Минувшая зима порадовала российских болельщиков россыпью новостей: многочисленные трансферы, тренерские рокировки, контрольные матчи с сильными европейскими клубами… И все же не составляет большого труда выделить среди всего этого многообразия наиболее весомые факты.
Любая страна дорожит игроками, украшающими ее чемпионат. Пусть даже некоторые звезды сверкают не на футбольном поле, а на страницах газет и экранах телевизоров. Россия в этом плане, разумеется, не исключение.
Тем обиднее, что в ходе межсезонья премьер-лига лишилась группы футболистов, которые в предыдущие годы были на виду. Пожалуй, самой серьезной потерей стал зенитовец Александр Кержаков: находящийся в самом расцвете сил нападающий сборной России перебрался в Испанию, где теперь сражается за золото примеры в составе «Севильи». Впрочем, отъезд Кержакова был и самым предсказуемым, так как Александр давно и четко давал понять, что намерен продолжить карьеру именно в столице Андалусии.
Но питерец стал отнюдь не единственным форвардом, попрощавшимся этой зимой с клубным российским футболом. Любимец фанатов ЦСКА хорват Ивица Олич перебрался в немецкий «Гамбург», динамовец Дерлей ушел в португальскую «Бенфику», а отечественные СМИ и спартаковские болельщики попрощались с аргентинцем Фернандо Кавенаги, перебравшимся в «Бордо».
Всего сезон провел в России и партнер Кержакова по национальной сборной Алексей Смертин, который поменял нашу премьер-лигу на английскую. Наконец, нельзя не упомянуть о завершившем карьеру голкипере Сергее Овчинникове. Его нашему чемпионату будет не хватать.
Что питерский «Зенит» потрясет футбольную общественность в межсезонье громкими приобретениями, было ясно. Однако покупка Анатолия Тимощука у донецкого «Шахтера» все равно для большинства стала громом среди ясного неба. И дело вовсе не в самом Тимощуке. Слишком несусветной представляется сумма, уплаченная за хавбека «горняков». $20 млн – рекорд для постсоветского пространства, если не брать в расчет переход Андрея Шевченко в «Милан» и Александра Глеба в «Арсенал». Примерно столько же два года хозяева «Динамо» отдали за португальца Машине.
Огромные деньги, заплаченные за Тимощука, вполне могут аукнуться Анатолию за его четырехлетний срок пребывания в Питере (а именно на четыре года подписан контракт). А вдруг не заиграет легионер, не впишется в новую команду? Всегда найдутся те, кто начнет громко кричать о двадцати миллионах, выброшенных на ветер. К тому же могут возникнуть сложности с продолжением карьеры в Европе. Впрочем, причин не влиться в новую команду у Анатолия практически нет: футболист он опытный, девять лет отыгравший за донецкий «Шахтер», который ставит перед собой столь же амбициозные цели, что и «Зенит». К тому же дончане уже имеют опыт выступления в Лиге чемпионов, в отличие от питерского клуба. Одна из задач 27-летнего полузащитника – помочь «Зениту» попасть в Лигу чемпионов и освоиться в этом турнире.
Мало кто с самого начала верил, что под крышей одного клуба смогут ужиться две такие крупные для нашего футбола фигуры, как Анатолий Бышовец и Юрий Семин. Первый из них, назначенный новым главным тренером «Локомотива», выиграл сеульскую Олимпиаду в 1988 году. Второй, вернувшийся в практически родной коллектив в качестве президента, побеждал с «Локо» в чемпионате и Кубке России, дважды доходил с ним до полуфиналов Кубка кубков.
Сторонники красно-зеленых опасались, что личные амбиции помешают двум «тяжеловесам» сработаться. И начало межсезонья вроде бы эти подозрения укрепляло. Не шла трансферная работа, не было результатов в контрольных матчах (при всей их общепризнанной второстепенности). Ползли слухи о, мягко говоря, натянутых отношениях Бышовца и Семина. К тому же Анатолий Федорович инициировал уход любимца «железнодорожной» публики – защитника Вадима Евсеева. В кулуарах договаривались даже до того, что Семин специально ставит коллегу в неудобное положение, чтобы в скором будущем воспользоваться плодами его вполне вероятных неудач и вновь, спустя два года, занять тренерский пост… Но наверняка все в «Локомотиве» далеко не так плохо, как хотелось бы «доброжелателям». И с прочими фаворитами сезона он наверняка поборется за место под еврокубковым солнцем.
Как много, наверное, потерял российский футбол из-за нескольких несостоявшихся трансферов минувшего межсезонья. Действительно, переходы нападающего Асамоа Гьяна из «Удинезе» в «Локомотив» и голкипера Марко Амелии из «Ливорно» в «Спартак» сорвались буквально в последнюю минуту. В «Локомотиве» вообще говорили о приобретении Гьяна как о состоявшемся факте, уже планировали медосмотр новобранца. Однако все карты «железнодорожникам» спутал Альберто Малезани, новый наставник «Удинезе», сменивший на этом посту ушедшего в «Рому» Лючано Спалетти и категорически отказавшийся отпускать лучшего нападающего клуба в разгар сезона. Ведь замену 22-летнему Гьяну итальянцы так и не нашли.
