• Экс полузащитник «Спартака» и сборной России Егор Титов: «Бардак начинается с головы»

    22.06.12 00:09

    Экс полузащитник «Спартака» и сборной России Егор Титов: «Бардак начинается с головы» - фото

    Фото: ФК «Спартак»

    Автор: Спорт день за днём

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Карьере Егора Титова в сборной России может позавидовать любой — были и яркие взлеты, и болезненные падения, а увенчалось все добровольным отказом от выступления за национальную команду по семейным обстоятельствам. Тогда это решение общественность приняла с пониманием, и особой критики в адрес Титова не последовало. Чего не скажешь о нынешних «сборниках», обругать которых считает своим долгом чуть ли не каждый обыватель.

    Экс полузащитник «Спартака» с высоты своей блестящей карьеры анализирует неудачу команды в Польше, призывает футболистов открыться перед болельщиками, восхищается немцами и мечтает о российском тренере у руля национальной сборной.

    Если немец ослушается тренера, его расстреляют

    — Егор, вы вроде бы планировали сами поехать на Евро…
    — Да, изначально собирался в Польшу, но в итоге не получилось — слишком много дел накопилось в Москве. Но практически все матчи посмотрел по телевизору. Эмоции? Особых не было. Конечно, переживал за нашу сборную, как любой болельщик. Но в основном чемпионат Европы интересен с другой точки зрения — в каком направлении развивается футбол, какие новые тенденции…

    — И что отметили для себя?
    — Пока могу сказать, что особенно выделяются на Евро две сборные — Испания и Германия, что, наверное, предсказуемо. Думаю, через год-два к ним примкнет еще и Франция. Остальные команды по уровню примерно равны. После последнего Евро прошло четыре года, и я могу сделать вывод, что футбол сейчас еще больше выравнялся. И сейчас в нем любые нюансы играют роль, очень многое зависит от тренера, от любого футболиста. И нет такого большого разрыва между сборными, как раньше, когда была пятерка-шестерка, которая могла легко выиграть у седьмой или восьмой команды рейтинга. А сейчас есть примерно двадцать сборных, которые на одном уровне.

    — Испания, о которой вы упомянули, уже несколько лет подряд уверенно держится в лидерах мирового футбола. За счет чего?
    — Думаю, прежде всего это менталитет. У испанцев есть целая плеяда футболистов из «Барселоны», которые выиграли все, но они по-прежнему хотят побеждать, ставят перед собой максимальные задачи. Это говорит о том, что такое отношение к делу формировалось долгие годы, десятилетия. То же самое можно сказать и про Германию — эта такая нация, которая хочет выигрывать во всем. Не зря у них лучшие машины, лучшие автобаны, лучшие отели. Да и вообще жизнь в стране очень хорошая, а сама Германия — фактически хозяйка Евросоюза. И если Испания играет весело, с фиестой-сиестой и так далее, то у немцев есть прагматизм в ущерб атаке, но это всегда приносит результат. Потому что во всем у них есть дисциплина. Если игроку сказали не убегать дальше чем на 21 метр от штрафной, то он будет бежать и знать, что если будет 22 метра, то его расстреляют. И он сделает так, как ему было сказано. Эта дисциплина во всем — в раздевалке, в гостинице, в тренировочном процессе — в итоге выливается на поле в нужный результат. Конечно, в каждой из этих команд есть и люди, которые этот результат делают, как у нас говорят: те, кто играет на рояле, и те, кто его таскает.

     

    — Кого бы отметили?
    — У немцев очень нравится, как в последнее время раскрылся Гомес. За него «Бавария» заплатила огромные деньги, и человек просто штампует голы. Да, в чем-то он кажется неуклюжим, большим, несуразным. Но человек дает результат, забивает потрясающие мячи, и я не перестаю им восхищаться.

    Мы не умеем быть командой

    — Получается, пока у нас в стране бардак, и в футболе мы мало чего сможем добиться?
    — Ну конечно. У нас бардак начинается с головы, то есть с РФС, все идет оттуда. Есть только лозунги, которые лозунгами и остаются. Очень много ошибок, и мы их не исправляем. Сейчас в прессе будет очень много сказано обо всей этой ситуации, причем даже не специалистами от футбола, а именно вами, журналистами. Я уверен, среди представителей прессы есть очень грамотные люди, которые могут что-то подсказать. И надо к ним прислушаться. Я сам читаю и отмечаю для себя очень много интересных вещей, так что в РФС как можно скорее надо оформить подписку на все спортивные издания. Чтобы они хотя бы были в курсе, что им советуют. Потому что наши футбольные руководители хотят сделать так, как они считают правильным, а на самом деле это будет неправильно.

