Исследование «Спорта День за Днем»
(Фото: ФК «Зенит»)
Один город — одна команда. Для Москвы такой лозунг совершенно не годится. Для Питера — в самый раз. Ему вполне комфортно живется и с одним «Зенитом». Какой местный канал ни включишь, везде разговоры о нем. От всевозможной атрибутики рябит в глазах. Есть даже шапочки для бани с эмблемой «Зенита». Для полноты картины не хватает только красавца 68-тысячника, который долго и упорно строят на Крестовском острове.
Пока же руководителям «Зенита» надо всерьез задуматься, как его заполнять. И эта проблема вовсе не надуманна. Ведь сейчас питерская команда не собирает даже и двадцати тысяч. «Спорт День за Днем» нашел пять причин, объясняющих, почему «Петровский», вмещающий всего 21,5 тысячи человек, постепенно забывает про аншлаги.
Проплешины на трибунах «Петровского», как правило, появляются в двух местах: в гостевом секторе и по центру. С первым «Зенит» никак не справится. По регламенту его соперники имеют право на десять процентов билетов от официальной вместимости стадиона. Сайт «Петровского» оценивает ее в 21 504 человека. Вместе с ложей прессы и ложами на VIP-секторах. Тут же, правда, идет приписка, что 251 место не подлежит продаже. Лезем в калькулятор и получаем уже 21 253. Этой цифры и будем придерживаться. На долю гостей выходит 2125 мест. Два сектора за воротами, заполненные почти под завязку. В реальности такую квоту могут осилить только столичные команды. У остальных запросы гораздо скромнее. А рассадить на пустующие кресла болельщиков «Зенита» мешают правила безопасности. Вдруг они подерутся с приезжими фанатами?!
На центральных секторах другая проблема. Там в основном собираются владельцы весьма дорогих абонементов. Часть из них ведет себя весьма избирательно. Команды из Москвы входят в обязательную программу, а на соперника уровня «Томи» или «Урала» могут и не пойти. Неинтересно. Когда абонемент представлял собой книжечку из билетов на отдельные матчи, можно было продать квиток на ненужный матч. Сейчас этой возможности нет. Только если временно отдать свой абонемент кому-то из друзей или знакомых.
Коммерческий директор «Зенита» Дмитрий Манкин предлагал другой выход — выставлять абонемент на продажу. А после его реализации вернуть часть денег на специальную карту, которую затем можно использовать либо для покупки следующего абонемента или атрибутики «Зенита» в специальных магазинах. В качестве аргумента приводилось хорошо знакомое заклинание: это европейская практика. Пока она работает не очень, раз остаются свободные места. Может, лучше поощрять людей, которые не забывают дорогу на стадион. В любую погоду и при любом сопернике. Сходил на все 15 матчей чемпионата — получи 15 процентов скидки на следующий абонемент.
В ближайшее время «Зениту» не грозит стать командой «мальчишек из соседнего двора». Возросшие амбиции диктуют совсем другое: покупай и выигрывай прямо сейчас, а не жди завтра. Еще неизвестно, каким оно будет. Вот и везут в «Зенит» мальчишек из чужих дворов, преимущественно европейских, а свои доморощенные разъезжаются по арендам или уходят сами, как Игорь Денисов. В нынешнем составе «Зенита» питерских воспитанников можно пересчитать по пальцам одной руки: 32-летний Андрей Аршавин, 31-летний Александр Кержаков и 35-летний Вячеслав Малафеев. Причем последний не играет, а больше мучается с больной спиной. Кому-то такое положение дел кажется вполне нормальным. Играет же СКА без питерских хоккеистов, и ничего, регулярно собирает аншлаги в Ледовом дворце. Впрочем, есть и другая точка зрения: без питерцев болеть за «Зенит» не так интересно. Дома по телевизору посмотрю, а на стадион «топить» за варягов не пойду. Здесь уместно вспомнить чемпионат-1998, когда «Зенит» Анатолия Бышовца шел среди лидеров. Побед было много, но и «чужаков» в составе хватало. А на «Петровском» собиралось по 15–18 тысяч. Аншлагами и не пахло.
Зато в 2001 году «Петровский» буквально ломился от наплыва болельщиков. Всем хотелось поглядеть на команду Юрия Морозова, где на первых ролях были как раз мальчишки из соседних дворов. Или вспомним 2003-й. В июне Властимил Петржела ввел в состав «Зенита» большую группу дублеров. Что было дальше, все прекрасно помнят. Обожание болельщиков и завоевание серебра. Меньше 20 тысяч на «Петровском» уже не собиралось, а на «Локомотив» и вовсе набились все 24. Правда, тогда на входах в сектора не было вертушек.
«Петровский» уже давно морально устарел. Мало того что по трибунам гуляет колючий питерский ветер, так еще и негде спрятаться от дождя и снега. Козырьки есть только над ложей прессы и VIP-местами. Иначе «Петровский» никогда бы не допустили до матчей Лиги чемпионов. Три обыска на пути к своему сектору тоже не поднимают настроения. Как и вид полицейских с собаками. Есть риск нарваться и на нецензурную перебранку фанатов. Особенно на играх «Зенита» с московскими командами. Но тут уж стадион совершенно ни при чем. Материться будут и на новой арене «Зенита» на Крестовском острове. Ориентировочно с лета 2016 года.
Людей привлекают на стадионы имена. От этого так просто не отмахнешься. Месси в «Барселоне», Криштиану Роналду в «Реале», Луис Суарес в «Ливерпуле» — ради того, чтобы их увидеть, болельщики готовы забыть про все дела и бежать на стадион. Есть ли такие в «Зените»? Только Халк. И то с некоторой натяжкой.
Бразилец редко балует своих почитателей какими-то чудесами. Обычно его игра сводится к тому, чтобы подобрать мяч и протащить его через полполя. Дальше вариантов два: либо ударить самому (самый популярный), либо выкатить мяч партнеру по команде (редко, но встречается). Ах нет, еще про третий забыли. Если Халк упал сам или с помощью соперника, он почти всегда воздевает руки к арбитру.
Аксель Витсель, тоже вставший «Зениту» в копеечку, вообще не мастер по части шоу. От него уже и не ждут разрекламированных поначалу хлестких ударов по воротам соперника. Лишь бы «выжигал» центр поля. Специалисты не оставят это без внимания, а вот простому болельщику хочется чего-нибудь сладенького: экстравагантного финта или передачи ХХII века. Президент «Зенита» Александр Дюков уже пообещал, что летом питерцы сделают громкое приобретение а-ля Халк. Будем надеяться, что так и будет. А звездный новичок приведет на «Петровский» недостающих болельщиков.
Это только в песне поется, что у «природы нет плохой погоды». Петербург неохотно принимает матчи «Зенита» в конце ноября, декабре и марте. Если они, конечно, не уровня Лиги чемпионов. «Посещаемость матчей ’’Зенита’’ стала зависеть не только от силы соперника, но и от погодных условий. Причем очень серьезным образом, — соглашается коммерческий директор «Зенита» Дмитрий Манкин. — Если на улице тепло, то у нас стопроцентная заполняемость. Мы даже распродаем билеты за два-три дня. Если погода плохая (мороз или сильный дождь), а соперник ’’Зенита’’ неинтересный, то 5–10 процентов мест на стадионе может быть не распродано».