Короткая информация – «в рейтинге ФИФА сборная России опустилась на 39-е место» – способна разом погасить пламя дискуссий о нынешнем состоянии отечественного футбола. Она, как диагноз, который врач произносит, отводя взгляд от больного и виновато разводя руками. Присядем на дорожку, ибо скоро нам, возможно, придется шагнуть еще на несколько ступенек вниз и очутиться уже в пятом десятке! Это не утверждение, а предположение, однако основанное на немалой доле здорового пессимизма, ибо слабо верится, что сборная России успешно сыграет до конца года со всеми своими соперниками: эстонцами, израильтянами и македонцами. Если сбудутся худшие предположения, наш устрашающий антирекорд – 40-е в 1998 году – нашими же будет побит.
Еще несколько слов о цифрах весьма показательных: ровно три года назад наша сборная занимала в том же рейтинге ФИФА сегодня кажущееся благополучным… 28-е место. Стало быть, регресс прогрессирует и голландскому «доктору», приставленному к недужной российской сборной, не позавидуешь. Ну а пациенту – тем более…
Конечно, злосчастный листок можно сжечь, разорвать в клочки, продолжать тешить себя иллюзиями и любоваться нашим искрометным чемпионатом. Но, боюсь, злосчастные цифры будут преследовать многих болельщиков так же, как тревожил Гамлета призрак его умершего отца. Что ж, утрем слезы, обнимемся с футбольными карликами – нашими соседями – и предадимся воспоминаниям.
Почти сорок лет назад, когда рейтингов ФИФА не было и в помине, еженедельник «Франс футбол» поставил сборную СССР на первое место в Европе. В 1967-м наши среди прочих обыграли французов, шотландцев, австрийцев, мексиканцев, болгар, греков и завершили матч в Лондоне с чемпионами мира, англичанами, почетнейшей ничьей – 2:2, ведя в счете после первого тайма. Команда действительно играла достойно, ее тактическая схема, прочерченная уверенной рукой тренера Якушина, смотрелась четко. Да и состав был превосходный: Яшин, Шестернев, Хурцилава, Воронин, Численко, возвратившийся в сборную после восьмилетнего перерыва Стрельцов, юные Банишевский и воспетый Высоцким Бышовец («ведь недаром клуб «Фиорентина» предлагал мильон за Бышовца»). Кстати, уверен, что ту сборную вмиг – если бы советская система позволила – раскупили бы европейские клубы.
Справедливости ради следует заметить, что свое европейское лидерство сборная СССР завоевала в основном в товарищеских матчах – ее в шутку даже называли чемпионом мира по таким играм. Но и очевидно, что в Европе наших уважали – иначе не ехали бы сюда и не звали в гости очень приличные, а порой и очень сильные команды. Те же англичане, например.
Тот рейтинг, этот – в футбол не за рейтинг играют, не шахматы. Но все равно что-то покалывает. Молчи, грусть, молчи…