
Российские фигуристы поддержали введение ИИ в судейство
Технологии продолжают проникать в самые разные сферы: от медицины и промышленности до образования и творчества. Искусственный интеллект все чаще рассматривают как инструмент, способный упростить процессы и сделать их более точными.
Не обошла эта дискуссия и спорт: на чемпионате России по фигурному катанию вновь заговорили о возможности использования ИИ в судействе и о том, как сделать измерения более объективными, но сохранить живые эмоции от проката.
На самом деле разговоры об этом начались не вчера. Еще пять лет назад двукратный олимпийский чемпион японец Юдзуру Ханю посвятил дипломную работу использованию подобных технологий в судействе фигурного катания.
«Моя дипломная работа о том, как в фигурном катании может быть использована технология захвата движения, которая применяется в 3D-анимации», – цитирует Ханю News 24.
В качестве объекта он взял собственный тройной аксель: оцифровал каждое движение тела и создал компьютерную проекцию прыжка.
«Надеюсь, в будущем технология послужит толчком к развитию фигурного катания и использованию искусственного интеллекта в судействе», – добавил фигурист.
После Олимпийских игр 2022 года в Пекине Международный союз конькобежцев (ISU) официально заявлял о планах внедрить искусственный интеллект для оценки прыжков: подсчета оборотов, степени докрученности и преротации. Прошло уже несколько лет, но дальше разговоров, которые периодически звучат вновь и вновь, дело не продвинулось.
При этом на самих Играх-2022 обещали использовать шесть камер для ИИ-захвата прыжков, однако зрители увидели повторы лишь с трех ракурсов. Все недокруты были видны и на них, но технически, увы, никак не фиксировались.
В теории схема выглядит просто: компьютер сравнивает траекторию прыжка с идеальной моделью и считает отклонения от нормы, но почему-то технология до сих пор не введена. Давайте разбираться.
На чемпионате России спортсменам задали вопрос об ИИ прямо на итоговых пресс-конференциях. И, что любопытно, он вызвал у них неподдельный интерес. Дмитрий Козловский даже назвал вопрос гениальным, но право ответить первой предоставил своей партнерше Александре Бойковой.
«Слабо представляю, как ИИ может оценивать элементы в фигурном катании, но при этом считаю, что это может добавить объективности. Из-за того, что у нас необъективный вид спорта, нравится – не нравится чаще всего, искусственный интеллект как раз может установить рамки, в пределах которых судья будет ориентироваться, ниже или выше какого балла он может поставить. Это может все немного систематизировать. Но полностью переходить на искусственный интеллект в спорте, смежном с искусством, невозможно», – считает чемпионка России в парном катании.
Козловский поддержал позицию Бойковой и подчеркнул, что в фигурном катании возможен только гибридный формат. По его словам, полностью заменить линейных арбитров искусственным интеллектом невозможно: компоненты и общее впечатление от проката слишком субъективны, чтобы свести их к формальным критериям.
При этом Дмитрий отметил, что развитие технологии напрямую связано с интересом к турнирам и инвестициями: чем больше ярких стартов и внимания к виду спорта, тем выше шанс на партнерство с организациями, способными внедрять подобные решения.
«Я считаю, что техническая бригада может быть полностью исключена. Возможно, останется лицо, которое будет контролировать грубейшие ошибки, но в целом я считаю решение положиться на ИИ очень правильным. Потому что мы наблюдали, что на этапах Гран-при и у нас, и за рубежом, присутствует возможность и соответствующий инструмент для манипуляции оценками. Будущее фигурного катания заключается в том, что мы должны эту возможность исключить», – сказал Козловский.

Анастасия Мишина поддержала коллег. Она смотрит на ИИ как на инструмент измерений, который поможет сделать фигурное катание более объективным:
«Я считаю, что искусственный интеллект мог быть сильно помочь технической бригаде в том, чтобы, например, измерять градусы. Часто возникает вопрос, есть ли у партнерши шпагат в подкрутке. Я думаю, это можно было бы измерить по фотографии. Также можно измерить докруты – недокруты, точное количество оборотов, насколько низко опущен таз у партнера при тодесе, голова у партнерши», – считает Анастасия.
Мишина также привела конкретный пример того, как технологии уже используются в фигурном катании: в Японии существует практика, когда по видеозаписям измеряют длину выбросов. По мнению Анастасии, подобный подход можно было бы расширить и фиксировать с помощью искусственного интеллекта высоту подкрутки, от чего зависели бы надбавки: чем выше элемент и чем чище он выполнен, тем выше оценка.
Петр Гуменник, в отличие от остальных, к идее внедрения искусственного интеллекта относится заметно осторожнее. Чемпион России в одиночном катании не отрицает пользу технологий, но подчеркивает, что машины – не люди, которым он доверяет гораздо больше.
«По своему опыту могу сказать, что использование искусственного интеллекта сокращает монотонный труд и повышает производительность, когда не хватает времени.
Если где-то не хватает судей, можно заменить их бездушной машиной, но хотелось бы, чтобы на самых главных стартах оценивали живые люди. Стараешься кататься для зрителей – чтобы затронуть их чувства и эмоции, судьи в этом плане могут оценить как зрители», – сказал Гуменник.
После этого Петр отдельно отметил еще один важный момент: искусственный интеллект в любом случае будет учиться на заданных данных, а значит, потенциальная возможность для манипуляций никуда не исчезает. ИИ сравнивает прокаты с тем эталоном, который в него заложен, а этот эталон можно сформировать по-разному.
Общее настроение очевидно: техническую часть судейства – докруты, обороты, уровни – действительно можно доверить алгоритмам искусственного интеллекта. ИИ способен стать большим подспорьем, если он действительно сравнивает элемент с эталоном, а не с заданной кем-то выгодной моделью.
Но вторую оценку, связанную с эмоциями, подачей и воздействием на зрителя, по мнению фигуристок, должны выставлять люди. Но ведь именно вторая оценка – самая субъективная. В теории здесь можно поставить что угодно и объяснить это своим мнением. Поэтому здесь тоже требуется систематизация. С другой стороны, если хотя бы техническая часть станет более объективной, это уже будет большой прогресс.