На экваторе карьеры

На экваторе карьеры

Тема «Спорта». Кто заменит Хиддинка

Как только стало известно, что Гус Хиддинк покидает сборную России, телефон его агента стал трезвонить без умолку. Несколько звонков было из Африки: совершенно незнакомые люди предлагали устроить голландца в одну из команд Черного континента. Хиддинк на уговоры не поддался. Возможно, он знал, что попытки заполучить лучших тренеров для сборных африканских стран в прошлом нередко приводили к недоразумениям.

После того, как ЮАР, освободившуюся от апартеида, вернули в число цивилизованных стран, зашел вопрос о тренере национальной сборной. Первым, кто возглавил команду, оказался англичанин Джефф Батлер. Правда, в сопровождавшей его назначение спешке никто не удосужился проверить достоверность его резюме. Когда хватились, то выяснилось, что он никогда не выступал за английский клуб «Норвич Сити» — в этой команде играл его однофамилец. Обманщика Батлера немедленно убрали с должности, и он вошел в историю как тренер, так и не сумевший провести со сборной хотя бы один официальный матч.

Рэй Уилан узнал, что назначен тренером сборной Танзании на пресс-конференции, которую он собирался посвятить административной реформе и маркетинговым инициативам местной футбольной ассоциации. Да и то выяснилось это благодаря нетерпеливости одного из журналистов, задавшего вопрос о тактике и составе команды на предстоящий матч.

Африканским функционерам кажется, что светлокожий специалист из развитой в футбольном отношении страны быстро наведет порядок в сборной. Такого же мнения придерживаются и футболисты, не всегда испытывающие уважение к своему соотечественнику, который, к тому же, может оказаться родом из маловлиятельного племени. «На местного тренера будет сильно влиять обстановка вокруг команды, он будет чувствовать отношение людей, знать обо всем, что происходит, — объясняет француз Филипп Труссье (на фото), много лет проработавший в Африке. — Иностранец, напротив, приезжает работать. У него нет никаких предпочтений, он не выбирает игроков из какого-то особого региона или племени. Просто берет 11 лучших и все». Поэтому иностранец в Африке — желанная находка, как правило, устраивающая все стороны. Поскольку он не разбирается в местных реалиях, то при желании им еще можно манипулировать. Вмешательство правительственных чиновников и даже первых лиц — обычное явление в футбольной жизни Черного континента.

С другой стороны, европейцы также не прочь впарить африканцам залежалый товар. Первым тренером сборной Камеруна был некий француз Ру, торговавший «лендроверами». На чемпионат мира-1982 ее повез Жан Венсан — хороший форвард, но никудышний тренер. Ну а потом уже пришел черед Валерия Непомнящего, сумевшего в 1990 году вывести «неукротимых львов» во главе с Роже Милла в четвертьфинал первенства мира.

Фамилии некоторых иностранцев, тренировавших коман­ды «черного континента», не говорят ровным счетом ничего. Кто помнит валлийца Майка Смита, четыре года работавшего со сборной Египта в конце 1980-х и даже выигрывавшего с ней Кубок африканских наций? А кто знает немца Готлиба Геллера, четырежды выводившего команду Того в финальные турниры первенства континента? Его странное отсутствие на скамейке запасных в матче группового турнира с Ганой в 1998 году представители Федерации футбола объяснили приступом малярии. В действительности, Геллер к тому времени уже покинул расположение команды, взбешенный тем, что его непосредственный начальник — Гнассингбе Рок — сын правителя страны Эйадемы, и пальцем не пошевелил для того, чтобы обеспечить футболистов необходимыми медикаментами и витаминами.

Старожилы континента

Немец Райнхард Фабиш, умерший от рака два года назад, за 20 лет, проведенных в Африке, успел поработать с тремя сборными. Наивысшего успеха он добился с командой Зимбабве, болельщики которой после наиболее удачных матчей носили его на руках. Разговаривая с одним из южноафриканских журналистов в своем изысканно обставленном доме в пригороде Хараре, Фабиш признал, что нисколько не обольщается на счет будущего. «Я — король, когда дела идут в гору. Но все может измениться уже завтра, если команда начнет проигрывать. Никто не захочет со мной тогда знаться, а трибуны будут скандировать «Фабиш — уходи!» Но я не связан тесными узами с Зимбабве. Да мне нравится это место, и можно легко представить, что я вернусь сюда, когда завершу свою карьеру. Но я уверен: прежде, чем это случится, мне придется поработать еще в нескольких странах». Так и случилось.

Немец Руди Гутендорф, наивысшим достижением которого как игрока был выход в полуфинал первенства Германии 1948 года в составе клуба «Нойендорф», пользовался невероятной популярностью в странах третьего мира. В его послужном списке значится работа с 21 национальной сборной — непревзойденное достижение, зафиксированное в книге рекордов Гиннеса. В зрелые годы он был нарасхват, а к старости стал более разборчив. Одной из самых удачных творческих командировок стала его поездка на остров Маврикий, где пожилой немец не только наслаждался пляжами и океаном. Под его руководством команда сумела выиграть турнир островов Индийского океана и добиться почетной ничьей со сборной ЮАР.

Тренерский круговорот — нормальное состояние африканского футбола. 55-летний француз Филипп Труссье по кличке «Белый шаман» руководил 10 командами континента. Ныне он обратился в ислам и живет с женой и двумя приемными дочерьми Сельмой и Мариам в марокканском городе Рабат. Но до этого карьера Труссье была извилистой и непредсказуемой. В Кот-д’Ивуаре, к примеру, он во всеуслышание назвал министра спорта полным идиотом. О нигерийцах отзывался чуть более почтительно: «Только ковбой сможет укротить эту команду. Когда я начал работу, то мне единовременно заплатили 20000 фунтов за три месяца вперед. Но дела пошли не так, как хотелось бы, и вскоре начали накапливаться долги. Когда я уходил, то пришлось обращаться в ФИФА с требованием возместить мне причитающиеся деньги».

Труссье, поработавший некоторое время с низовыми французскими клубами, самостоятельно решил попытать счастья в Африке, которая пользовалась в 1980-е дурной репутацией. К его удивлению, на предложение откликнулись в ивуарийском клубе «Асек Мимозас». В аэропорту, перед самым вылетом на стойку авиакомпании позвонили работодатели и попросили Труссье выйти из самолета последним, чтобы встречающие могли его опознать. Труссье повезло: за первые три года его команда ни разу не проиграла. «Все, кто работает в Африке, сталкивается с высочайшим уровнем ожиданий, — говорит француз. — Болельщики, президент, журналисты хотят только одного — твоя команда должна выигрывать матчи только со счетом 5:0». Возможно, подобный подход не так плох, как кажется. По крайней мере, стимулирует иностранцев на поиски новых талантливых игроков, которых в Африке пруд пруди.



Источники
Автор фото: EPA / VOSTOCK-Photo
5.0
Звезда 1Звезда 2Звезда 3Звезда 4Звезда 5