умер в возрасте 26 лет.
Вот так безжалостно страна затравила и погубила выдающегося игрока, добывшего ей победные два очка на последних трех секундах финала и первое олимпийское золото в баскетболе. А нынче бесогон рисует нам ура-патриотическую картинку, где Саша Белов якобы жертвует здоровьем ради победы своей страны. Всё с ног на голову, верх цинизма.
Но и это еще не вся правда. Ведь советская Родина-мать бездушно растоптала каждого третьего баскетболиста той сборной. Помимо Александра Белова, это Алжан Жармухамедов, который через год после олимпиады за таможенные нарушения был лишен звания змс, Иван Дворный, который за аналогичный проступок и вовсе получил три года лагерей, и Михаил Коркия, отмотавший срок за незаконное предпринимательство. Жизнь в совке вообще основательно потрепала наших чемпионов. Из двенадцати игроков мюнхенской сборной СССР по баскетболу живы сегодня только четверо (из двенадцати американцев живы одиннадцать).
Вот где истинная спортивная драма, вот о чем кино-то снимать надо и гимны писать. Только делать это предстоит не потомственному бесогону, а людям порядочным и совестливым. Бесогону же можно предложить снять ленту о своем ближнем родственнике — родном дяде-эсэсовце (о похождениях в годы войны Михаила Михалкова, он же капитан 3-ей дивизии СС Мюллер, можно почитать в примечаниях к статье о нем в Википедии). А то учат нас патриотизму всякие…

Войти по логину
sportsdaily.ru
У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Зарегистрироваться по E-mail
Уже есть логин? Входите!
Восстановление пароля
Сообщение отправлено на ваш email адрес
Назад