Бывший город Восточной Пруссии впечатляет
«Я полный идиот», — это прозвучало в голове даже не вопросительно. Два нигерийца, бежавшие навстречу по набережной Калининграда, посмотрели на меня. «Да, он болван», — им не надо было это говорить. Все читалось в их темном взгляде.
***
Моим соседом по купе из Москвы в когда-то город Пруссии стал аргентинец Матиас — 55-летний менеджер из Буэнос-Айреса. Когда он ввалился (а по другому это не назвать) ко мне и сел рядом, стало понятно: английский он знает гораздо хуже, чем я биографию какого-нибудь Эвера Банеги. Но это не стало проблемой. Главное он понял еще в Москве — поездка через две страны без пива сулит смертельную скуку. Его не остановила жена, двое детей в соседнем вагоне: ко мне он подошел и на смеси жестов, всех интернациональных слов и мимики стал рассказывать о семи пересадках, нудной супруге и любви к Месси. Уверен, если бы аргентино-испанский король оказался рядом, он отправился бы за ним хоть в Китай. Так какого черта он вместе со мной едет на матч Нигерии и Хорватии? Через переводчик в телефоне я задал ему этот вопрос. В тот момент он почти заплакал, съежившись как червяк, поджаренный на костре. И вбил дрожащими пальцами ответ. Оказалась типичная человеческая глупость/либо безнадежная тупость: попросил детей купить билеты, те то ли не смогли, то ли забыли... Матиас почти передумал ехать в Россию. Убедили те же дети, которые знают почти все клубы РФПЛ. Выбрали матч Нигерии — будущего соперника Аргентины, которая в субботу мучилась против Исландии. Потом Матиас хочет поехать в Нижний, ночевать у отеля своей сборной, чтобы увидеть героя своего времени. Для него это не Марадона, не Батистута, не Креспо. Даже в телефоне на заставке Месси, Месси, Месси...
К литовской границе Матиас уснул и ядовито захрапел. В эту минуту возненавидел его, Месси, всех аргентинцев. Разбудили таможенники. Дальше, так и не рассказав ему о своих планах, я уснул. Приснился Месси, проходивший мимо Кубка мира.
***
В Калиниграде я впервые. Центр перекрыт с самого утра, таксисты объясняют это мощной «хорватской ночью». Балканские парни до утра пили, гуляли и танцевали в местных барах. Ничего удивительного — другого тут и не ждали. Мы ехали вдоль набережной, и тут я словил настоящий экстаз. Небольшие стильные дома, гармонично обросшие зеленью, велосипедные и прогулочные дорожки, река, на которой аккуратно плавали несколько миниатюрных лодок.
— Так было всегда? — спросил я у таксиста.
— Смеешься? Еще три четыре года назад здесь ночевали бомжи, искали какие-то трубы и грелись. Сейчас — элитный район, много детей катается на велосипедах, роликах. А бегать выходят даже старики.
Бегать! Вот что я должен был рассказать Маттиасу! Но рассказал таксисту. Для болельщиков чемпионат мира — тонны разливного пива, поиск женщин и развлечений. Не смейтесь и не переставайте читать, но я вместо всего этого действительно хотел устроить личный беговой турнир. И увиденное в Калиниграде полностью превосходило даже максимальные требования.
Таксист посмотрел на меня и ухмыльнулся. Конечно, ведь я совсем не похож на спортсмена, одежда тоже не выдавала любителя традиционной кенийской забавы! Так же на меня посмотрели два нигерийца, которые с утра пораньше вышли на пробежку. Они кайфовали от происходящего. Я их понимал. А бегать передумал. Ни одного хорвата на набережной не было. Первых встретил днем у Кенигсбергского замка...
***
Вот для кого чемпионат мира — гигантская тусовка. Большинству плевать на памятники, будь то Брандербургские ворота или музей океана. Главное, чтобы было пиво и возможность попеть гимн. Им никто не мешал. А иногда даже помогали. Не нигерийцы, их тут почти не было, а кто был — студенты московских университетов. Помогали россияне — подходили, обнимались, пили, фотографировались.
Хорваты в этот день мне казались рок-звездами, а некоторые действительно напоминали их внешне. Такого количество фото с ними не делали никогда. И не важно — был ты раскрашен с головы до ног или просто носил шарф. Кто-то точно сделает с тобой селфи. Нигерийцы же настоящий эксклюзив, но я выцепил одного у стадиона.
Наконец-то я увидел, что люди перестали чувствовать себя будто на чужой тусовке. Калининград впечатлил и даже грустно, что без чемпионата мира здесь, скорее всего, была бы разруха, как в Выборге. Кстати, стадион тоже стоит. Его решили строить на болоте. Это не фигура речи — факт. Решили, а потом начали говорить, что утонет. Пока держится неплохо.
— Все реставрировать начали года 4 назад — и исторические дома в центр, даже щебень от старых немецких дорог переложили. Мы довольны. И рады, что чемпионат мира проходит у нас, — сказал таксист.
Бесит турнир, кажется, только социопатов. Но в таком милом городе их, надеюсь, немного.
Возможно, еще будут бесить хорватская ночь-2, которая пройдет вне зависимости от результата. Но ее можно перетерпеть или присоединиться.
Оно того стоит.