• Главный тренер юношеской сборной Бельгии Марк ван Хирсом: «Для народа Адвокат был предателем»

    Мемориал Гранаткина. Встречи

    14.01.13

    Главный тренер юношеской сборной Бельгии Марк ван Хирсом: «Для народа Адвокат был предателем» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    ERID:

    Правила рекомендаций

    Мастерства Кулеманса, Ши­фо, Геретса, Прюдомма, опыта игроков старой школы хватило, чтобы сборная Бельгии выходила в плей-офф шести чемпионатов мира подряд — с 1982 по 2002 год. За 2002 годом последовал провал. Главный тренер сегодняшней сборной Бельгии U-17 Марк ван Хирсом рассказывает, как зажигалась новая плеяда бельгийских звезд.

    СКК примет премьер-лигу

    — Сборная Германии, выиграв Мемориал Гранаткина в 2006 году, больше в Санкт-Петербург не приезжала. Вы, конечно, не побеждали, но привозите сюда 17-летних ребят в третий раз подряд. Для вас это престижный турнир?
    — Это хороший турнир. Сейчас во многих европейских чемпионатах паузы, так что мы несколько раз приезжали сюда, и нам легко было получить игроков в свое распоряжение… С другой стороны, мы, может, перетрудились на своей работе: десять наших ребят забрали в свои основные составы их клубы. Сейчас они на сборах в Турции или Испании. Нам этих ребят не хватает. Так что о сроках турнира все равно нужно хорошо подумать. Я считаю, они все-таки подходящие… Другое дело, что уместнее рассматривать такой турнир как адаптацию новых игроков, как создание новой команды.

    — Было бы вам удобнее играть в феврале?
    — В Бельгии да и во всей Европе приоритет — это сборные до 18 лет. Под их матчи резервируются даты в международном календаре. В эти сроки можно проводить мини-турниры, пользоваться правом официального вызова игроков в команду. У команды U-17 таких привилегий нет, так что подобрать идеальные сроки, наверное, вообще невозможно. Повторюсь, формат Мемориала Гранаткина, на мой взгляд, хороший.

    — Чемпионат России теперь проводится по системе «осень — весна», и у нас обсуждается возможность задействовать манежи для проведения матчей в мороз. На ваш взгляд как участника турнира, можно было бы играть в СКК матчи национального чемпионата?
    — Это очень хороший спорткомплекс. Все упирается в искусственный газон — это куда более важный вопрос, чем невозможность играть под открытым небом. В Бельгии на синтетике играет «Сент Трейден», перед каждым их матчем только о поле и говорят. У них открытый стадион, и в дождь мяч прямо скользит по полю. Здесь же, наоборот, закрытый спорткомплекс, и мяч ведет себя по-другому. Думаю, любой такой вопрос — это только вопрос адаптации, привычки. В Бельгии у нас есть возможность тренироваться на синтетике, но не более одного-двух раз в неделю, когда погода плохая, — чтобы не испортить основное поле. Мы привыкли к тренировкам на синтетике в дождь, а «сухой» ковер для нас в новинку.

     

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548 [ X ]
    ERID:
    Правила рекомендаций

    Федерация диктует клубам, как обучать игроков

    — Молодые бельгийские звезды и звездочки усеяли лучшие клубы Европы. Ваша, Марк, команда выступала в финальной части юношеского Евро-2012. С чем связан этот подъем?
    — Десять лет назад у нас были введены специальные проекты. В первую очередь назову школы «Топ-спорт». Они есть в каждом регионе Бельгии и принадлежат Королевской ассоциации футбола. Лучших игроков из академий профессиональных футбольных клубов мы направляем в эти школы. На футбол там отведено на 12 часов в неделю больше, чем в школах футбольных клубов: 20 часов в школах «Топ-спорт» против 6–8 в обычных. Мы начали играть на мини-площадках — совершенствовать контроль мяча. Все юношеские и молодежные команды играют по той же системе, что и главная (все матчи в Питере сборная Бельгии провела по системе 4-2-3-1. — «Спорт»). Мы диктуем условия клубным школам: по какой системе играть, как учить того или иного игрока. В общем, было проявлено много инициатив, но главное, это единство. Все смотрели в одном направлении, каждый хотел сотрудничать с нами.

    — Кто спонсирует эти школы?
    — Государство платит за обучение молодых футболистов. Зарплата тренеров, физиотерапевтов, медицинских бригад и специалистов по физподготовке — в компетенции национальной федерации футбола.

    — Кто их самые известные выпускники?
    — Например, Стивен Дефур из «Порту», Муса Дембеле из «Фулэма», еще несколько игроков национальной сборной.

