• Филипп Боромыков: неСТЫКовочка вышла

    20.11.09 14:21

    Филипп Боромыков: неСТЫКовочка вышла - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Да, господа, мы – великая спортивная держава! У нас звездная сборная, инопланетные гонорары и космических масштабов тренер. Все действительно прекрасно, особенно в сравнении с поколением Карпина, Аленичева и Мостового. “Россия – чемпион!” – все громче раздается на улицах провинциальных городов без всяких претензий на “натужный патриотизм”. Но вот только в своих футбольных фантазиях мы воспарили так высоко, что и сами не заметили, как пролетели мимо ЮАР.
    Мир перевернулся в моих глазах. Второй раз после майского финала на турецком “Ататюрке”, того самого, в котором польский кипер "Ливерпуля" Дудек отразил решающий пенальти в исполнении украинца Андрея Шевченко. Интересно, что ни Украина, ни Польша на ЧМ в ЮАР не пробились. К слову. И вот теперь все как будто встало на свои места.
    Для начала были посрамлены все, кто верил в безысходность нашей победы (и я, грешно признаться, в том числе). Особенно футболисты, уверенные, по всей видимости, весь первый тайм в том, что в независимости от их собственных действий, словенцам не удастся провести в рамку наших ворот ни одного мяча. Самое время было спуститься с небес на землю и признать, что – несмотря на все эти разговоры о двух (а может, и всех трех) равных таймах с немцами – причислять себя к европейским грандам (на уровне сборных, конечно), мягко говоря, рано. А это тот самый вывод, ради которого можно пожертвовать сразу несколькими мундиалями. Кроме того, развеялся в прах, в легковесную белесую дымку миф о безграничном везении Хиддинка, что еще раз доказало, во-первых, специфичность судьбы российского футбола (повезло немножко – и хватит!), а, во-вторых, величину вероятности сглазить даже наиболее ожидаемый исход события при постоянном высказывании своей абсолютной уверенности именно в таком исходе. На вопрос словенских изданий  “А допускаете ли вы, что…” все доморощенные эксперты отвечали неизменной снисходительной улыбкой и будто заученной фразой: “Наша команда индивидуально сильнее. Класс должен победить!” Но победил в итоге Матьяж Кек.  
    Причем заслуженно победил, что самое-то прискорбное! Абсолютно! Да, где-то словенцы грязновато играли, местами помогал арбитр, но в противовес этому перед глазами стоят отмашка Аршавина здесь и спорный, но все же пенальти, не назначенный в наши ворота там, в Мариборе. Тренер Кек полностью – тотально – переиграл нашего Гус Ивановича по части психологии, эмоциональной устойчивости. Россияне свято поверили в будничность успеха в этом стыке, будто бы Хиддинк и в самом деле на столько везучий, что может даже сборную детско-юношескую, юниорскую вывести на чемпионат мира в независимости от соперника. И главное, как все складывалось-то: и статистика словенцев, пропустивших всего один мяч на своем поле в текущем отборе, и давление, нагнетаемое футбольными людьми – экспертами, журналистами, футболистами, – заявлявшими с гордостью, что мы ОБЯЗАНЫ попадать на мундиаль; и даже письмо в РФС от женщины преклонных лет идеально подходило под шаблонный образ событий, предшествующих очередному – следовательно, рутинному, - подвигу голландского топ-тренера. Ситуация была психологически наинепростейшая, но разве не в таких условиях нам удаются лучшие игры?

     

    Как же быстро все приедается! Еще в 2007-м, эдак по весне, злопыхателей Хиддинка и недовольных сборной спокойно набралось бы нужное количество для очередного опроса. Но вот мы обыграли Англию – и все впали в эйфорию, твердя, как в горячке, что уж Израиль-то… сам Бог велел! А потом, обжегшись на молоке, снова обрушали на Гуса всю критику, на которую были только способны. Зато после Евро голландец для всей страны – сразу – стал Гус Ивановичем. И вот теперь от сборной, над которой пару лет назад в открытую хохотали, ждут только побед. Полярность оценок – тоже в чем-то русская черта.
