• Мужчина на «плахе» в четвертой зоне

    Чемпионат мира

    31.10.10 13:24

    Мужчина на «плахе» в четвертой зоне - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Послезавтра в Японии стартует женский чемпионат мира по волейболу.

    Накануне отъезда сборной России на защиту титула (завоеванного четыре года назад также в Стране восходящего солнца) корреспондент «Спорта» побывал на тренировке наших волейболисток во Дворце спорта «Динамо» на улице Лавочкина…

    Не проскочить форму

    – На тренировку женской сборной? – переспрашивает меня на входе бдительный охранник. – Так они ж сегодня уже тренировались! И телевидение приезжало снимать… Сейчас, минуточку!

    Внимательно изучив распечатку с графиком загруженности центрального зала динамовского дворца, охранник все-таки нажимает зеленую кнопочку на турникете:

    – Ага, вот: у них в половине пятого еще одно занятие, – после чего следует уточнение: – До половины восьмого. Проходите!

    Ничего себе! До чемпионата мира остаются считанные дни, а сборная пашет в режиме двухразовых тренировок! Не перебор ли?

    – Все идет по плану, – успокаивает главный тренер команды Владимир Кузюткин. – Утром у нас всего лишь легкая разминка. Сейчас главное – не упустить того, что было проделано в подготовительный период, как говорится, не проскочить форму.

    А форму наша сборная, судя по последним результатам, набрала неплохую. За последний месяц россиянки дважды наведывались в Италию: сначала – в Каль­яри на отборочный турнир Гран-при 2011 года, затем – на заключительный контрольный турнир в Алассио. На Сардинии, досрочно завоевав путевку на финал Гран-при, подопечные Владимира Кузюткина финишировали вторыми. А турнир в Алассио уверенно выиграли, победив сборные Сербии, Италии и Хорватии.

    – У нас сейчас наконец-то не осталось серьезно травмированных игроков, – осторожно, чтобы не сглазить, констатирует Кузюткин. – Совсем другая картина была еще полгода назад, после окончания прошлого сезона. Тогда и повреждения серьезные были, некоторым девочкам пришлось под нож хирурга ложиться. Теперь же – только мелочи, ушибы-растяжения, но это нормальный рабочий процесс.

    «Нормальный рабочий процесс» волейболистки начинают с разминки. Статические упражнения на растяжку, несколько кругов пробежки, после чего, разойдясь по разные стороны сетки, девушки совершают челночные перемещения и ускорения различными способами – приставным, скрест­ным шагом, спиной вперед. Лидеры команды Екатерина Гамова и Любовь Соколова работают наравне со всеми, ни единым движением не давая намека на недавние проблемы со здоровьем и травмы, вырвавшие обеих на некоторое время из подготовительного процесса.

    Кстати, Гамова и Соколова, а также Мария Бородакова, Юлия Меркулова и Светлана Крючкова составляют великолепную пятерку, входившую в состав «золотой» сборной образца 2006 года. Действующих чемпионок мира в нынешнем составе могло быть и больше, если бы не драматические события, случившиеся в декабре прошлого года с Натальей Сафроновой. Инсульт прямо на тренировке, 18 суток комы, полгода лечения и восстановления в реабилитационном центре в Кельне…

    – Наташи нам очень не хватает, – говорит Владимир Кузюткин. – Она из тех людей, которые необходимы в любой ситуации, жизненной или игровой. То есть могут помочь и своим профессиональным отношением к делу, и оптимизмом, хорошим настроением, и классной игрой. Девчонки постоянно навещают Наташу, я не раз созванивался с ней, с ее мужем, поддерживал, как мог. Будем надеяться на лучшее, тем более что сейчас в ее состоянии есть положительная динамика.

    Грубой силы уже не хватает

    На арене динамовского дворца уже вовсю идет работа с мячами: подача, прием, атака. Места хватает всем, хотя помимо 14 спортсменок (именно столько разрешено включить в заявку на чемпионат мира) в занятии активно участвуют несколько мужчин – ассистентов главного тренера с добротными волейбольными навыками. Об ассистентах – чуть ниже, а пока пытаюсь выяснить, идеален ли состав россий­ской сборной?

    – Идеального, наверное, не существует вовсе, а вот о близком к оптимальному применительно к этому составу можно говорить, – отвечает Кузюткин. – Точно так же вряд ли найдете тренера, который не видел бы слабостей в игре своей ­команды, не хотел бы усилить какой-то элемент, какую-то позицию. Вот, к примеру, нашей сборной не хватает стабильного приема, надежной игры в защите. Для амбициозного тренера хорошей защиты вообще никогда не бывает в избытке. К тому же реалии нашего волейбола таковы, что у нас во все времена было замечательное нападение. И когда нужна была грубая сила, ее для побед хватало. Сейчас волейбол изменился, нужно постоянное развитие, тяжелая работа. Многие сборные тренируются по шесть-семь часов в день, а мы – меньше. Почему так? На этот вопрос должен отвечать не я один.

