
Лидер сборной Санкт-Петербурга по биатлону рассказал о проблемах с мотиваицей
27 ноября в Ханты-Мансийске стартует Кубок России по биатлону. К сожалению, российских спортсменов не допустили до международных стартов, поэтому четвертый год подряд они будут соревноваться внутри страны.
Сборную Санкт-Петербурга будет представлять Максим Цветков – бронзовый призер Олимпийских игр в эстафете (2022), чемпион мира в эстафете (2017) и чемпион Европы в пасьюте (2014). Один из ярчайших российских биатлонистов своего поколения в мае допускал, что завершит карьеру. Но потом все же решил продолжить выступление.
В интервью «Спорт День за Днем» он рассказал о трудном поиске мотивации, увлечении марафонским бегом и проблемах сборной России с патронами.
– В мае вы допускали, что завершите карьеру. Почему решили остаться? Что мотивирует?
– В принципе, с мая ничего не поменялось. Я так же допускаю, что в любой момент это может случиться. Мотивация у меня сильно плавающая, это еще было в том году. Сильно зависит от соревнований, от каких-то личных вызовов.
Допустим, в том году, перед сезоном, я пробовал новые для себя методы в подготовке. Мне было это интересно, и я очень хорошо провел начало сезона. Дальше не все получилось, и мотивации падала. Результат пошел вниз.
В этом году то же самое. Мотивация плавает из-за пропусков, из-за болезней. Она сейчас на спаде. Но все-таки для меня это работа: есть определенные обязанности, которые я должен выполнять и в регионах, и как спортсмен Центрального спортивного клуба армии.
– Какую цель ставите в грядущем сезоне?
– В этом сезоне основной старт – это Кубок Содружества в Сочи. Он проходит в даты Олимпийских игр (11-15 февраля – «Спорт День за Днем»). Думаю, для многих спортсменов, этот старт будет основным. Посмотрим, какое будет состояние в конце сезона, к чемпионату России.
– У разных биатлонистов разные приоритеты. Кто-то считает, что К убок МЛКБ – главный турнир из-за больших призовых. Кто-то ставит на чемпионат России, потому что это престижный турнир. А вы какое соревнование считаете ключевым в сезоне?
– Конечно же, финансовый вопрос может сильно мотивировать, и кто-то ставит МЛКБ на первое место. Я вообще с него снялся, хотя была возможность выступить. Но для меня нет такой сильной мотивации, чтобы там бежать.
Все равно чемпионат России более престижное соревнование. Стать чемпионом России по престижу, наверное, все-таки выше.
– Такое разнообразие турниров (чемпионат России, Кубок России, МКЛБ, Кубок Содружества) – это хорошо? Или стоило бы ограничиться Кубком России и чемпионатом России, чтобы не путаться во всех зачетах?
– С одной стороны, это хорошо, что есть такой большой выбор. С другой стороны, система подсчета очков, рейтингов становится сложной. В некоторых моментах непонятно, как от этого формируется состав команд, сборной.
Допустим, на Кубок Содружества не все регионы могут выехать, потому что это международный старт. Туда может ездить только сборная России. Региональные спортсмены пропускают эти старты из-за того, что нет финансирования.
Получается, нельзя брать этот рейтинг в расчет, когда в конце сезона считают старты (да, там не все гонки учитываются). Это если правильно всё считать и быть честным. Иначе получается, что некоторые спортсмены не могут там принимать участие, но этот рейтинг идет в зачет. Меня больше это смущает.
С другой стороны, есть множество соревнований, и спортсмены сами могут выбирать, где выступать. Но лучше, если бы были одни соревнования.
– Какой город России самый биатлонный, атмосферный?
– Однозначно Златоуст. Как встречают болельщики – для меня это самое эмоциональное место. Именно по поддержке болельщиков.
Понятно, что есть сложившиеся, уже сформировавшиеся биатлонные центры: Тюмень, Ханты-Мансийск, Чайковский, Ижевск. Это все понятные центры, но в некоторых больших центрах, как Ханты-Мансийск, Тюмень, уже нет такого ажиотажа на биатлоне, какой есть в некоторых маленьких городах России. Там как-то приятнее выступать.
– Летом вы участвовали в марафоне «Белые ночи». Почему захотели включиться в эту тему?
– Это была скорее пробежка для удовольствия, потому что бежали Антон Бабиков, Александр Логинов. Я просто вышел вместе с ними, так как был зарегистрирован заранее. После Казанской половинки, где я выполнил то, что хотел, не было сильной мотивации бегать много. Так же я там приболел немножко.
«Белые ночи» – это мой третий марафон, но бежал просто для себя. В целом очень нравится бег, комьюнити. Мне как спортсмену бегом заниматься проще: не нужны какие-то трассы, стрельбища и все остальное. Вышел из дома и пошел. Это привлекает.
– Какую личную цель ставите себе в марафоне?
– В следующем году с Александром Логиным зарегистрировались, я побегу в Казани марафон, 42 км. У меня есть личная цель – выбежать из 2:30. Конечно, в мае после лыжного сезона будет тяжело, наверное. Но хочется закрыть это в марафоне.

– Где хотите еще пробежать? Может, как Алексей Смертин в Сахаре?
– Больше уже хочется не по асфальту бегать марафоны или «половинки», а переключиться на трейл по горам. Это ближе по тренировкам для нас – лыжников и биатлонистов. Все-таки мы бегаем по горам больше, чем по асфальту. К тому же более красивые виды. Города тоже есть красивые, но это ближе намного.
– После завершения биатлонной карьеры вы хотите сконцентрироваться на беге? Может, как Никита Крюков переквалифицируетесь и будете выступать в беге с препятствиями на международных турнирах?
– Нет, для меня это любительское хобби. Просто интересно проверить свои возможности, потому что я не самый сильный бегун. Я ищу какую-то внутреннюю мотивацию, это определенный вызов, который меня мотивирует. Я не концентрируюсь на беге. Может быть, открою велосезон на следующий год, тоже поучаствую в каких-то соревнованиях. Просто ищу спортивное разнообразие, которое может мне продлить карьеру в основном виде спорта.
– Столкнулись ли вы с потерей мотивации после отстранения россиян в 2022 году?
– Конечно. Наверное, у всех спортсменов произошла потеря мотивации в какой-то момент. Мы хотим соревноваться с лучшими, доказывать, что мы лучшие в мире,
Для спортсменов это дополнительная мотивация – доказать себе, что ты не только в России сильнейший, но и на международной арене можешь показывать очень высокие результаты и становиться одним из лучших в мире. Наверное, все профессиональные спортсмены об этом и мечтают.
Конечно, отстранение повлияло на мотивацию. Но я все-таки последнее время пытался искать внутреннюю мотивацию в другом: в тренировках, каких-то внутренних целях, а не только в соревнованиях.
– Много говорят о проблеме с патронами. Почувствовали ли вы это на себе?
– Мне регион, Санкт-Петербург, сильно помогает. Я не могу сказать, что в регионе для меня лично есть сильные проблемы с патронами.

Но проблема действительно есть и в сборной России, и во многих регионах. Проблема, в том, чтобы найти патрон, который летит. Есть патрон, но он очень некачественный. В Союзе биатлонистов России сказали, что они закупили патроны, качество стало лучше. Но на первом снегу были отстрелы, и я знаю, что они не очень хорошие.
– Члены сборной испытали разочарование после недопуска на Олимпиаду-2026? Или было ожидаемо?
– Шанс еще какой-то есть. Но я думаю, что многие спортсмены не сильно смотрели на это. У них какие-то другие задачи были. Они все равно планировали сезон бегать в России. Основные старты для себя в России формировали. Понятно, всем хочется выступать там, и все бы хотели поехать, бороться за что-то.
– Сейчас тяжело сравнивать иностранных и российских атлетов. Но видно, что иностранцы стреляют гораздо быстрее. Чем обусловлена такая разница в скорости стрельбы? Сложно ли будет подравняться в этом компоненте после возвращения?
– Сравнивать сложно. Мы не знаем, как наши спортсмены там выступали бы. Там другие погодные условия, другая конкуренция. Но есть спортсмен, который был на сборах за рубежом и прикидывался с национальной командой другой страны. Выступление было на очень хорошем уровне, поэтому не могу сказать, что у нас здесь какой-то низкий уровень или спортсмены были бы неконкурентны,
Знаю по себе. Я пропускал два сезона на международном уровне, и потом возвращался через Кубок IBU. Если твоя мотивация, настрой, помогают тебе справиться с психологическими проблемами, то нет проблем переключиться с российских стартов на международные.
Подпишись на Телеграм-канал интервьюера – «Записки Назаренко»
