
Финал открытого чемпионата Австралии — 2012 стал самым длинным за всю историю решающих матчей Больших шлемов. Новак Джокович ломал защиту Рафаэля Надаля 5 часов 53 минуты, а на награждении двум теннисным богатырям принесли стулья, потому что даже у них дрожали ноги. Сейчас Надаль пытается безуспешно добиться разгрузки теннисного календаря и в знак протеста выходит из Совета игроков АТР. Мировой теннис уже более десяти лет как замедляется, или, точнее, растягивается по времени.
Известный эксперт Шон Калверт отметил, что это связано с повсеместным замедлением кортов. А учитывая, что грунт в последние годы стал быстрее, турниры усредняются и становятся соревнованиями на выносливость. Чаще других побеждают самые выносливые. Техничные, но не столь крепкие и потому подверженные травмам и спадам игроки страдают. Кто-то скажет, что теперь в теннис играют настоящие мужчины, не то что раньше, когда этот спорт считался «мажорным». Кто-то начнет сетовать на скуку от игры Надаля и иже с ним.
Успехи Новака Джоковича в сезоне 2011/12 поражают, он взял все Шлемы, кроме «Роллан Гаррос». А ведь серб никогда прежде не славился умением играть на траве, и финал Уимблдона-2011 стал для него первым в карьере. Но уимблдонское покрытие сейчас не такое быстрое, как раньше, и потому разницы особой нет. В мужском теннисе все это привело к долгому господству «большой четверки», побеждающей всех на любых покрытиях. В женском могло бы быть то же самое, но там лучшие игроки то решают рожать, то отлучаются на свадьбу подруги.
Кто выигрывает от этого? Прежде всего организаторы турниров, которые вообще-то и определяют правила игры. Чем длиннее матч, тем больше рекламы влезает в его телетрансляцию, а фанаты Федерера и Шараповой будут смотреть встречу до того момента, пока их кумир не отправится подписывать мячики. Выигрывают болельщики, любящие затяжные комбинации, те, кому не по нраву игра в стиле «шарик налево — шарик направо», то есть обмен мощными подачами. Ну а тем, кто любит бесшабашный стиль в духе Пита Сампраса (атака — выход к сетке), остается ждать лучших времен. Думается, они настанут, когда появится новая плеяда игроков, способных играть в такой теннис красиво. А нынешние лидеры хороши на нынешних кортах.
«Спорт» вспоминает пятерых игроков, которые сделали себе имя на том, что их мячи могли соревноваться в скорости с разгоняющимся «Феррари» Михаэля Шумахера. В список вошли самые заметные мастера ударного жанра, которые многое умели помимо подачи, но прославились ею. Как раз потому во главе пятерки нет Пита Сампраса: при всей гениальности его подач его любили не за это. Как и Марата Сафина и многих других славных «подаванов». Не стали мы включать и девушек: на фоне мужчин их достижения выглядят ну очень мелко.
Горан Иванишевич (Хорватия)
«Король эйсов» становился знаменитым в те годы, когда Хорватия воевала за независимость от Югославии, и деньги от своих заграничных турне перечислял в «Фонд победы». Он отказывался играть за еще существовавшую сборную Югославии в Кубке Дэвиса и прославлял свою маленькую родину на кортах. Несколько нескладный 193-сантиметровый левша часто травмировал плечи и руки, грешил по части техники ударов, но отличался уникальными бойцовскими качествами, а подавал так стабильно, что соперникам оставалось только тихо его ненавидеть. За 1996-й он сделал 1477 эйсов — до сих пор рекорд. Причем брал Иванишевич не скоростью, а точностью. Даже ударом на 150 км/ч он мог пробить навылет. А еще он сумел выиграть Уимблдон в эпоху расцвета Пита Сампраса и потому входит в число легенд тенниса.
* — максимальная скорость подачи в официальных матчах.
Марк Филиппуссис (Австралия)
Сын грека и итальянки родился в Мельбурне, и, видимо, это определило его судьбу. Он очень ярко начал карьеру, еще юношей одержал громкие победы над Сампрасом, Иванишевичем и Магнусом Ларссоном. Секретом побед малоопытного теннисиста была сумасшедшая по тем временам скорость подачи. Филиппуссиса прозвали SCUD — так американцы зовут советскую баллистическую ракету Р-11. Потом у австралийца не пошло: он побеждал любого, когда подача летела, и проигрывал любому, когда нет. Вскоре его карьеру подкосила травма коленного хряща. Зато длинноволосый красавец (195 см) стал предвестником озорного гуляки Марата Сафина. Ему приписывали романы с несколькими красавицами сразу, а в шоу «Эпоха любви» три участницы боролись за право встречаться с ним.
Грег Руседски (Великобритания)
Для теннисной России вторая половина 1990-х была временем Евгения Кафельникова, а Канада следила за достижениями Руседски. Правда, добившись успехов под канадским флагом в юношах, он сменил гражданство на британское. Как раз на британской траве он чувствовал себя отлично, но и хардом не брезговал. Несмотря на 19 одиночных титулов, Руседски не стал звездой, зато рекорд по мощи подачи держал более шести лет, до появления Энди Роддика. Под занавес карьеры подозревался в употреблении допинга, но был оправдан. Руседски славился уверенной игрой на тай-брейках: 256 побед.
Энди Роддик (США)
Мужественное лицо Роддика живо напоминает о «Звездном десанте» Хайнлайна или американских патриотических боевиках. Еще не закончил карьеру, но уже успел побывать на политических должностях — был членом Президентского совета по физкультуре и спорту при Джордже Буше-младшем, запустил свою юношескую теннисную программу. В 21 год он стал первой ракеткой мира и выиграл US Open, но продержался на вершине совсем недолго. Наступало господство Роджера Федерера. Кстати, его Роддик вчера обыграл.
Иво Карлович (Хорватия)
Самый «невнятный» с точки зрения достижений член списка и обладатель действующего мирового рекорда скорости подачи. Карлович никогда не добирался на Шлемах дальше четвертьфинала, выиграл всего четыре одиночных титула и один парный. Зато он, помимо убойного рекорда, еще ведет самый потешный твиттер мирового тенниса.