    Нашим, страдающим, видимо, звездной болезнью, предписано играть только с более сильными, чем наша, сборными, иначе на лицо риск недонастроя, расхлябанности на поле, психоза конца матча и неубедительного результата в итоге. Вот спросите меня, кто же из наших (ну, кроме Кержакова, который, понятно, хотел как лучше) запомнился после матча? Не видео нарезкой, а по существу, по действиям на поле? Жирков – однозначно. Всегда играющий “от сердца”, выкладывающийся на максимум в любом матче, даже если он ничего не решает. Надень на него соответствующую шляпу – и настоящий мушкетер тамбовского розлива! Семак – красавец просто, именно с его выходом связана та уверенность, с которой  мы начали выгрызать себе центр поля в начале второго тайма. Сергей – личность, настоящий капитан по своему духу. Очень его не хватало в тайме первом – тогда б, может, и противники не решились бы распечатывать наши ворота. А так…
    А так у нас ни за что удалили Кержакова. За слишком большое желание победить. Да не было там по-хорошему удаления. Правил, по сути дела, Александр вообще не нарушал, а что до потасовки – так это уже вина арбитра, выпустившего, как модно говорить, нити игры из своих рук. Да не было красной карточки и в помине! Для этого дважды сравню Кержакова с его экс-партнером по Зениту Аршавиным: во-первых, в Москве за удар Брешко, аналогичный, в общем, фолу Кержакова по умыслу, Андрей получил только желтую карточку, что показалось вполне справедливым решением. Тем более что защитник словенцев сбил себе дыхание, тогда как Хандановичу никаких повреждений нанесено не было. И, во-вторых. Помните гол Аршавина  в ворота московского Спартака, когда Стипе Плетикоса не до конца зафиксировал мяч в своих руках? В Мариборе по сути было тоже самое. С той лишь разницей, что Андрей в том матче приложил палец к губам и понесся к фанатскому сектору, а Александра с позором выгнали с поля. Везет сильнейшим! А сильнейшими они становятся именно потому, что им везет. Таков парадокс мирового футбола.
    И все-таки, при всем нежелании, признать приходится: игра-то удалась! Это когда кровь носится по капиллярам со скоростью света, сердце молотком стучит по грудной клетке, а в ящичке стола заканчивается валидол, думается, что нашим просто не повезло, что судья – такой-сякой, лишил нас последних шансов. Конечно, ведь мы смотрим футбол субъективно, поддерживая россиян. Но надо заметить, что словенцы действительно играли очень грамотно, создавая зоны-коридоры в центре поля, которые вдруг, совершенно неожиданно для Гуса, ребят и всей армии фанатов превращались просто в проходные дворы; выжимая максимум из своих возможностей и наших же слабостей. За Голиафа всегда болеет меньшее количество людей не только из-за того, что Китай и Индию к сильным сборным не отнести, но и потому, что болельщики обычно жаждут сенсаций. Футбол как точное отражение нашей с Вами жизни должен давать людям надежду, должен приносить в забытые Богом селенья радость и счастье. Должен помогать выплеснуть свои негативные эмоции на трибунах и зарядиться до отказа положительными. Особенно, если их, как говорится, днем с огнем…
    Вы посмотрите, с каким воодушевлением встречали словенские болельщики каждое удачное действие подопечных Кека, словно таких действий было, как говорится, раз-два и обчелся. Это прямой показатель того, что сборная только начинает заявлять о себе в Европе, попутно завершая процесс собственного становления, и в памяти фанатов все еще сидят фрагменты откровенно провальных игр нескольких предыдущих отборов, по ходу которых местных футболистов начали воспринимать этакими европейскими карликами. Да, за последний цикл сборная значительно окрепла, но враз вернуться – пусть не в элиту – в разряд крепких середняков у экс-югославов вряд ли получится. Так что сейчас Словения – отнюдь не завершенный проект, и Кеку придется еще долгие полгода отлаживать командный механизм, доказывая вымученными победами, что их триумф 18-го ноября не был чистой случайностью. Стыдно, парни, стыдно проигрывать такой вот формирующейся только команде! Стыдно – вчерашним карликам! Стыдно – сегодняшним титанам!