    – В составе, который вы назвали близким к оптимальному, могло найтись место еще одной чемпионке мира – 2006 Елене Годиной?
    – Место-то могло найтись, только вот не факт, что Лена появилась бы на площадке. Как главный тренер я обязан думать не только о сегодняшнем дне команды, но и о перспективах. Поэтому задам встречный вопрос: а кто тогда должен сесть на скамейку запасных? Наташа Гончарова? Или Таня Кошелева? На данный момент обе – равноценные Годиной игроки, но при этом молодые. И я не вижу смысла «перестаривать» команду. Хотя Лена Година была и остается очень хорошей волейболисткой.

    Истязание мужскими ударами

    Не обходится на тренировке и без привлечения технических средств. В какой-то момент ассистенты подвозят к сетке огромную деревянную платформу на колесиках. Устанавливают ее на краю площадки, в четвертой зоне. Один из ребят забирается на «постамент», поднимает за собой тележку с мячами и с высоты полутора метров над сеткой начинает «поливать» противоположную сторону убойными ударами. За девушек становится страшно: от таких мячей неплохо бы увернуться, а они умудряются не только их поднять, но и удобно довести предполагаемой пасующей!

    – Владимир Иванович, ваше ноу-хау?
    – Да нет, это далеко не новое упражнение в нашей практике. А как еще улучшить игру в защите? Конечно, бить должен мужчина! Ведь есть же термин «запас прочности». Так вот, в женском волейболе запас прочности в защите можно создать, только противодействуя мужским ударам. Другой вопрос, что делать это нужно целеустремленно, планомерно и ежедневно, а не просто так: со­брались в сборной – побили…

    Истязание мужскими ударами наконец заканчивается. Деревянную «плаху» увозят в угол зала – можно немного перевести дух. Но через пару минут новое задание: с одной половины атаки идут первым темпом, с другой – после высоких передач диагональным нападающим. Нагрузочка для связующих!

    – Первым номером на чемпионат мира едет Женя Старцева, – комментирует главный тренер. – Не потому, что она пасует намного лучше Веры Улякиной. Просто кто-то должен чувствовать себя основной связующей, кто-то – запасной. Тем более что Вере не повезло в самом начале сезона, когда она перенесла операцию.

    Аналогичная ситуация, по словам Владимира Кузюткина, и с позицией либеро. Светлана Крючкова своими стабильностью, мастерством и опытом заслужила быть первой в своем амплуа. Впрочем, Екатерина Кабешова, тоже справившаяся с травмами, вряд ли согласится смо­треть матчи чемпионата мира со скамейки запасных.

    – Да, Света пока имеет намного больше игрового времени, чем я, – говорит Кабешова. – Но даже недавний турнир в Италии убедил в том, что у меня есть все шансы пробиться в основной состав. Тем более что есть ощущения – приближаюсь к пику формы!

    – Этот чемпионат мира для вас первый, но в Японии бывать приходилось?
    – Мы в прошлом году играли Гран-при в Токио и Осаке. Побывав в Японии, я буквально влюбилась в эту страну! Мне все там понравилось, чувствовала себя комфортно и в бытовом плане, и с точки зрения организации соревнований все было на высшем уровне. Очень продвинутая страна! В отличие от многих других азиатских государств…

    Не бригада штукатуров

    Охранник на служебной проходной оказался прав: тренировка сборной заканчивается в восьмом часу вечера. Опережаю невесть откуда взявшуюся съемочную группу еще одного телеканала и задаю несколько вопросов главному тренеру.

    – Формула женского чемпионата мира не столь ужасаю­ща, как у мужского турнира?
    – Нет, у нас все намного проще и понятнее. Проигрывать нельзя, цена каждой игры слишком высока. На первом этапе, правда, одна осечка допустима, но две – это уже катастрофа!

    – Дальневосточный колорит придаст чемпионату какую-то особую окраску?
    – Безусловно, он будет иметь значение – другой часовой пояс, акклиматизация… Но, во-первых, мы в Японии уже играли Гран-при, так что опыт имеется. Во-вторых, летим туда за шесть дней до первого матча. Этого вполне должно хватить для привыкания. В любом случае, все эти обстоятельства не должны стать препятствием для победы в чемпионате и не могут служить оправданием в случае поражения.

    – Но о поражении вы как тренер дей­ствующих чемпионок мира вряд ли думаете…
    – Разумеется! А разве найдется среди 24 команд такая, которая едет проигрывать? Знаете, мне смешно, если задают вопрос: как вы планируете выступить? Хочется ответить: у меня не бригада каменщиков и штукатуров, чтобы планировать квадратные метры! Стремиться к победе – это одно, а как можно планировать медали в спорте? Наша действительность такова, что мы регулярно что-то планируем, а взамен получаем провалы. И хуже того – ничего не пытаемся делать, чтобы изменить ситуацию.

    – У вас со сборной есть шанс что-то изменить!
    – Мы это прекрасно понимаем. Потому и не допускаем иного настроя, кроме как на победу в каждом матче. В каждом! Это ведь психология: стоит дать где-то слабину, и соперник обязательно накажет тебя.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №42 (27 октября — 2 ноября 2010 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»