С Амелией же дело обстояло несколько иначе. Предприимчивый вратарь итальянской сборной после продолжительных переговоров с москвичами все-таки добился для себя зарплаты, какая в Италии не снилась его коллегам. Но в результате генеральный директор «Спартака» Сергей Шавло, полетевший на Апеннины подписывать соглашение, вернулся домой ни с чем. Президент «Ливорно» Альдо Спинелли сообщил, что Амелия не продается. История с сорвавшимся трансфером голкипера «скуадры адзурры» ужасно расстроила наставника москвичей Владимира Федотова, который был уверен, что в предстоящем будущем у него появится надежный страж ворот.
30 января полузащитники «Зенита» Владислав Радимов и Фернандо Риксен повздорили во время контрольного матча с «Малагой» на испанском сборе. Поводом стали разные трактовки эпизода, в котором Мартин Шкртел «заработал» соперникам угловой. По одной версии, за словацкого защитника вступился Радимов, по другой – он и предъявлял ему претензии. Несколько секунд товарищи по команде махали кулаками. Досталось и «виновнику» эпизода – собственно, в него пришелся первый удар. Потасовку помогли погасить вратарь Камил Чонтофальски, другие зенитовцы и судья. Он удалил с поля обоих. Экс-капитан «Глазго Рейнджерс» Риксен и в тот момент еще капитан «Зенита» Радимов быстро остыли, принесли официальные извинения, но история получила логическое продолжение. Решением главного тренера Дика Адвоката драчуны были оштрафованы, капитанская повязка передана Андрею Аршавину, а Радимов даже подумывал о том, чтобы сменить клуб.
«Бьют своих, чтобы чужие боялись!» – иронизировали конкуренты по чемпионату, надеясь на то, что атмосфера в «Зените» ухудшится.
Но прошло чуть больше месяца. Влад и Нандо как ни в чем не бывало вместе выходят на поле и прекрасно друг друга понимают, что уже успели доказать в первом кубковом матче с «Сатурном».
Досада от вылета ЦСКА и московского «Спартака» из Лиги чемпионов в конце сезона-2006 сменилась надеждами на успешное выступление наших клубов в зимне-весенней европейской кампании. Казалось, кто-то из российского дуэта способен повторить успех армейцев двухлетней давности и выиграть Кубок УЕФА. Ведь команда Валерия Газзаева убедительно выглядела в споре с «Арсеналом», «Порту» и «Гамбургом» на протяжении всего группового турнира, а спартаковцы впечатлили в ключевом гостевом матче со «Спортингом».
В январе красно-синие и красно-белые лишь укрепили эту веру яркой встречей в финале Кубка Первого канала, заставив болельщиков забыть о таких казусах межсезонья, как селекция, прогулы, травмы легионеров.
Однако реальность для ЦСКА и «Спартака» оказалась хуже, чем прогнозировали даже вечно сомневающиеся скептики. Оба клуба вылетели по итогам 1/16 финала. «Маккаби» и «Сельта» не дали нашим командам сыграть так, как они позволили друг другу в финале «телекубка». Найти ключи к отлаженной обороне противников российские команды не сумели главным образом из-за того, что уступали и в физической готовности, и в игровой практике. И виноват в том, конечно, не Гус Хиддинк (достаточно сказать, что «провалившаяся» группа атаки армейцев состоит почти полностью из легионеров).
Не сумев справиться с ЦСКА на футбольном поле, хозяин «Спартака» Леонид Федун преуспел в подковерной борьбе. Аккурат под Новый год с подачи, как считается, Федуна президентом премьер-лиги стал Михаил Воронцов, генеральный директор «Сатурна». В то, что Воронцову удастся сместить с этой позиции Евгения Гинера, еще за день до голосования мало кто верил. Но Гинер сам снял свою кандидатуру.
Воронцов, молодой и успешный чиновник подмосковного правительства, появился в футболе недавно: к моменту избрания на пост руководителя лиги опыт управления «Сатурном» исчислялся у Воронцова всего одним годом. Сам он, рассуждая о доверии со стороны коллег-президентов, употребил термин «равноудаленность». В том смысле, что его «Сатурн» пока не входит в число претендентов на золотые медали чемпионата, а значит, у клубов будет меньше поводов подозревать Воронцова в лоббировании каких-то своих интересов.
Это была главная причина, по которой Гинера попросили освободить высокий пост. Заслуженно или нет, но по ходу прошлого сезона президента ЦСКА слишком много обвиняли в использовании служебного положения, работе с судьями и прочих смертных грехах. В частности, в манипулировании контрольно-дисциплинарным комитетом, который выносил лояльные для армейцев решения. Как следствие, в начале года КДК покинул Виктор Марущак, возглавлявший его на протяжении последних 16 лет. Теперь дисциплинарные решения будут выноситься Владимира Каткова. Известно, что он кандидат юридических наук и – что, видимо, главное, – человек Виталия Мутко.