    Да, правду говорят: Гус – добрый волшебник. Наша сборная, впервые подошедшая к решающему матчу фаворитом, которым, к слову, Гус же ее и сделал, преподнесла крохотной – все познается в сравнении – стране по истине королевский подарок, доказав в очередной раз, что Россия – щедрая душа. Образцового гостеприимства после 80-ти минут матча, в котором Билл и Ко возили отважных словенцев и имели все возможности решить судьбу заветной нематериальной путевки и ее материальных последствий уже в заполненных Лужниках, нашим, по всей видимости, показалось мало. А вот ТЕПЕРЬ – а теперь Радосавлевич, Дедич, Ханданович и прочие радовались этой единичной (но не случайной!) победе так, будто бы это была виктория в полуфинальном, как минимум, противостоянии с действующими чемпионами. Знаете, а мне все равно приятно, когда люди вот так вот искренне, по-ребячьи радуются. Ей-богу. Сразу задаешься вопросом – а мы, а наши смогли бы также воспринять общую победу? А вы смогли бы – на флейте водосточных труб?

    Так почему же наши проиграли? “Недооценка!” – отвечает большинство экспертов, с позицией которых трудно не согласиться. Но, кроме того, мы увидели в игре нашей сборной давно забытые, казалось бы, штрихи к портрету – скованность и даже робость, и это не перед Германией, скажем, а перед крошечной Словенией! Безусловно, проблема психологии остается одной из острейших для Гуса, который в этой связи наверняка с ностальгией вспомнит времена своей работы со сборной Кореи. Ну что уж делать, коли нашей сборной, с непробиваемым упорством продолжающей наступать на одни и те же грабли, было мало одного Израиля, а потребовались еще матчи со Словакией и Албанией (в предыдущих циклах), выезды в Баку и Марибор. Вот что любопытно: кроме недооценки, россияне страдают неумением играть на стадионах, целиком и полностью болеющих против тебя, когда трибуны морально прессингуют и поддавливают тебя своей мощной энергетикой. Уэмбли-07, Дортмунд-08, Людски ВРТ – сейчас. Все наши проблемы как и лежали в области психологии, так там и остаются лежать, и ничего с этим не поделать – ментальность такая. Так, если хотите, в школах спортивных учат. Так и молодежка наша играет – помните стыки с португальцами, когда в первом московском матче мы просто разнесли южан в пух и прах, а дальше в итоге прошли именно соотечественники Эйсебио? А набившее оскомину противостояние Рубина с Рапидом, когда за гостевым успехом 2:0 последовало сокрушительное фиаско бронзовых призеров чемпионата России в Казани – 0:3? Помните?
    Вот и сборникам нашим, драгоценным, любимым игрокам не мешало бы помнить. А то в который уже раз принимаемся делить шкуру неубитого медведя, который в самый неподходящий момент подымается с колен и начинает снимать скальпы уже с нас. Впервые (!!!) на гостевом матче отечественной сборной по футболу присутствовал президент страны, и явно не для того, чтобы увидеть настолько блеклый (по сравнению с нашим среднестатистическим) и безрадостный футбол, который, к тому же, лишил нас возможности совместить приятное с полезным при поездке в ЮАР. Теперь в Африку будущим летом – только по делам.
    Есть такая точка зрения, которой придерживаются маститые психологи, что, дескать, все в мире происходит абсолютно случайно и невзаимосвязано друг с другом. Мол, человеческому мозгу свойственно искать всему причинно-следственные оправдания (чем мы, пишущая братия, частенько и занимаемся), когда их и в помине нет. Вот в этом поражении разве можно отыскать какие-либо обоснования, кроме тривиальных: “Словения играла хорошо, а наши – как всегда, плохо”? Может, это нам воздается за случайный по сути гол Вадика Евсеева в 2003-ем в ворота многострадального Уэльса и незаслуженную квалификацию; может, за высокомерные отзывы Аршавина об исходе двухматчевого противостояния и его заветном желании сыграть именно со Словенией? Да нет, вроде, Гиггз со своими грязными штучками заслуживал путевку в Португалию куда меньше, а Словению подавляющее большинство специалистов и аналитиков считали однозначно СЛАБЕЙШЕЙ из всех тех, что заняли вторые места в своих группах (были даже разговоры в шутливой форме, а не дать ли шанс второй команде девятой – усеченной – группы сыграть в стыке, уж явно лучше выступят, чем словенцы!). Да и минутная расслабленность в концовке московского матча не предвещала никакой фатальности. Была не выиграна битва, но вся война была еще впереди!
