
Чикмарева и Янченков рассказали, что редко смотрят международные соревнования
На чемпионате России в Санкт-Петербурге Екатерина Чикмарева и Матвей Янченков стали двукратными бронзовыми призерами в парном катании. Победили Александра Бойкова и Дмитрий Козловский, вторыми стали Анастасия Мишина и Александр Галлямов.
Ученики Павла Слюсаренко пропустили прошлый сезон из-за травмы Екатерины, но смогли вернуться и подтвердить свой класс. Сначала бронза на этапе Гран-при в Красноярске, затем – золото в Омске и теперь бронза чемпионата России у пермского дуэта.
В интервью корреспондентам «Спорт День за Днем» Евгении КОЛЫВАНОВОЙ и Анне КОРОБКОВОЙ фигуристы поделились эмоциями от третьего места, рассказали, следят ли за международными соревнованиями, и выразили надежду на скорейшую отмену отстранения сборной России.
– Поздравляем с бронзовой медалью чемпионата России. Прокат вашей произвольной программы оказался одним из лучших, вы единственные откатали практически без ошибок.
Матвей: Мы этому безумно рады. Все наши труды, старания, вложения в тренировки, настрой окупились. Мы показали, на что мы способны. Были некоторые шероховатости, но мы с ними справились.
– Вы с ходу ворвались в сезон и сразу попали в призеры национального первенства. Как проходил процесс подготовки?
Екатерина: С самого начала было очень тяжело. Мы поработали сначала на сборах. Потом пошел спад формы, примерно до этапа Гран-при в Красноярске. После мы уже поняли, что так дело не пойдет, взяли себя в руки, начали упорно работать. Отдельно хочется сказать спасибо нашим тренерам, потому что они всегда рядом с нами, поддерживают и помогают.

– Между короткой и произвольной программами у вас был выходной. Такой график не сбил?
Матвей: Мы подстраиваемся. Перед стартом мы знаем расписание выступлений, и за две-три недели до начала соревнований готовимся, то есть у нас такое же расписание. Только тренировки не 30 минут, а часовые. Когда мы готовились к чемпионату России, мы катали короткую программу, потом у нас был день отдыха, а потом уже – произвольную. В плане тренировочного процесса у нас все продумано.
– Как за один выходной день между прокатами не расслабиться и не потерять голову?
Екатерина: После короткой программы я очень сильно расстроилась, а за один день привести голову в порядок невозможно. Я чувствовала себя немного разбитой. После разговора с Павлом Сергеевичем (Слюсаренко – «Спорт День за Днем») мне стало немного лучше, я поняла и приняла ситуацию. В выходной день мы сходили на тренировку, у меня мама приехала, а это вообще редкость, когда мои родители приезжают на старты. После тренировки мы пошли гулять по Санкт-Петербургу.
– Где успели побывать?
Екатерина: Просто прогулялись по Невскому проспекту. Мы заходили почти по все сувенирные магазины, смотрели все, что можно.
– Планируете ли вы усложнять свои программы? Александра Бойкова и Дмитрий Козловский в этом сезоне успешно демонстрируют четверной выброс.
Екатерина: Не знаю, я смотрю на Сашу, как она делает этот четверной выброс. Для меня это какой-то шок. Он у нее очень хороший, красивый. Наверно, я бы не рискнула зайти на этот элемент.
Матвей: Если будем физически готовы, то, конечно, будем стараться, потому что фигурное катание не стоит на месте, у тех же юниоров. Посмотрим, как будет, так и будет.
– Екатерина, у вас была серьезная травма. Беспокоят ли какие-то последствия?
– Все прошло, ничего не беспокоит уже.
– По вашему мнению, насколько реально выйти на один уровень и конкурировать с Бойковой / Козловским и Мишиной / Галлямовым?
Екатерина: Все реально. Нужно просто чисто катать короткую и произвольную программы.
– Пермская школа парного катания демонстрирует стремительное развитие. В чем секрет вашего штаба?
Матвей: Потому что “Слюсаренко team” – это the best team of the world. Пять пар на чемпионате России – это очень круто.
Екатерина: У нас большая тренерская команда, которая находит подход к каждому спортсмену. В этом и заключается успех – тренеры помогают и поддерживают.
– Какие у вас отношения в группе? Было заметно, как вы переживали за Елизавету Осокину и Артема Грицаенко во время их выступления.
Екатерина: Мы поддерживаем друг друга. За них было обидно.
Матвей: Было, правда, сложно смотреть на их прокат. В принципе, со всеми хорошо общаемся. Каких-то обид, ссор не бывает у нас.
– Что полезнее на тренировках: кнут или пряник? Какой подход к вам нужен?
Екатерина: Пряник. Мне так легче намного. Когда на меня начинают давить, сразу пропадает желание кого-то слушать и делать то, что скажут.
Матвей: С нами пряник. Это, как видите, работает. Тренеры чувствуют границы каждого спортсмена, и понимают, как лучше действовать.

