
Васильев призвал ликвидировать дистанционную систему переквалификации тренеров
Сезон в российском биатлоне новый, а проблемы те же. Из-за холодной погоды в Ханты-Мансийске гонки Кубка Содружества по биатлону (спринты и масс-старты) пришлось перенести на четверг и пятницу. Из-за этого соревнования будут проходить утром и днем в будние дни. Так себе для телезрителей в Беларуси и европейской части России.
Подобное происходит не в первый раз, поэтому нужно искать альтернативу на начало декабря. И такой альтернативой мог бы стать Санкт-Петербург, что подтвердил президент Федерации биатлона города Дмитрий Васильев.
В интервью «Спорт День за Днем» двукратный олимпийский чемпион рассказал, почему не удавалось провести соревнования в Петербурге раньше, как у сборной города обстоят дела с патронами. А также функционер предложил изменить систему подготовки тренеров.
– Вообще погоду предугадать невозможно. Две недели назад в Ханты-Мансийске было минус 25, неделю назад – ноль и дожди проливные. Потом неделя была неплохая: 3-4-5 градусов. Предугадать невозможно.
Но учитывая такую статистику, конечно, надо миксовать, потому что у нас немало достойных мест для проведения таких масштабных соревнований. Стоило бы задуматься, чтобы сделать что-то новое, а не по одному и тому же сценарию бесконечно идти. Как бы Ханты не были великолепны, другим регионам необходимо тоже развиваться и проводить мероприятия, стимулировать развитие объектов.
– Вы несколько лет говорите, что можно было бы проводить этап в Санкт-Петербурге. Но мы не видим Питер в календаре. Почему не удается добиться права на проведение?
– Здесь не только от СБР зависит. В значительной степени это зависело от места проведения – УТЦ Кавголово. Предыдущее руководство УТЦ Кавголово вообще не хотело никаких мероприятий, им необходимо было только зарабатывание денег на туристах.

Сейчас новый руководитель пришел, поменялось абсолютно отношение, и я думаю, что в следующем году мы уже будем проводить соревнования на самом высоком уровне.
– То есть возможно проведение Кубка России по биатлону в следующем сезоне?
– Да, конечно. Вполне.
– А вы базу оценивали? Готова ли она сейчас?
– С новым руководителем Вадимом Будеевым я на постоянной основе на связи. Естественно, приезжаю, осматриваю объекты. Он молодец, он постоянно что-то обновляет, модернизирует. Сейчас ведется кропотливая работа по улучшению базы, приведению ее к современным требованиям. Она и так соответствует, но эти улучшения прямо на глазах появляются, поэтому на сегодняшний день база в надежных руках.
– Как в петербургской команде обстоят дела с патронами?
– У нас более-менее все неплохо. Можно даже сказать, хорошо. Конечно, нет предела совершенству, мы бы хотели иметь топовые патроны. Но из-за санкционных ограничений мы не можем купить импортный патрон.
Сейчас начинает восстанавливаться Климовский завод и выпускает неплохие патроны «Олимп» и «Биатлон». Будем надеяться, что этот процесс будет на постоянной основе, и в скором будущем мы получим более качественный патрон, чтобы не зависеть от импорта.
– Большая часть патронов, что сейчас используется, завезена с помощью серого импорта? Или это отечественные патроны?
– Сейчас уже российские, потому что резервы импортных истощаются. Мы переориентировались полностью. Но вообще мы серым импортом и не занимаемся, я имею в виду Федерацию биатлона Санкт-Петербурга.
Мы покупаем все легально, потому что оборот патронов – это строго регламентированный процесс, и он под контролем государства находится. Поэтому какие-то серые схемы исключены.
У нас были «легальные» резервы, и они почти закончилось. Конечно, Климовскому заводу необходимо поработать, чтобы качество патрона улучшилось еще больше. С тем, чтобы наши российские спортсмены могли пользоваться в полной мере только отечественным патроном.
– На первом этапе Кубка России петербургские гонщики не попали в топ-40. Как оцениваете такой результат?
– Конечно, быть довольным таким результатом нельзя. Но здесь много объективных и субъективных причин. Вы обозначили тот же патрон, который не всегда и не у всех летит туда, куда нужно. Закончили спортсмены, которые неплохо выступали, а новенькие еще не очень готовы.
Панику никто не разводит, но повод задуматься есть. Это обычный процесс, волнообразный. Бывает во все времена то густо, то пусто.
Но я хочу сказать, что обеспечение федерации у нас на самом высоком уровне. Я как президент благодарен Комитету по спорту Санкт-Петербурга, который обеспечивает если не на 100%, то на 90%. Обеспечивает всем необходимым для подготовки и наших спортсменов, и школы, где культивируется биатлон.

Но есть кадровые вопросы в отношении тренерских кадров. Что там греха таить, сейчас мало выдающихся тренеров, к сожалению, не только в Санкт-Петербурге, но и в стране. С ними огромная проблема.
Мы и тренерские кадры готовим, не только спортсменов. Можно иметь сколько угодно спортсменов, но если их неправильно направлять, то они не разовьются и не покажут выдающиеся результаты. Здесь кропотливая работа ведется.
– Можно ли подготовить хороших тренеров внутри страны без возможности обмениваться опытом с иностранцами?
– Что такое иностранные тренеры? Это люди, которые обладают самой передовой и современной информацией, а также способами подготовки спортсмена. Мы в этом компоненте немножко отстаем, хотя мы пытаемся всегда быть в авангарде событий. Но почти четырехлетнее отсутствие нашей страны на международной арене все равно дает свои плоды.
Необходима кропотливая работа с самими тренерами, чтобы у них было желание учиться, потому что недостаточно закончить университет и этими знаниями пользоваться всю жизнь. Тренерское ремесло постоянно требует обучения, совершенствования.
Чтобы быть в авангарде мирового спорта, необходимо постоянно находиться в процессе совершенствования и обучения. Самообучения даже. Тогда можно рассчитывать на очень хорошие результаты. А когда тренер оттренировал спустя рукава, пошел домой спать, оно не может дать таких продвинутых результатов.
Надо работать и объяснять тренерам, показывать примеры. Встречаться, может быть, с выдающимися тренерами из других видов спорта. Процесс совершенствования должен быть в перманентном состоянии.
– В Советском Союзе проходили конференции с участием тренеров по футболу, баскетболу, гимнастике.
– Обмен информацией очень важен. Услышав информацию от других коллег, тренер может зацепиться за нее и попытаться со своими спортсменами реализовать какие-то интересные идеи. Эти вещи просто необходимы, но только не по формальному принципу, как сейчас.
У нас есть система переквалификации удаленно, через Интернет. Это ерунда полная! Это формальный подход, который ни к чему хорошему не ведет. Те, кто стремится улучшить свой уровень тренерского мастерства, конечно, пытаются самостоятельно искать дополнительную информацию.
А кому нужна просто корочка, может просто заплатить деньги. В Интернете якобы, прошел курсы, и на этом все закончилось. На самом деле, никаких знаний он не приобрел. Конечно, это надо ликвидировать, чтобы процесс приносил ощутимую пользу.
– Более строгий контроль нужен?
– Экзамены проводить в очном формате. Чтобы выяснить: получил ли человек какие-то знания, пройдя эти курсы, или вообще ничего не получил? А сейчас прослушал курс – на тебе сертификат, все, свободен, ты молодец. Это же ерунда полная. Необходимо ликвидировать эти формализованные вещи и контролировать процессы.