    Для воинов всегда легче отбиваться, защищая какую-либо возвышенность, холм, высоту, чем с яростным кличем пытаться ее захватить. С высоты достигнутого результата оборону держать всегда легче. Вот и нашей сборной надо было – всего-то! – не пропустить, сберечь рамку в неприкосновенности, и это – когда в ней стоит без пяти минут страж ворот МЮ, а к защите, помимо известных миру персонажей, отряжены еще и бойцы из полузащиты (надеюсь, Хиддинк задумывал именно так). Всего-то нужно было – не пропустить! Не было острой необходимости что-то судорожно выдумывать уже с первых минут, как месяц назад в игре с немцами, - нужно было всего-навсего удержать СВОЕ. Но памятуя об ударе шустрого Новаковича по Акинфееву в упор, об ударе Игнашевича по родной штанге, и еще куче звоночков, предупреждающих нас о возможной катастрофе, мы были обречены на поражение в этом матче, который уже психологически выиграли (ну или хотя бы свели к ничьей) в подтрибунке Лужников.
    В этой футбольной войне мы были вынуждены публично – на весь футбольный мир со всеми его амбициозными, словно сборная Словении, провинциями – объявить о своей капитуляции. Безоговорочной (ой ли?) и окончательной. Никаких переигровок, wild card’ов и лаки-лузеров. Все – мы остались за бортом этого Ноева ковчега современного футбола, который, надо думать, значительно приумножит славу отобравшихся сборных, а нашу, российскую, быть может, откинет в середину второго десятка рейтинга ФИФА. Но я, если честно, даже рад отчасти, что так произошло. Очень полезно бывает с высоты установленного своими руками пьедестала шлепнуться лицом в грязь. Весьма, знаете ли, освежает и тонизирует к новым достижениям. И прекращает пустые разговоры о величии команды, которая не может не только настроиться на соперника, но и собраться на десяток минут и выдать концерт по заявкам. А, например, Германия, Италия или вон Франция (с помощью рукастого Анри, правда) – могут.
    Знаете, а мне все равно приятно, когда люди вот так вот искренне, по-ребячьи радуются. Прямо как мы два долгих и счастливых года назад, в далекой то ли испанской, то ли французской провинции Андорра. Помните, когда Петрич забил на Уэмбли и вот так вот, самолетиком, расправил руки-крылья к прикрытому стеклянной крышей стадиона хмурому лондонскому небу? Когда чувство волшебной сказки переполняло, подталкивая к не менее неосуществимым мечтам о медалях Евро? Когда в хорватское посольство… Да, я очень сентиментален. Представляю, как бы я радовался ранним утром 19-го, будь у меня словенский паспорт и люблянская квартира. Для меня это было бы даже нечто более великое, чем для нас – гол Евсеева на красавце “Миллениуме”. Да, я сентиментален! И не стыжусь этого.
    Не стыдятся своей победы и словенцы; они сегодня – национальные герои, им можно все. И они поедут в Африку счастливчиками, готовыми плясать под эти чужие африканские дудки любой свой словенский вальс, получая удовольствие от футбола и купаясь в теплых лучах славы. А мы будем кусать локти и с ностальгией вспоминать тот волшебный ноябрьский вечер 2007-го, когда вся страна заснула счастливой. И когда наше незапланированное попадание на Евро шокировало всех – и нас, в том числе! – куда больше, чем эта стыковая неудача. В тот самый момент, когда мы, наконец, смогли примерить костюм футбольных супергероев-фаворитов и почувствовать свое всемогущество. Вот и зачахли над ним, потеряв связь с реальностью. Да сдался нам, супер-игрокам, этот мундиаль? И что нам вообще делать на чемпионате мира, если братья-хорваты не попали даже в стыки?!
    Без хорватов неинтересно. Зато наконец-то попала на крупный турнир сборная Туманного Альбиона, готовая снова проиграть в четвертьфинале и уехать домой (а путь-то неблизкий!) с обидой на несправедливое судейство и еще на что-нибудь или, не дай Бог, кого-нибудь – до кучи. Так что этот чемпионат, лишившийся львиной доли славянских команд, наверняка станет достаточно заурядным – для россиян, по крайней мере.
    А мы ведь всегда – и в утренней Йокогаме, и в сумеречной Андорре, и в переполненных Лужниках – всегда ждем и будем ждать от сборной только виктории. И победа – не только над Голландией – всегда вкуснее, чем дольше ее ждешь. Подождем, друзья! Спокойной ночи! Спокойной ночи, Спящие Гиганты. Вот только спячка рискует оказаться слишком долгой…

    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров