• Финал Запада. Готовые к переменам

    03.04.12 05:41

    Финал Запада. Готовые к переменам - фото

    Фото: ХК СКА

    Миллионы СКА против дисциплины «Динамо». Пижонистый тренер против сурового коллеги. Каждый матч финала Запада будет подарком для болельщиков.

    На Матче звезд КХЛ в Риге наставники СКА и ОХК «Динамо» возглавляли сборную Западной конференции. Когда ведущий шоу объявлял тренерские штабы, то он представил Милоша Ржигу и забыл про Олега Знарка. Олег Валерьевич, конечно, не оставил это без внимания, и после небольшой беседы ведущий исправился. Знарок свое всегда возьмет. Ржигу же этот курьез позабавил.

    Сжигающий мосты

    Вы будете смеяться, но сложный характер Милоша Ржиги привел к тому, что он может потерять свое место в случае поражения в финале конференции. Конечно, решение еще не принято. Предстоит серьезное обсуждение, но есть сомнения, что чех останется в клубе. Если, конечно, не выиграет для Санкт-Петербурга Кубок Гагарина.

    Ржига почему-то решил, что в СКА у него будут фокусы, которые позволяли ему работать в «Спартаке» и «Атланте». Во всех прежних командах он чувствовал себя главным и незаменимым, а тут просто не успел перестроиться.

    Давайте напомним, как Ржига уходил из команд. Первый раз Милош покинул Мытищи, так как не договорился об условиях нового контракта. Губернатор области тогда поблагодарил тренера за сезон («Химик» стал шестым) и заявил, что хотел бы сохранить специалиста. Ржига воодушевился и потребовал существенной прибавки зарплаты – такой, что в клубе просто были ошарашены. По слухам, он хотел чуть ли не пятьдесят тысяч долларов в месяц, а для тренеров это совершенно нереальные деньги. То есть на такие условия могли бы претендовать Зинэтула Билялетдинов или Владимир Крикунов, но где они, а где Ржига с шестым местом.

    Затем был «Спартак», но Милош всегда относился к этой команде как к перевалочному пункту. Он постоянно мониторил варианты и был готов уйти в любой момент. Помните, в один сезон из разных городов сообщали, что к ним приезжал Ржига и интересовался возможным сотрудничеством. Сам он, конечно, не ездил, но агентов своих посылал. Ничего сильно интересного не было. Чеху предлагали повышение зарплаты, но все это было не то, не то.

    Наконец, в «Атланте» Ржиге были предложены отличные условия плюс довольно приличные игроки. Мешал только действующий контракт со «Спартаком», где на тренера молились. Увольнять его никто не хотел, более того, «красно-белые» мирились с любыми капризами Ржиги. Вот показательный пример. Как-то журналистам сообщили, что Ржиге запрещено давать интервью. Точнее, что в контракте прописали: тренер не имеет права говорить вещи, которые могут нанести урон клубу. Милош, прочитав об этом, устроил небольшой скандал. В клубе его успокоили, мол, никаких изменений в договоре нет, просто теперь журналисты не будут спрашивать про какие-то вещи. Но если спросят, он волен отвечать, как вздумается.

    Так вот, после предложения из Мытищ, Милош пришел в кабинет к президенту клуба и попросил следующее: десять человек из состава отчисляются, с него снимается задача на сезон и он готовит клуб к следующему чемпионату. А иначе он уходит. В «Спартаке» испугались, но все-таки начали спорить. Мол, если мы уберем десять человек, то кто же играть будет? А кто будет платить ушедшим, ведь нельзя так просто убрать хоккеиста из команды. Одумайся, Милош. Задача, так и быть, будет снята, но другие условия довольно глупые.

    – Ах так, тогда я хочу уйти, – заявил тренер.

    Договорились лишь о том, что Ржига уйдет без компенсации, раз он сам спровоцировал свою отставку.

    Пан или пропал

    После прошлого удачного сезона Ржига получил предложения из СКА и вместо того, чтобы мирно расстаться с Мытищами, тоже устроил нервотрепку, отказываясь от любых условий клуба. Почему нельзя было уйти мирно, история умалчивает.

    Раз получалось демонстрировать свой характер во всех клубах, почему Ржига должен меняться в Санкт-Петербурге? Но в СКА много людей, которые сами могут построить кого угодно. И без конфликтов не обошлось.

    Чешский тренер испортил отношения, например, с генеральным менеджером Алексеем Касатановым довольно быстро. Милош сразу сказал, что ему не нужны Максим Сушинский и Алексей Яшин, и клуб послушно отказался от этих хоккеистов. Активные болельщики не поняли расставания с Сушинским и начали высказывать претензии.

    — Это не мое решение, – вдруг объявил тренер, видимо, чего-то испугавшись.

    Тут его не поняли уже среди руководства, четко выполнявшего все требования тренера. Потом было еще много подобных ситуаций, не таких ярких, как эта, но все это привело к тому, что под Ржигой закачалось кресло. Никому не понравилось, как чех отреагировал на трансферную компанию перед дедлайном. Например, он почему-то был против приглашения Владимира Тарасенко. Скорее даже не по игровым характеристикам, а из вредности. Типа, я этого нападающего не звал и не отвечаю за него. Ржига почему-то стал постоянно говорить, что команда нуждается в серьезном укреплении, хотя это звучит смешно даже для людей, которые не слишком плотно следят за чемпионатом. Плюс никто не остался в восторге от небольшой истерики по поводу упущенного Кубка континента. Ржига умудрился обвинить «Трактор» и «Северсталь» в сговоре, а СКА при новом руководстве такие скандалы совершенно не нужны. В общем, если он не выиграет главный приз, то наверняка не останется в городе.

    Московское спокойствие

    У Олега Знарка, на взгляд со стороны, все нормально. Тут, правда, надо напомнить, что если телефон Ржиги есть практически у всех журналистов, то Знарок не такой открытый и никого к себе не подпускает. Он бы с удовольствием и на пресс-конференции не ходил, но так нельзя. Кажется, что у Знарка крепкие позиции в «Динамо», а победа над «Торпедо» очень обрадовала руководство. Попасть в четверку лучших по итогам сезона – для этого клуба огромное достижение. Хотя, по правде говоря, нынешнее «Динамо» практически ничем не отличается от ХК МВД, а ведь тот клуб дошел до финала. Да, в Москве играют бесспорные звезды типа Лео Комарова или Александра Еременко, но, в сущности, «Динамо» сильно уступает любым другим коллективам из первой четверки.

    Знарком довольны в клубе, но понятно, что там нельзя быть ни в чем уверенным. Проблему могут найти на ровном месте. Зато крупных скандалов не случается – этого не отнять. Мелочи, типа тренер хочет играть в «Лужниках», а руководители готовы арендовать «Мегаспорт», – не в счет. Тут вообще стоит встать на сторону начальства: на Ходынском бульваре просто более комфортные условия, а Малая спортивная арена отстала от жизни лет на тридцать.

    Если бы Знарок не прошел «Торпедо», он бы точно стал искать новую команду, а сейчас, вероятней всего, с ним продлят контракт. Если только у тренера не появится других предложений, а это вполне возможно. Говорят, что уже Магнитогорск осторожно интересовался, а не поможет ли им Знарок все-таки что-нибудь выиграть. С Федором Канарейкиным там, кстати, уже точно расстаются.

    Битва характеров

    Поговорите с игроками, тренерами, и вы узнаете, что Милош Ржига как профессионал уступает многим в этой лиге. Грубо говоря, чех побеждает за счет эмоций, за счет настроя, за счет того, что умеет поднимать команду в бой. Тренера сильно бесит, когда его называют мотиватором. Но ведь это правда. Рассказывают, что его конфликт с Домиником Гашеком как раз случился из-за того, что Ржига отказывался от теоретических занятий и разборов матча, а вратарь считал, при таком подходе команда без исполнителей высокого уровня обречена.

    Видно, что Милош и в Санкт-Петербурге не особо старался, отдавая стиль игры на откуп хоккеистам. Да и что там за стиль. Команда играет в давление, старается задавить соперника, и у нее получается, так как в СКА действительно собраны классные хоккеисты. Но видно, что с защитниками, например, никто не работает так, как следует.

    И в итоге именно они совершают самые грубые промахи.

    Глядя на «Динамо», сразу понимаешь, что именно требуют тренеры и как клуб хочет побеждать. Заметно, что «бело-голубые» стараются навязать сопернику борьбу в средней зоне. А если чувствуют слабину, то и в чужой. Они грамотно выстраиваются при обороне и в большинстве. Умеют четко разыгрывать численное преимущество. Причем хоккеисты именно обучены играть конкретно в этой команде, не случайно же тут хорошими нападающими считаются Сергей Соин или Денис Кокарев. Кокарев вот даже до сборной дорос.

    Если бы идеи Знарка и Харийса Витолиньша исполняли игроки высокого уровня, обладатель Кубка Гагарина бы был уже известен. Нижегородцы тактически не победили ни в одной игре, кроме, пожалуй, последней – худшей для «бело-голубых». Но в «Динамо» есть серьезные проблемы с исполнителями. Например, забивать регулярно может лишь Михаил Анисин. «Динамо» играет хорошо везде, кроме завершающей части. С досады от неиспользованных возможностей начинает рушиться система, отсюда возникают ошибки.

    При этом тренерский штаб «бело-голубых» очень четко представляет, когда пора что-то менять на льду, и дает нужные указания вовремя. Вот только СКА, в отличие от «Торпедо», может забить очень много.

    У московского клуба есть одно очень большое преимущество. Характер. Каждый скажет, что питерцы просто запугали «Атлант» и потому для них все прошло так легко. (ЦСКА в расчет не берем, для него сезон был завершен, когда он обеспечил себе место в восьмерке.) Так вот, запугать команду Знарка невозможно. Здесь никто не отвернется, никто не оставит без внимания удар противника, а первым готов ответить сам тренер. Он, например, чуть не подрался с нападающим минчан Джеффом Плэттом. И Плэтт дрогнул. Да что там говорить, Знарок – единственный тренер в стране, который вызывал на бой Джереми Яблонски. Канадец от изумления отказался.

    У СКА вроде бы все в порядке с коллективом, но кто проверял? Ну да, они там тоже друг за друга горой. Артюхин не побоялся дисквалификации и поехал на Николая Пронина, когда тот избивал Виталия Вишневского. А Виктор Тихонов побежал наказывать игрока «Атланта» после того, как травму нанесли Кучерявенко. Но главная проверка будет в серии с «Динамо», а в командах с миллионерами редко бывает хороший коллектив.

    И у СКА, и у «Динамо» возникли проблемы со своими соперниками по второму раунду плей-офф, и эти проблемы характеризуют оба коллектива. Два поражения питерцев связаны лишь с настроением. В первых двух встречах у них все получалось настолько легко и просто, что они успокоились, да и Ржига уже ходил королем.

    – В Санкт-Петербурге мы вообще не проигрываем, – говорил нападающий Игорь Макаров после четвертого матча в серии.

    – Выигрывать в четыре игры нельзя, будет пауза, а это плохо, – не скрывал защитник Денис Гребешков.

    Так в плей-офф не говорят. Даже трудно представить, чтобы подобные слова мы услышали от представителей «Динамо». Если бы не отреагировал Знарок, то на разговор вызвало бы сказавшего такое хоккеиста начальство.

    В общем, в питерском клубе анархия, а вся дисциплина держится на самосознании игроков, которые умеют играть хорошо. Стоит им плюнуть на соперника, как Ржига ничего не сможет сделать. Он вот до сих пор не умеет перестраивать игру по ходу встречи.

    Вратари и провокаторы

    Не хочется говорить про проценты отбитых бросков и вратарей, но никогда в чемпионатах не выигрывали команды с плохими голкиперами. Даже со средним вратарем шансы существенно снижаются, кто бы ни играл впереди. Безусловно и то, что вратарская позиция в СКА гораздо сильней, чем в «Динамо». В прошлом сезоне Якуба Штепанека практически не меняли, плюс постоянно вызывали в сборную, и к концу сезона он еле стоял на ногах. Сейчас же есть Илья Ежов, который может стать первым номером в любом клубе. А у «Динамо» – не самый стабильный Еременко, заменить которого может лишь еще более непредсказуемый Алексей Волков.

    У соперников по западному финалу есть по одному провокатору, готовому на все, лишь бы позлить врага. Лео Комаров и Евгений Артюхин неоднократно встречались в чемпионате, и, по правде говоря, первый немного тушевался.

    Они ведь разноплановые на самом деле. Артюхин, например, для себя решил, что хочет остаться в истории не просто силовым форвардом, способным сломать кого угодно, но и человеком, про которого можно сказать:

    «А помните, какой гол забил этот парень?». Кроме того, люди из окружения Евгения утверждают, что теперь для него задача номер один – стать стабильным игроком национальной команды. А Зинэтуле Билялетдинову оголтелые бойцы не нужны. Лео Комаров статистикой похвастаться не может, но при этом считает нормальным всегда пытаться хоть как-то спровоцировать соперника. При этом драться он ненавидит, понимая, что в чистом бою у него не слишком много шансов. Зато, если судья далеко, Лео не упустит возможности ткнуть соперника.

    Артюхин и Комаров сделали очень много для победы своих команд во втором раунде. Так, Евгений сломал Андрея Зубарева в четвертой игре и окончательно сломил дух «Атланта». Лео постоянно выводил из себя нижегородцев. Он мог что-нибудь сказать, врезаться во вратаря или ударить кого-то на «пятачке», что, конечно, сильно выматывает.

    Пожалуй, нет в стране двух более зрелищных игроков, которые каждую смену стараются превратить в спектакль. Вот увидите, они еще встретятся на льду и полетят искры.

    Нижний Новгород – Москва


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»