Сборная России сыграла вничью с Иорданией в товарищеском матче. Матч в Москве завершился со счетом 0:0.
Россияне не проигрывают в 18 подряд матчах, проводимых под эгидой ФИФА. Благодаря этому команда Карпина побила рекорд сборной Олега Романцева. То достижение было оформлено в 1995-96 годах, во время отбора на Евро-1996.
Юридически этот рекорд был побит именно сегодня, а не в матче с Беларусью (4:1), как писали СМИ. Обусловлено это тем, что ФИФА не посчитала официальным товарищеский матч с Кыргызстаном в сентябре 2022 года.
Но за рекордом скрываются неоднозначные впечатления, которые остались после товарищеских матчей с Нигерией (1:1) и Иорданий.
Стиль Карпина не подходит этой команде
Сборная Иордании оказалась очень полезным соперником. Это были не Куба и Вьетнам, а команда, которая квалифицировалась на чемпионат мира 2026 года.
Кого-то данный факт может не убедить: «Турнир расширили до 48 команд, туда теперь пролезут все, кому не лень». Но нынешняя сборная Иордании претендует на звание одной из сильнейших команд Азии, ведь она дошла до финала последнего континентального первенства, где уступила Катару. Следующему сопернику сборной России.
Если это достижение Иордании кажется неубедительным, то давайте вспомним, что и наша сборная – не гранд мирового футбола. Исторически российская команда обжигалась на чемпионатах мира против азиатов: поражение от Японии в 2002 году и ничья с Южной Кореей в 2014-м. Так что не нам свысока смотреть на иорданцев.
Матч против Иордании дал много пищи для размышления. Тем более соперник сыграл с Россией весьма жестко, словно это матч ЧМ-2026.
До 76-й минуты сборная России весьма посредственно играла в атаке. Россияне больше владели мячом (65% – 35%), но при этом меньше били, чем иорданцы:
-
13 – 15 по ударам;
-
3 – 6 по ударам в створ.
Да, разница ударов не всегда объективна, ведь статистику можно набивать за счет дальних ударов – чем, кстати, иорданцы и занимались. Но и по голевым моментам преимущество у России небольшое: 2 – 1.
Вызывает недоумение, почему главный тренер Валерий Карпин продолжает настаивать на коротких розыгрышах от ворот. Этот подход весьма спорно работал в «Ростове» и вообще не работает в московском «Динамо».
При этом в клубе гораздо больше времени, чтобы наиграть такой сложный компонент. В сборной у футболистов на это меньше двух недель. И итог очевиден.
Никто не привез гол, как вратарь Матвей Сафонов в матче с Нигерией (1:1). Хотя несколько неточных передач россияне сделали около своей штрафной площади, только иорданцы не смогли конвертировать перехваты в моменты.
Проблема не в том, что такие розыгрыши угрожают своим воротам. Из-за них сборная России не угрожает чужим воротам.
Российские защитники вынуждены трепетно относиться к мячу и разыгрывать до верного, чтобы не привезти момент на свои ворота. И пока россияне пасуются на половине поля – соперники, не спеша, отходят к своим воротам.
И вот, вроде дошли до чужой половины, а все зоны уже перекрыты. И особенно странно это выглядит из-за того, что на флангах атаки у России вышли скоростной Андрей Мостовой и любящий действовать на пространстве Максим Глушенков.
Когда мяч до них доходил, оба нападающих видели перед собой по два-три соперника, поэтому что-то придумать было сложно. Мячом россияне владели много, а ударов нанесли меньше, чем соперник.
Воробьев заслужил еще шанс
При этом нельзя сказать, что у Карпина не было альтернативы, и такой стиль единственный верный. Мы не собираемся учить главного тренера сборной России, но вариант с выходом через дальний пас не выглядел бесперспективным. Центральный нападающий Дмитрий Воробьев провел 70 минут и хорошо выглядел в единоборствах – выиграл 4 из 5 дуэлей.
Когда иорданцы особенно сильно давили в прессинге, 27-летний нападающий «Локомотива» давал хорошую опцию по выходу из обороны. Он сделал 10 из 18 точных передач. 56% точности – неплохой показатель, учитывая, что на плечах у него всегда нависали несколько соперников.
Это позволяло Мостовому почувствовать себя в своей стихии: вингер мог разбегаться на пространстве. Игрок «Зенита» сделал одну острую передачу.
Когда россиянам удавалось быстро выходить на пространство, то команда выглядела играющей и способной действовать под давлением. К сожалению, такие моменты возникали только в концовке встречи, когда иорданцы подустали и не могли стабильно прессинговать.
Что положительное?
Стоит похвалить центральных защитников сборной России – Евгения Морозова и Руслана Литвинова.
Да, мы акцентировали внимание на том, что иорданцы превзошли россиян по ударам. Но сделали мы это для того, чтобы констатировать посредственную игру хозяев в атаке. В обороне они отработали качественно.
Иорданцы создали один голевой момент, а остальное время – сваливались на дальние удары. Поэтому работы у вратаря Александра Максименко было немного.
Несмотря на ограниченность пространства хорошо себя проявил Максим Глушенков. 26-летний футболист сделал две острые передачи и нанес пять ударов, в том числе один – в штангу. Не зря Глушенкова называют «русским бразильцем», ведь он может сделать момент из ничего.
Матчи с Нигерией и Иорданией показали, что сборная России не потеряется после возвращения на международную арену. Как минимум, команда может плясать за счет качественной обороны и быстрых флангов.
Но и блистать она не будет – временами команда Карпина выглядит тягомотно.
Фото: Михаил Шапаев / РФС