• Корабль на вершине холма

    Специальный проект «Спорта День за Днем»

    01.12.15 03:33

    Каждому из нас, наверное, приходилось бывать на стройке. В детстве, например, мы там играли в карты или стреляли из рогаток. Позже кто-то работал строителем. Но вот увидеть, как возводится что-то грандиозное и важное, то, что, несомненно, оставит след в истории, удается не каждому.

    Один из таких объектов — футбольный стадион на Крестовском острове, на котором пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года, чемпионата Европы 2020 года. Еще раньше, хочется надеяться, тут начнет проводить домашние игры различных турниров «Зенит».

    Новая реальность

    …Нас привезли к стадиону в один из ноябрьских дней на автобусе и высадили у главной лестницы. Впечатление — словно оказался у подножия горы, которую не охватить взором. Эффект погружения в новую реальность. Вот ты на земле, а рядом — огромный космический корабль, прилетевший из других миров. Все, как задумывал японский архитектор Кисе Курокава, когда разрабатывал проект строительства питерского стадиона. Именно его предложение победило на международном конкурсе.

    Преодолеть путь наверх по широкой лестнице — задача не из легких даже для тренированного человека средних лет. Зато ощущение от встречи с чем-то неизведанным усиливается. Многие ходившие в детстве на стадион имени Кирова, на месте которого возводят новую футбольную арену, помнят, каково это — идти на встречу с большим футболом. Как все сжимается внутри, как хочется попасть наверх, где взгляду открывается сказочная картина: небо, вода, а главное — зеленый прямоугольник внутри чаши, на котором происходит таинство с участием игроков и судей. Когда новый стадион построят и он сможет принимать матчи, можно будет сравнить впечатления. Но разница уже понятна: арену имени Кирова можно было увидеть, только когда к ней подойдешь (за исключением мачт, манивших издали), а новая конструкция видна издали, венчает холм, как большой кусок крема на торте.

    Решение возводить объект на вершине холма (что в случае со стадионом имени Кирова, что в случае с его новой версией) является уникальным. Правда, оно добавило сложности в реализацию проекта, предъявило особые требования к инженерной и транспортной инфраструктуре, обеспечивающей доступ к арене.

    Планы меняются

    Стадион на Крестовском называют долгостроем, стройкой века, разными другими терминами. Действительно, строят долго и упорно — с 2007 года. Но нельзя забывать, с какими трудностями пришлось столкнуться. По ходу работ вмешивались обстоятельства, которые влияли и на сроки, и на архитектурный облик арены, и на траты, выросшие с 6,7 миллиарда рублей, в которые поначалу оценивался проект, до 35 миллиардов.

     

    Напомним хронологию.

    В 2006 году договор на строительство стадиона заключается с компанией «Авант». Через некоторое время заказчик (город) расторгает контракт. Изначально планировали соорудить клубный стадион для «Зенита». Впоследствии нужно было возводить спортивно-концертную площадку мирового уровня.

    В 2008 году объявляется новый конкурс на строительство стадиона. Его выигрывает компания «Инжтрансстрой СПб». Проект претерпевает изменения в связи с подготовкой России к участию в отборе страны — хозяйки ЧМ-2018.

    В 2010 году Россия объявляется страной — хозяйкой ЧМ-2018. Концепция меняется в третий раз — для приведения в соответствие с требованиями ФИФА. По сути, начинается новое строительство.

    В мае 2012 года проект получает положительное заключение Главгосэкспертизы. Увеличиваются размеры арены, количество мест (до 68 тысяч), меняются технические решения, инфраструктура. Стоимость всей «музыки» уже 34,9 миллиарда рублей.

    Однако в 2013-м ФИФА выдвигает дополнительные условия. И снова весь план «едет», отодвигается на неопределенный срок. Новая экспертиза, новые задачи.

    Только сейчас можно говорить о том, что строительство вышло на финишную прямую. Объект готов на 80 процентов. Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко поставил задачу: завершить работы к 27 мая 2016 года. На этот срок нацеливаются строители. Но, как уже было сказано, контракт генподрядчика действует до декабря 2016 года. Это значит, что весенняя дата — промежуточная. После нее будут проводиться финальные работы, связанные с пусконаладкой, отделкой, монтажом инженерных систем, благоустройством территории и, главное, подготовкой футбольного поля. Только когда стадион примет госкомиссия, можно будет продавать билеты на первый футбольный матч. Он, скорее всего, состоится не раньше 2017 года. Тянуть с открытием стадиона дальше нельзя — летом того же года Питеру принимать матчи Кубка конфедераций.

    Прошлое и будущее

    …Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин быстрым шагом проводит инспекцию строящейся арены на Крестовском острове, задавая сопровождающим его лицам конкретные вопросы. Он имеет возможность отслеживать процесс строительства в режиме видеотрансляций, но приехать на место событий, посмотреть на все с другого ракурса, пообщаться с ответственными работниками — совсем другое дело. Здесь открываются картины недоделок, неполадок, простоя. Причины трудностей понятны. На дворе кризис. Держаться утвержденной сметы все труднее. Нужно принимать решения, чтобы и от проектного плана не отступить, и вовремя все успеть. Процесс стройки на взгляд дилетанта напоминает капитальный ремонт в квартире: все разбросано, никакого порядка; что будет, не очень понятно, но ясно, что все затеяно не зря. Одна поправка — квартирка немаленькая, общей площадью в 280 тысяч квадратных метров.

    Разговоры со строителями настраивают на оптимистический лад. Готова стационарная крыша стадиона. Ведутся работы по изготовлению металлоконструкций раздвижной крыши, которая будет сводиться к центру на высоте 52 метра, весом в 2 тысячи тонн. Расчетная снеговая нагрузка на крышу — 2 метра. Но специалисты утверждают, что такого слоя не бывает. Крыша будет отапливаться, снег будет стекать. Производится огнезащита металлоконструкций чаши, гидроизоляция помещений холла, прокладываются инженерные системы и наружные сети. На выдвижном поле идет монтаж рельсов. Развернуты работы по благоустройству территории.

    На объекте трудятся около двух тысяч человек. Зимой работы останавливаться не будут — разве что по случаю Нового года «фронтовые» сто граммов получится пропустить, благо на арену подается тепло, обеспечивающее круглогодичную температуру в чаше на уровне летней нормы.

    ...Мы возвращаемся с арены вниз по лестнице. Взору открываются аллеи Приморского парка, памятник Кирову, по бокам — знаменитые павильоны архитектора Александра Никольского, спроектировавшего стадион, снесенный в 2006-м. Их отреставрируют и оставят на прежнем месте, чтобы сохранялась связь времен. Болельщики, идущие на арену, будут попадать как бы из одной эпохи в другую. То, что внизу, напомнит о ХХ веке с его природой и романтикой. На вершине холма — красавец-стадион, символ хай-тека, еще одна жемчужина Петербурга.


    Читайте Спорт день за днём в


    Новости партнёров