В субботу наслаждался футболом «Зенита», а в голове занозой сидела мысль: Андрей Аршавин, возможно, уйдет.
«Зенит», как всегда, играл легко и красиво. Как всегда, красиво и легко творил на газоне Шава. Не самое благозвучное прозвище, за восемь лет крепко приросшее к вечно молодому, вечно пьяному футболом пареньку, звучит музыкой для петербургского (и не только) болельщика.
Музыка футбола не всегда подвластна логике. Вроде бы команда доказала, что и без своего лидера она способна не просто показывать отличный футбол — играть еще сильнее. И есть кем заменить кумира, и есть коллективная игра, которая смотрится футболом будущего... А нет-нет да и задевал вкус изменившегося блюда, в которое повар забыл добавить сущую мелочь, пресловутую изюмину.
Да и трудное это удовольствие — ценить зенитовский новый стиль. Все эти перестроения, смену ритма, расчерченность атак, строгую геометрию...
Классицизм. Стиль, создавший лицо Петербурга, немыслимого, однако, без знаменитых дворцовых барочных вензелей...
Классицизм в футболе требует от зрителя приличной подготовки, безупречного вкуса, глубокого бэкграунда. И работы — мысли, души. Футбол не для всех. И не всегда.
Ведь порой даже самому искушенному зрителю хочется просто отдохнуть и умом, и сердцем, и взглядом. И нет лучшего средства в такие моменты для футбольного болельщика, чем «улитка Зидана» в исполнении Аршавина, его способность оставить защитников в дураках, умение неуловимым движением вывести партнера один на один. Чем эта шаловливая буря эмоций на раскрасневшемся лице, пальчик у рта или такой забавный и знаменитый уже язык, гуляющий сам по себе...
Не заменит этого ни призванный именно с такой целью Домингес, ни новый герой Питера Файзулин. Боевитость Тимощука и Денисова, обаяние Крижанаца и Текке — всего этого кому-то будет мало. Даже если «Зенит» выиграет все на свете, будет не хватать Аршавина. Самого по себе.