Звезд больше не осталось. В уходящем 2011-м погасли даже те, кто выдал удачные отрезки в предыдущие годы. Произнести фразу «это наши звезды» уже язык не поворачивается. О ком речь? О футболистах, представляющих Россию в зарубежных клубах. «Спорт» подводит итоги деятельности нашей иностранной миссии.
Вспоминается фильм «Интердевочка». Героиня Елены Яковлевой не покинула Союз, пока не собрала кучу бумажек, не получила «вольную» от алкоголика-папаши, а сев в самолет, с улыбкой выдохнула: «Все!» Эйфорию сменили семейные ссоры с педантичным мужем-шведом и выкриками на весь Стокгольм подружки-аферистки: «Ну где она, эта ваша хваленая демократия? Где?!»
Андрей Сергеевич Аршавин — мальчик умный, футболист незаурядный, а в клубе вроде «Арсенала» мечтал играть всю свою жизнь. Тем не менее нынешний сезон показывает, что его возвращение в «страну, где нет нормальных законов», как говорил муж Тани Зайцевой швед Эдик, практически неизбежно. Результат в общем-то шокирующий. Потому что Аршавин был единственным российским футболистом, тянущим на статус звезды. Потому что хотел быть не таким, как все. Потому что в «Арсенале» заявил о себе сразу, начав и голы с передачами сочинять, и Арсена Венгера по тактике консультировать. Даже когда Андрея стали реже выпускать в действительно забористых матчах против соперников, что стучат один раз — сначала в голову, затем по крышке гроба, — интерес к «Арсеналу» как к нашему ракетоносителю не пропадал. Злые ехидничали, что Аршавину остается только рвать «Вулверхэмптоны», добрые ждали, когда на Андрюшку снова снизойдет. А он, оказалось, склонен к самокопанию. И, поняв в какой-то момент, что лучше играть в этом чемпионате уже не сможет, безропотно принял такой поворот, напомнив, что когда-то обещал закончить карьеру только в «Зените». Наблюдать за любым угасанием — приятного мало. Ждать от Аршавина яркого матча за сборную России становится все более тоскливым занятием с неясной перспективой. Нет сомнений, что на Евро-2012 он должен послать какое-то особенное сообщение о себе самом, которое и определит его дальнейшую карьеру.
Еще утомительнее ждать Харри Реднаппу: когда же Роман наконец проснется и... станет совсем другим футболистом, куда больше подходящим для премьер-лиги английской и тем более для амбициозного «Тоттенхэма». При живом Адебайоре у меланхоличного Ромы, который злится лишь изредка, и тогда, после забитого мяча, озаряет телекамеры своей неповторимой улыбкой, нет никаких шансов стать игроком основного состава. Для любого тренера ожидание на протяжении 90 минут, когда же сработает дар Павлюченко и он забьет, стоит определенного количества секунд жизни. Реднапп не исключение. Он хочет, чтобы его форвард рвал, метал, принимал больше участия в командных действиях. Тем более если он настолько талантлив, что, даже не изменяя вальяжному стилю, способен забить 14 мячей за сезон-2010/11. «Я с удовольствием получу от Пава оплеуху в виде забитых голов и агрессивной игры, ведь именно этого я и добиваюсь», — разводит руками Реднапп. Разводит в бессилии. Ибо даже тяжелых на подъем защитников «Норвича», с которым давеча играли «шпоры», нужно обыгрывать, находясь в движении, а не в ожидании. Быть может, техническая оснащенность Романа помогала бы ему больше на позиции «под нападающими», но и Дик Адвокат отчего-то попробовал этот вариант лишь однажды.
Великий По, который мазал в «Зените» икру на бутерброды, приготовленные Аршавиным и Ко, к своему пребыванию в Германии отнесся серьезно. Потосковав совсем недолго, Павел стал изучать язык, присматриваться, пусть и не без содрогания, к местному укладу жизни и радоваться многим мелочам, которые делают жизнь за рубежом более простой и яркой, чем на родине. В мае в Мюнхене Погребняк показывал рукой на трибуны «Альянц Арены» и задавал вашему корреспонденту риторический вопрос: «Разве можно хотеть отсюда уехать?»
С отношением к игре у Погребняка и подавно никогда не было проблем. Он приехал честно делать свою работу, и большинство тренеров, с которыми ему довелось поработать в «Штутгарте», старались платить ему доверием. Другое дело, что текучка тренеров и кадров у швабов слишком сильна, чтобы коллектив мог сохранять стабильную атмосферу и ритм. То есть то, что нужно Павлу Погребняку для наиболее эффективной подачи себя. Плюс высокая конкуренция в атакующей линии, плюс далекая от идеала подготовительная фаза атаки в исполнении «Штутгарта». Мячи достаются редко, и Павел сам, кажется, начинает чувствовать, что превращается в машину для разгребания пространства остальным. Это же чувствует и Дик Адвокат, не давая Погребняку права первой ночи.
Когда еще один интеллигент от нашего футбола здоров и весел, то является весьма эффективной фигурой для «Эвертона». Умеет и подавать, и выстраивать игру партнеров, и корпус научился ставить, и даже пенальти просить у принципиальных английских рефери. Билялетдинов, безусловно, выделяется среди игроков «Эвертона» светлой в переносном смысле головой, однако темп и физические требования у английской премьер-лиги таковы, что наши хрупкие натуры объективно не выдерживают долгой дистанции. Что, конечно же, не в плюс, но при всем при том Билялетдинов доказал, что и игроком является достойным, и на туманный скучный Ливерпуль ежесекундно не жалуется. Равно как и на то, что «гады» англичане не дают парковать автомобили на тротуаре.
Даже приняв во внимание все объективные данные, помешавшие лучшему российскому фланговому игроку продолжить роман с «Челси», зафиксируем по-настоящему безоговорочную капитуляцию с точки зрения спортивного роста. И чувство досады только растет при виде впечатляющих передач, которые со своего фланга Юрий Жирков отвешивает на голову Это’О. И опять же: Евро-2012 станет прекрасным шансом для футболиста ответить критикам. В конце концов, к такому турниру можно достойно подготовиться и через матчи премьер-лиги российской.
К сожалению, как и ожидалось, вне провинциального «Ден Хааг» из столичного города у великана возникли трудности. Но не потому, что Булыкин — плохой нападающий, а потому что «Аякс» в принципе не нацелен играть «на столба». Тем не менее минуты, отведенные ему на поле, Дмитрий старается использовать максимально эффективно. Чем пока что не дает повода забыть о себе тем, кто не соглашается с игнорирующим Булыкина Адвокатом.
В четырех матчах чемпионата, в которых бывший «железнодорожник» и урожденный софист забил три мяча, держат память о футболисте Измайлове на плаву. Хотя травмы пожирают талантливого игрока медленно, но верно. Да и ритм фаду (если такой существует) Измайлов, похоже, выбрал себе как жизненаправляющий, уже окончательно выбившись из мэйнстрима.