    — А пресловутый российский менталитет играет роль?
    — О, безусловно! Это видно везде — в быту, в общении с болельщиками, на поле. Даже в последнем матче с греками было видно, насколько хотели выиграть греки, как они были заряжены на эту победу, хотя до матча у них были мизерные шансы на успех. Но как они это делали! Как крестился Карагунис, как они радовались после матча, побежали к болельщикам, показали, что они с ними. А мы не умеем быть одной командой — сборная, болельщики, РФС. У нас все иначе, чем у любой другой европейской сборной. Любая федерация футбола хочет помочь своей сборной, и игроки это принимают от души, отвечают самоотдачей. У нас этого нет. Все по отдельности. Но не может сердце работать без печени, а селезенка — без почек! А мы пытаемся сделать так, чтобы все работало отдельно. Так не бывает.

    — Откуда же это берется в игроках? Ведь даже ваше поколение в сборной не было таким…
    — Это все избалованность поколения. Игроков избаловали болельщики, клубы, в которых они играют, пресса их избаловала. Да и РФС всегда будет делать хорошую мину при плохой игре. Меня вообще убила фраза господина Фурсенко, что у нас прекрасная команда, что мы ее сделали на долгие годы. Мне это непонятно. А больше всего мне не нравится то, что после игры, даже остыв от эмоций через сутки-двое, никто не взял вину за все на себя. Адвокат сразу улетел, сказав, что ему вообще пофиг, что тут о нем думают, из футболистов никто ничего толком не объяснил. Один-два попытались извиниться, хотя все цитаты идут из «Твиттера» со ссылкой на Дзагоева. И даже Первый канал использовал эту цитату, думая, что это реально Дзагоев. А это не он! Алана нет в «Твиттере», это я знаю точно. А РФС продолжает говорить, что все нормально.

    Сборной надо обновляться

    — Ситуация с новым главным тренером, которого еще нет, вас не смущает?
    — Очень настораживает. Ясно было, что Адвокат уйдет, а у нас еще нет главного тренера. И даже кон­кретных кандидатур.

    — Что вы думаете о словах Константина Зырянова, который перед Евро сказал, что сборная никому ничего не должна?
    — Высказывания футболистов я не комментирую. Все-таки это мои коллеги. Я сам был в этой шкуре, я знаю, что это такое. На эмоциях что угодно можно сказать. У тебя плохое настроение, ты устал, ты хочешь побыть дома с семьей, а к тебе лезут с микрофоном, тычут его тебе в нос. Да еще и с претензией, что вы должны с нами общаться… Но ведь есть и человеческий фактор, и надо входить в ситуацию футболиста и не писать то, что было сказано на эмоциях. Поэтому я бы эту тему оставил. Кто что сказал — сами разберутся, да и жизнь все расставит по своим местам. Совсем скоро мы узнаем, кто останется в сборной, кто уйдет. Ведь уже ясно, что команда будет обновляться.

    — Кстати, насколько радикальным должно быть это обновление?
    — Если хотим успешно сыграть на чемпионате Европы — 2016 и тем более на чемпионате мира — 2018, думаю, в какой-то степени надо будет жертвовать ближайшим мундиалем и строить новую команду. Конечно, не полностью обновлять сборную, ведь процентов на 50 сейчас она состоит из игроков, которым нет и 30, то есть они спокойно могут провести два ближайших отбора. И я не стал бы рубить с плеча, как все сейчас пишут, что надо всех разгонять и менять. Нужно сделать глубокий анализ и найти золотую середину, понять, кто нужен, кто не нужен. Но это уже будет делать новый штаб. Отказываться поголовно от всех ­нельзя. Это будет большая ошибка.

    Не залезайте в панцирь!

    — В свое время вы провели много матчей за сборную. Наверняка оказывались в таких ситуациях, когда что-то нужно было объяснять болельщикам… Что лучше всего сделать футболистам?
    — Конечно, у нас были такие ситуации, например в 2002 году в Японии и Корее. Нам надо было играть вничью с Бельгией, а мы проиграли и вылетели с чемпионата. Но нам тогда было в разы легче, потому что так далеко поддержать сборную прилетело гораздо меньше болельщиков. И от нас быстро отстали, тем более что Олег Иванович Романцев прямо там подал в отставку и все внимание было направлено именно на него. Игроков почти не трогали. Да, были гневные статьи, погромы в Москве. Но футболистам в таких случаях закрываться от всех ни в коем случае нельзя. Наоборот, есть смысл пойти на диалог с болельщиками. Ведь у поклонников накопилась злость. А игроки сейчас залезают в панцирь и говорят: «Извините, мы оттуда не вылезем». И если бы сейчас в ближайшие две-три недели наша сборная проводила бы какой-нибудь матч, я даже боюсь себе представить, что творилось бы вокруг этой игры. Трибуны были бы полупустые. В ближайшее время команде надо проводить матчи на выезде.

    — Ваше поколение разве не было избалованно? Прессой, большими контрактами в клубах…
    — У нас играли более ответ­ственные люди и профессионалы. Карпин, Онопко, Никифоров… Да и масса других. Многие ребята поиграли за границей, и этот опыт не испортил их, а, наоборот, сделал более ответственными. Болельщики очень уважали их за то, что они по первому вызову приезжали в сборную из своих чемпионатов, отдавались на поле полностью.

    Забыть как страшный сон и двигаться дальше

    — Вы лично однажды приняли серьезное решение отказаться от игры за сборную, хотя вас в нее звали. Насколько это было сложно?
    — Очень легко. Семья для меня всегда была на первом месте, тем более мы с супругой ждали прибавления. Не знаю, для кого как, но у меня не было цели сыграть как можно больше игр за национальную команду, войти в историю страны… Мы живем всего лишь одну жизнь, и в ней всегда надо чем-то жертвовать.

    — Просто иногда складывается впечатление, что некоторые нынешние «сборники» не так уж горят желанием играть за сборную… Может быть, было бы честнее отказаться и уступить свое место другим?
    — У каждого игрока свои планы на жизнь. Опять могу обратиться к нашему менталитету. Чтобы исчезли отголоски советского прошлого, надо пережить еще не одному поколению. Все думают, что если кто-то откажется играть за сборную, его тут же возненавидят, как это было в СССР. Раньше ведь, если человек отказывался от сборной — да вы что, это сразу враг народа, чуть ли не расстрел! И игроки боятся, наверное, что их будут критиковать и гнобить, а им еще жить в этой стране. Возможно, кто-то действительно не хочет играть за сборную, хотя я лично далек от мыслей, что такие сейчас есть. Я не берусь кого-то судить. Раз люди выходят в майках сборной, значит, им это надо.

    — Не думаете, что замечательные молодые игроки типа Дзюбы, Паршивлюка, Бурлака, Оздоева и так далее, попав в итоге в большую сборную, изменятся не в лучшую сторону под гнетом славы и ответственности?
    — Для начала этим ребятам надо попасть в национальную команду. И, думаю, все они сейчас видят и понимают, что творится в стране по отношению к сборной. И будут учиться на этих ошибках. Ведь происходит настоящая истерия, которая никому никакой пользы не приносит. Пройдет время, надо все забыть, как страшный сон, и двигаться дальше. И самое главное — надо скорее определяться с новым главным тренером. Не тянуть до начала июля. Если есть действительно какая-то кандидатура, пора договориться с этим человеком. Прямо сейчас, в ближайшую неделю. Конечно, это будет очень сложное решение. Но мы ведь давно знали, что Адвокат уходит, надо было думать о преемнике. Но я пока не вижу и не слышу, чтобы мелькали какие-то фамилии.

    Три нарицательные буквы

    — Ну почему же — Спаллетти, Писарев, Красножан…
    — Ага, еще вспомните Романцева, Семина… Таким образом можно сейчас собрать человек 20–25 свободных тренеров и сказать: «Да у нас полно кандидатов!» Так ­нельзя. Нужно определить хотя бы трех «железных» кандидатов — они должны быть без клуба, и они смогут принести реальную пользу сборной. Хватит уже тратить деньги на иностранцев! В общей сложности уже миллионов 50 евро, не считая премиальных, мы отдали на счета в заграничные банки… Да, от Хиддинка была реальная польза, он нас многому научил. А вот с Адвокатом мы не то что ошиблись, а просто не получилось. Почему — это вопрос уже к самому голландцу. А сейчас пора вернуться к новому поколению российских специалистов и попробовать поверить кому-то из них. До чемпионата мира — 2018 осталось шесть лет. С одной стороны, срок большой, с другой — очень маленький. Надо давать новому тренеру карт-бланш.

    — О кандидатуре Бородюка что ­думаете?
    — Бородюк никогда не работал главным тренером, а помощник — это очень тепличная позиция, когда ни за что отвечать не надо. Ведь в случае каких-то неудач первым по башке получает именно главный тренер. А хочет ли сам Бородюк при неблагоприятном стечении обстоятельств оказаться в такой же ситуации, как сейчас Адвокат?

    — А мера ответственности руководителей нашего футбола насколько, по-вашему, велика? Может, вместе с Адвокатом и главе РФС пора в отставку?
    — Это, конечно, не в моей компетенции, но люди, которые провалили то, чего ждали миллионы, то, к чему мы шли больше двух лет, должны, по идее, уйти в отставку. Причем все. Ну а как поступит руководство РФС, я не знаю. Эти три буквы для всех уже стали практически нарицательными, согласитесь.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров