Параллельная реальность. Наши дни.
Сборная России получает путевку на Кубок Европы – после того, как английские болельщики устроили дикие беспорядки и их сборную дисквалифицировали. Происходит это за две недели до начала соревнований.
Команда России к этому времени после очередного провала в отборочном турнире расформирована. Охотников взяться за почетную миссию: собрать команду, заявиться на Кубок, раз уж есть такая возможность, оттопыриться в Париже за казенный счет и с треском вылететь, – что-то не наблюдается, и краткосрочный контракт заключают с главным enfant terrible отечественного футбола тренером Сорокиным (Иван Охлобыстин, на фото), непредсказуемым фриком, который (как потом выясняется) еще и замешан в договорных матчах.
Он собирает шайку таких же отморозков и неудачников. В его сборной один – большой любитель нетребовательных девиц с пониженной социальной ответственностью – шумно разводится; двоим грозит реальный срок за хулиганство, их на сборы привозят прямо из СИЗО; третий, наоборот, подкаблучник, которого его гламурная женушка мечтает засунуть в «Валенсию», но что-то не очень у них получается и т. д.
«Это не сборная, а какой-то штрафбат», – в сердцах бросает Сорокину список игроков председатель федерации (как всегда, убедительный Роман Мадянов).
Единственный приличный игрок и человек во всей команде – ее капитан, печальный красавец и образцовый семьянин Константин Иванов (Алексей Воробьев), которому, впрочем, не до футбола. Его дочь Даша (Адель Гудаускас) тяжело больна и, откровенно говоря, умирает. Да и Сорокина он как-то не очень. Но Даша очень хочет увидеть папу на поле – и чего не сделаешь в такой ситуации?
Выясняется, что малейший успех наших способствует улучшению показателей маленького пациента, а неудачи – наоборот, и эти тунеядцы, алкоголики, хулиганы собираются с духом и – извините, спойлер – выносят на Кубке всех...
Создатели отечественных спортивных фильмов нынче любят многозначительно пугать: основано, мол, на реальных событиях. Авторы картины «Больше, чем футбол», наоборот, лукаво предупреждают нас в начальных титрах: рассказанное в этом фильме является выдуманной историей о выдуманных людях, а все совпадения случайны.
С одной стороны, они правы, конечно. Ну какая российская сборная по футболу на каком Кубке Европы, тем более сейчас? С другой – знатоки вспомнят команду Дании, которая так же непредвиденно и случайно стала финалистом первенства Европы – 1992 и в итоге – чемпионом (за полмесяца до начала отцепили сборную воюющей Югославии). А история Константина Иванова – один в один списана с истории датского футболиста, лучшего игрока страны Кима Вильфорта, который отправился на чемпионат из больничной палаты, где находилась его дочь с печальным диагнозом…
Понятно, что несмотря на рифмы с жизнью, в пересказе это всё выглядит собранием нездоровых фантазий и совсем уж бесстыдных манипуляций, но на экране – вот она, волшебная сила искусства – эта невероятная и совершенно неправдивая байка обретает художественную убедительность русского святочного рассказа и оказывается волшебной историей о чудесах, которые случаются даже с теми, кто не очень умеет любить и верить и никаких чудес не ждет… И при этом никакого ложного пафоса, никакой демагогии.
Это кино для зрителя, где многие ходы ожидаемы: «Читатель ждет уж рифмы розы; на, вот возьми ее скорей!» Если атака нашей команды неторопливо начинается под «Калинку-малинку», ясно, что на последних аккордах будет гол. Если на тренировках репетируют стандарты, то забьют, натурально, с углового. Если в ворота российской сборной назначают пенальти, значит вратарь его отобьет, причем ногой – Игорь Акинфеев, привет. Иван Охлобыстин к радости зрителей по-прежнему играет доктора Быкова, воспитывающего молодых недоумков.
Конечно, с точки зрения искусства эффектнее выглядит фокус, когда ружье, провисевшее весь спектакль на стене, так и не стреляет; конечно, хотелось бы побольше блеску в диалогах (спустя сутки уже не можешь вспомнить ни одной реплики), но при этом режиссер и автор сценария Виктор Демент и его товарищи честно выполняют все пункты воображаемого договора с публикой.
Перед нами отлично снятое, с элементами сатиры, развлечение очень достойного уровня с внятным месседжем, история про то, что никогда не надо сдаваться, и в минуту отчаяния как раз и начинает дуть попутный ветер; про то, что добро приходится делать из зла, поскольку делать его больше не из чего; что искусство (в частности, кино) и спорт, все эти движущиеся картинки и беготня и толкотня здоровых и сильных людей имеют смысл только тогда, когда помогают жить.
Как говорил британский тренер Билл Шенкли, «Футбол – это не вопрос жизни и смерти. Это гораздо важнее».
А дочь Кима Вильфорта вскоре после чемпионата Европы умерла. Но победный финал с папой увидеть успела.
Информация о фильме «Больше, чем футбол»
Режиссер: Виктор Демент
Сценарий: Виктор Демент
Продюсеры: Алексей Земский, Тимур Вайнштейн, Владислав Сыч и др.
Оператор: Руслан Герасименков
Композиторы: Сергей Моисеенко, Иван Демент
Художники: Герман Зарянкин, Анна Герасименкова, Юлия Костомарова
Монтаж: Дмитрий Слобцов, Дмитрий Чистяков, Иван Демент
Возрастное ограничение: 12+
Время: 1 ч 46 мин.
В ролях:
Алексей Воробьёв
Иван Охлобыстин
Александр Самойленко
Роман Мадянов
Алексей Гуськов
Люся Чеботина
Марина Ворожищева
Дмитрий Павленко
Валерия Федорович
Иван Алексеев и др.
Фото: Скриншот из трейлера фильма «Больше чем футбол»; DPA