– В чем заключается самая сильная сторона вашей пары?
Екатерина: Мы понимаем друг друга.
– В процессе работы вы прибегаете к помощи психолога?
Екатерина: Я нет.
Матвей: Я готовился к чемпионату России со специалистом. Борюсь с тревожностью. У меня начинается нервяк перед соревнованиями, как и у многих. Когда я нервничаю, я становлюсь вспыльчивым и излишне эмоциональным. У меня бывает такое, что я ору в себя, в пустоту. Я понял, что с этим надо как-то справляться.
– У вас в паре вообще бывают споры?
Матвей: Конечно, мы каждый день по несколько часов вместе проводим. Мы умеем справляться с этим, умеем мириться.
– У вас хоть раз появлялось желание повесить коньки на гвоздь?
Матвей: У меня нет.
Екатерина: У меня было такое, да.
– Сейчас все больше набирает популярность использование отечественной музыки? Не думали попробовать?
Екатерина: Пока о таком не думали.
Матвей: О будущих программах на следующий сезон пока не задумывались даже.
– Вы следите за международными соревнованиями?
Матвей: Очень редко. Я посмотрел только выступление пар на финале Гран-при. Мы болеем за грузинскую пару Анастасии Метелкиной и Луки Берулавы.
– Вы уже видите, что тенденции меняются в отношении россиян. Не думали о потенциальном возвращении на международную арену?
Матвей: Мы очень надеемся и ждем, что это скоро произойдет. А как это будет, я не знаю. Очень хочется уже вернуться.
– Недавно МОК исключил соревнования спортивных пар из программы юношеских Олимпийских игр 2028 года. Понятно, что вы уже катаетесь на взрослом уровне, но подобные решения говорят об определенной тенденции. Как вы к этому относитесь?
Матвей: Можно только предположить, [почему так произошло]. На последней юношеской Олимпиаде катались очень травмоопасные ребята. Возможно, это повлияло на замену на синхронное катание. Потому что на это, правда, было страшно смотреть.

– Сейчас основная активность перешла в соцсети. Не хотелось ли сделать какой-то онлайн-проект о фигурном катании?
Екатерина: Я пыталась вести TikTok, телеграм-канал, влоги снимала. Когда начинается рутина перед соревнованиями, особенно перед важными стартами, забываешь уже обо всем, голова отключается от посторонних дел.
Матвей: Это очень энергозатратно. У тех, у кого есть талант и вдохновение, они снимают. У меня были мысли снять один день спортсмена на соревнованиях, но руки так и не дошли.
Екатерина: Я тоже об этом думала, даже взяла с собой цифровую камеру. Хотела хотя бы фотографии сделать.
– Мы сейчас заговорили о рутине. Как вы подбираете образы к выступлению?
Екатерина: Я сначала ищу в Pinterest прически и макияж, но каждый раз получается по-разному. Как рука ляжет, так я и накрашусь. С прической у меня вообще отдельный разговор, для произвольной программы я два часа делала свой пучок. На что потратила два часа? Иногда думаешь: одеваешься, собираешься, красишься, затем катаешься четыре минуты, а потом опять все смывать.
– Сейчас фигурное катание еще сильнее внедряется в сферу медиа. Например, снимают все больше сериалов. В январе на одной из платформ выходит очередной проект. Как вам такая тенденция?
Екатерина: Я очень редко смотрю фильмы или сериалы, но чаще, когда смотришь про спорт, зная всю “внутреннюю кухню”, шокирует тот факт, что люди снимают про то, чего на самом деле не знают. Такое даже смотреть не очень хочется.
Матвей: В любом случае, очень здорово, что идет большая популяризация фигурного катания, это классно.
– Какие у вас планы на Новый год? Планируете ли где-то выступать?
Матвей: С шоу мы в этом году в пролете. Праздники мы проведем с семьями, что тоже очень круто. Если будут какие-то предложения – мы только будем рады.
