Как известно, одна из самых захватывающих спортивных историй последних десятилетий – финальный матч мужского волейбольного турнира Олимпиады-2012 в Лондоне. Это когда сборная России, вчистую проигрывая супер-бразильцам 0:2 по партиям и 19:22 в третьем сете, отыграла два матчбола, взяла три сета подряд и в итоге стала олимпийским чемпионом.
«Небываемое бывает», и понятно, что эта невероятная и правдивая история не могла не превратиться в фильм, это был только вопрос времени. Спустя одиннадцать лет после триумфа соответствующее кино появилось.
Начинается картина с юности будущего главного тренера той сборной. Середина восьмидесятых, небольшой белорусский город. Трудный подросток Владимир Алекно выбирает: потусить с такими же, как он, хулиганами или пойти на тренировку.
Выбор, судя по всему, был сделан верный, поскольку дальнейшие сцены (поданные в довольно скором темпе) таковы.
Спортивный интернат в Минске. Московский ЦСКА. Распад СССР, в результате чего Владимир Алекно становится игроком французского клуба «Тур» (транзитом через Болгарию и Италию, о чем в фильме, кстати, ни слова). Тяжелейшая травма, игрок становится тренером и выигрывает с «Туром» чемпионат Франции.
Возвращение в Россию (хотя, строго говоря, реальный Алекно покидал в 1991 году не Россию, а Белоруссию, а в фильме он уезжает из Москвы – столицы разваливающегося СССР). Бронза на Олимпийских играх 2008 года. Работа в казанском «Зените». Мегаматч в Лондоне.
Как видим, фильм представляет собою иллюстрированную биографию Владимира Алекно (на фото). Тоже вариант, но тогда нужно предупреждать, что концепция изменилась, и не стоит позиционировать кино как повествование о знаменитом финале; в конце концов тот матч выиграл не только главный тренер, но и его штаб (об этом вообще в фильме ни слова, ни кадра) и – если кто не знает – игроки.
К тому же если перед нами не история великой победы, а история великого человека (что, как известно, не одно и то же), то рассказана эта биография уж очень торопливо и неподробно, с какими-то многозначительными неделикатными намеками, которые понятны только посвященным.
Молодую женщину-реабилитолога (в кадре на редкость необаятельную, кстати), которая, по фильму, помогала во Франции травмированному Алекно восстанавливаться, показывают больше, чем иных игроков на Олимпиаде. Это что, имеет прямое отношение к финалу?
Помимо крайне невнятного и этически сомнительного сценария, у фильма большие проблемы с кастингом. Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина. Глядя на Юлию Ильину, которая играет супругу Владимира Алекно как преуспевшую гопницу с человеческим лицом, в это сложно поверить.
Многие хвалят актерскую игру исполнителя главной роли Дениса Шведова, но, по-моему, таких тренеров в игровых видах спорта не бывает. Шведов так вяло разбирает ошибки игроков в финальной игре, что, кажется, он вот-вот уснет посередине собственной речи. Так Олимпиады не выигрывают, «так играть неможно».
Вспомните, как после финала президент России, сам в прошлом спортсмен не из последних, шутливо упрекнул Алекно в том, что он экспрессивно употреблял слишком сочную лексику в прямом эфире. Создатели, кстати, сделали вид, что этого драматургически перспективного эпизода и вовсе не было.
В неглавных ролях заняты превосходные, а то и вовсе выдающиеся актеры Александр Лыков, Александр Семчев, Игорь Костолевский, Сергей Газаров, Сергей Шакуров, Ирина Пегова, Игорь Миркурбанов, но по большей части им просто нечего играть. Вернее, каждый (судя по всему, в меру своего понимания, режиссерской работы обнаружить там не удалось) отлично делает свой эпизод, но отдельные партии не складываются в общее повествование, потому что зачем? Для чего все это? Для кого?
Кино, как известно, искусство синтетическое, где с помощью литературы, изобразительного ряда, театральной составляющей, музыки, компьютерной графики и прочего нам рассказывают некую историю, формулируя некое послание. В данном случае историю про что?
Единственное, что приходит в голову – про то, что мы научились отлично снимать спортивные сцены (операторы Андрей Найдёнов и Дмитрий Трифонов). Что двигает людьми, которые ради побед в таких матчах кладут здоровье (практически все играли тот матч с травмами и потом долго лечились)? Для чего все эти прыжки в ширину?
Для недогадливых в финале звучит (сюжетно совершенно неожиданно) песня «С чего начинается Родина» (женский вокал и детский хор). И те, кто помнит, как ее исполнял, скажем Марк Бернес, это воспринимают как оскорбление.
Какая, кстати, Родина имеется в виду? Полоцк? Москва? Казань? Белоруссия? СССР? Россия? Или французский город Тур, где после травмы с прогнозом «не факт, что будет ходить» человека бескорыстно поставили на ноги, взяв на себя все расходы (если верить фильму)?
Бог не фраер, а мастер сюжета, и тот матч 2012 года был совершенным драматургическим и сценическим произведением. Нам вдруг решили показать кино про тот шедевр. Получилось как в анекдоте про Рабиновича, который напел Карузо.
Справка о фильме «Финал»
Режиссер: Петр Зеленов, Владимир Пресняков, Олег Пресняков
Сценарий: Владимир Пресняков, Олег Пресняков
Продюсер: Андрей Крылов, Александр Уманский, Виктория Рунцова и др.
Оператор: Андрей Найденов
Композитор: Александра Магакян
Художник: Роман Михеев, Екатерина Павелко, Гуля Бейшенова и др.
Возрастное ограничение: 12+
Длительность: 1 ч 31 мин
Фото: DPA; скриншоты из официального трейлера фильма «Финал»