Валиева стала пятой топ-фигуристкой, покинувшей группу Тутберидзе
Этери Тутберидзе создала школу, из которой выходят чемпионки мира и Олимпийских игр. Но путь топовых фигуристов в её группе редко бывает долгим. Из тех, кто прошел с ней всю карьеру, только Алина Загитова и Анна Щербакова, сейчас к этому стремится и Аделия Петросян.
Остальные ушли. Кто-то возвращался, но потом все равно уходил. Мы вспомнили, как складывались истории фигуристок, которые решились на уход от Тутберидзе.
Еще до «Русской ракеты» и четверных прыжков первой большой победой группы Тутберидзе стала Юлия Липницкая. Именно с ней Этери Георгиевна впервые оказалась в центре внимания: после триумфа Сочи-2014, где ее 15-летняя ученица помогла России завоевать командное золото домашней Олимпиады.
Но уже через год сказка закончилась. Липницкая не справлялась с новым ритмом: ее сопровождали нервные срывы, неудачные прокаты, растущее недопонимание с тренером.
«Когда спортсмен что-то завоевал и думает, что теперь можно тренироваться по-другому, начинается конфликт», – объясняла потом Тутберидзе в интервью Владимиру Познеру.
В 2015-м Юлия уехала в Сочи к Алексею Урманову. Новый этап оказался коротким – травмы, изнурительная борьба с весом, анорексия. После лечения в клинике Липницкая объявила о завершении карьеры
«Я пришла домой, сложила коньки в шкаф и с тех пор их не видела. Больше меня не тянет на лед», – говорила она в интервью Федерации фигурного катания.
Так завершился путь первой звезды Тутберидзе. Сейчас Липницкая занимается тренерством.
По две победы на чемпионатах мира и Европы, два серебра Олимпиады и один из самых эмоциональных образов в истории фигурного катания – так Медведева стала лицом группы Тутберидзе. Но после болезненного поражения в Пхенчхане, где Евгения уступила Алине Загитовой, их пути разошлись. Евгения отправилась к Брайану Орсеру в Канаду.
«Это был мой выбор. Самый трудный выбор в моей жизни. Я действительно не знаю, что сейчас буду делать, но я вижу свет счастливого будущего. Просто хочу двигаться вперед. Я больше ничего не боюсь. Чувствую независимость и свободу на льду, наслаждаюсь каждым моментом», – объясняла тогда Медведева в интервью Olympic Channel.
Уход сопровождался напряжением. Тутберидзе в том же интервью Познеру говорила:
«Когда спортсмен уже что-то завоевал и думает, что теперь он может тренироваться по-другому, что обращаться с ним надо по-другому, начинается конфликт. Ты сошел с пьедестала, и ты никто, ты должен все доказать на следующем старте. У тебя есть медаль, но это никак не поможет тебе в будущем», – заявила Тутберидзе.
Канадский тренер Даг Хау позже утверждал, что Этери Георгиевна сказала Медведевой, что без нее карьера фигуристки закончена.
Первый сезон в Канаде стал провальным: Евгения осталась без медалей, не попала на чемпионат Европы. Затем была бронза чемпионата мира, травмы и новая волна проблем. Молодое поколение в лице Александры Трусовой, Алены Косторной и Анны Щербаковой уже переписывало историю.
Во время пандемии Медведева вернулась в Россию, а вскоре и к Тутберидзе. Но прежняя магия не вернулась. Выступление на чемпионате России 2019 года под руководством Орсера, когда она снялась с произвольной программы из проблем с коньками, так и осталось для нее последним в карьере.
«Прошло время, и я рада, что тогда промолчала. Это было больно – и ей, и мне. Но она привела меня к олимпийской медали, и это уже повод не говорить ничего плохого», – призналась Медведева в шоу «Каток».
Косторная пришла к Тутберидзе в 2017 году и за три года стала чемпионкой Европы. Ее катание сочетало мощь, лиричность и идеальную технику. Но летом 2020-го она неожиданно перешла к Евгению Плющенко.
Причиной стали недовольство короткой программой и атмосферой на тренировках. Тутберидзе же заявляла, что Алена предоставила ей целый список девочек, с которыми не хочет кататься на одном льду.
В академии Плющенко Алена получила свободу и рекламные контракты, но не смогла сохранить стабильность. Через год она вернулась к Тутберидзе. Тренер поставила условие – испытательный срок.
«Шестое место в финале Кубка России – это не то чтобы обидно. Это четко дает понять, что ты не просто что-то сделал не так… У тебя все в жизни не так. И это надо менять. Надо идти извиняться, усмирять свою гордыню и просить прощения», – сказала Косторная в эфире Первого канала.
Но спустя сезон Косторная снова покинула «Хрустальный», на этот раз по решению тренера, и перешла к Елене Буяновой в ЦСКА. Еще через год – в парное катание.
Трусова уходила от Тутберидзе дважды. Впервые – в мае 2020 года в команду Евгения Плющенко. Причина – желание прыгать больше и рисковать чаще.
«Я всегда хотела, чтобы было больше прыжков, а меня останавливали. И это не первый год», – объясняла Александра в эфире «Матч ТВ»
Но сезон-2020/21 оказался очень противоречивым. Его в полной мере олицетворяет чемпионат мира в Стокгольме, где Трусова заняла только 12 место в короткой программе, выпав из сильнейшей разминки, заявила на произвольную пять четверных, прыгнула три из них и поднялась на третье место.
В мае 2021 года Александра вернулась к Тутберидзе, а после второго места на Олимпийских играх в Пекине снова покинула группу и перешла к Светлане Соколовской.
«Было несколько причин перехода. Но я благодарна всем своим тренерам. Ни на кого не злюсь и не обижаюсь. У меня не было ни с кем конфликта. Я пришла, сказала, все всё поняли, и всё», – сказала Трусова на YouTube-канале Ляйсан Утяшевой.
Трусова стала символом нового поколения, но и примером того, как трудно совместить личные амбиции с жесткой системой Тутберидзе.
Теперь список ушедших пополнила и Камила Валиева. Татьяна Навка подтвердила, что Камила продолжит карьеру в ее школе под руководством Светланы Соколовской.
Сама Камила не комментировала свой уход из группы Тутберидзе, но многим он кажется логичным. Наказание за историю с допингом понесла только Валиева, хотя на момент нарушения ей было всего 15 лет, а все время с момента объявления о дисквалификации ее поддерживала именно Навка. Тутберидзе, казалось, осталась в стороне.
Валиева снова в спорте! Но к Тутберидзе она не вернется