    — Какие мотивы могут побудить молодого и талантливого русского футболиста переехать в Бельгию?
    (Смеется.) Думаю, такие игроки могут получить хорошее образование и в России, им нет смысла переезжать в Бельгию. Методики знают все, да и Бельгия — маленькая страна. Конечно, если кто-то хочет к нам приехать, мы будем только рады — добро пожаловать! Но сейчас проводится столько конгрессов, все обмениваются опытом, знаниями. Мы, считаю, обратили зарубежный опыт себе на пользу. Сейчас положение бельгийского футбола на международном уровне куда лучше, чем десять лет назад.

    — Было бы вам, в свою очередь, интересно возглавить академию какого-нибудь российского клуба?
    — Язык будет проблемой (смеется).

    — Да бросьте, у нас все без ума от иностранцев!
    — Ну тогда надеюсь на хороший перевод. А может, молодые ребята окажутся в состоянии воспринимать мой английский?! На самом деле у каждого можно чему-то научиться. Если вы позаимствуете что-то лучшее от каждой страны — вы и будете лучшими.

    «Зенит» удивил: вы же сильнее «Андерлехта»!

    — Что можете сказать о взаимодейст­вии внутри института сборных в Бельгии? Тренер первой сборной Марк Вильмотс в курсе ваших выступлений в Питере?
    — Прежде всего повторюсь: все команды начали придерживаться единых игровых принципов. Заложена база, и тренер первой сборной может использовать любых игроков, каких захочет. Все игроки первой сборной выступают на высшем уровне: в Анг­лии, Германии, в Лиге чемпионов. Вильмотс получит всю необходимую информацию от меня — я напишу отчет по итогам наших выступлений.

    — А каковы были ваши отношения с Диком Адвокатом?

    — Не столь хорошие (улыбается). Через сколько матчей он от нас ушел? Через два или три? Для нас было полной неожиданностью оказаться перед необходимостью искать нового тренера. Им стал Жорж Леекенс, потом он ушел в «Брюгге», и теперь сборную возглавляет Вильмотс. К счастью, в целом у нас сохранились и состав, и система игры.

    – Как часто вы встречались с Адвокатом?
    – Ни разу. Никогда.

    – Бельгийская пресса называла Адвоката предателем. Для вас он тоже был предателем?
    – Мое мнение не важно. Для народа да, он был предателем. Сразу сказал: «Я больше не заинтересован в деньгах. Я буду здесь рядом с домом, в спокойной обстановке». И после этого уехал за деньгами в Россию. Его и назвали предателем.

    – Витсель, Феллаини, Азар… Все эти звезды – ваши воспитанники?
    – Все они были в моих командах. Это очень позитивные ребята, которые каждый матч хотели выигрывать и в каждом матче совершенствовались. Потому они и выросли в звезд.

    – Чувствуете особую гордость за кого-то из бывших подопечных?
    – Я счастлив за всех. Безо всякого желания кого-либо обидеть все же выделю Венсана Компани. Он попал в первую сборную прямо из нашей нынешней возрастной группы – до 17 лет. В 17 лет он был сильным взрослым футболистом – и по комплекции, и по игровым качествам.

    – Вы видели матчи «Зенита» с «Андерлехтом»? Вас разочаровали русские?
    – Нет, «Зенит» сильнее «Андерлехта». Думаю, мог бы быть еще сильнее, если бы прибавил в созидании. Только это удивило меня в Брюсселе: столько качества в атаке – и столько несогласованных действий.

    Марк ван Хирсом о зенитовских бельгийцах:

    Ломбертс и Витсель были как Чип и Дейл

    — У них в Бельгии репутация замечательных ребят. Они в высшей степени профессионалы. Помню, Нико в начале карьеры разрывался между футболом и учебой. Как-то он не поехал с нами из-за занятий на турнир в Словакию, но у нас чуть ли не в первый же день травмировался центральный защитник. Пришлось звонить Нико. Через 24 часа он был в расположении сборной, и до конца турнира мы его не отпускали. И с Витселем была похожая история. Аксель с 17 лет играл за льежский «Стандард», но при необходимости приезжал в сборную по первому же моему звонку. Однажды я позвонил ему в день матча в Генте, при том что он был включен в «основу» на игру. На следующий день он был с нами. Они не выбрали деньги вместо футбола, как это многие пытаются представить. Они выбрали возможность играть в футбол и хорошо зарабатывать. Всегда нужно помнить, что игра на профессиональном уровне — это десять-пятнадцать лет, за которые необходимо обеспечить себя на всю жизнь.

    Не согласен и с теми, кто критикует Акселя за то, что он передерживает мяч. При правильном использовании сразу ряд футболистов смогут открываться в свободные зоны за счет игрока, у которого трудно отобрать мяч. Прогрессировать можно — до неба. Куда могли бы отправиться «на повышение» Ломбертс и Витсель? В «Барселону». Не считаю это нереальным. Все будет зависеть исключительно от их работы.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров