Легионеры
Даже с учетом платного, за 7,5 миллионов рублей, легионера максимальное количество иностранцев в российском клубе КХЛ — шесть человек. Негусто. При этом во многих клубах предпочитают заполнить не менее половины лимитированных мест игроками из одного региона, например, чехами и словаками или североамериканцами.
В футболе, как известно, три бразильца или три югослава — это уже банда, и не всякий российский клуб пойдет на создание такой колонии. «Спорт» присмотрелся к диаспорам в КХЛ и понял, что в хоккее эта проблема далеко не так остра.
В своем обзоре мы исключили из рассмотрения легионеров из так называемого ближнего зарубежья. А заодно и клубы этого самого зарубежья, на которые лимит на легионеров не распространяется. Хотя раньше, во времена чемпионата России, не включавшего в себя иностранные клубы, между оказавшимися в одной команде земляками из Латвии или Украины складывались особенно трогательные отношения. Хотя и в этих случаях никаких группировок с национальным уклоном не возникало. Да, Родриго Лавиньш разговаривал с Олегом Сорокиным на латышском, но только между собой. Тем более Родриго с трудом читает по-русски, хотя и прекрасно говорит на нем.
Зачастую лучше всего в КХЛ проявляют себя чехи и словаки. Они проще адаптируются к нашим реалиям и способны быстро начать говорить на русском языке. Шведы и финны далеко не столь обучаемы нашей речи. Хотя не все такие.
— Я видел, что Даниэль Френхольм приобрел русский разговорник еще на сборах, — рассказывает игрок «Нефтехимика» Сергей Коньков. — Он постоянно с ним, пытается что-то выучить, что-то сказать.
Самое же грустное, если иностранец из дальнего зарубежья остается в команде один, без знания русского. В такое положение чаще всего попадали российские хоккеисты, отправляющиеся за океан.
— Были времена, когда приходилось совсем тяжело, — вспоминает Илья Брызгалов. — Меня не брали в основной состав, русских в команде не было, поговорить не с кем. Если бы не моя супруга, то вообще бы с ума сошел или, по крайней мере, уехал бы обратно в Россию.
Некоторые из-за этого и возвращались.
А вот иностранцы в России не столь подвержены ностальгии. Супруга Лассе Кукконена даже родила ребенка в Омске. Ее не пугало то, что никто в больнице не знал английского, не говоря уж о финском. Но не все справлялись с сибирской действительностью. Джон Грэм, вратарь «Авангарда», стал от скуки выпивать, и его выгнали, хотя он обращался в суд, чтобы остаться. С «Авангарда» и начинается наш обзор.
в. Карри Рамо (Финляндия)
з. Мартин Шкоула (Чехия)
н. Марек Сватош (Словакия)
н. Роман Червенка (Чехия)
н. Яромир Ягр (Чехия)
В прошлом сезоне легионерский состав омичей был гораздо пестрее. Но контракт с канадцем Эриком Перреном в клубе не продлили, с его земляком Брендэном Беллом быстро расстались, а финн Лассе Кукконен недавно отправился в магнитогорский «Металлург». В итоге, не считая голкипера Карри Рамо (все-таки финская вратарская школа — одна из сильнейших на планете), в «Авангарде» собралась исключительно чехословацкая колония. Да и то «словацкости» ей лишь неделю назад прибавил приезд нападающего Марека Сватоша. Главный менеджер «Авангарда» Анатолий Бардин, в свое время дважды уговоривший легендарного Яромира Ягра переехать в Сибирь, не скрывает, что чехи ему милее представителей других национальностей хотя бы потому, что уже через месяц-другой начинают говорить по-русски.
з. Ангел Крстев (Чехия)
з. Михал Серсен (Словакия)
з. Томаш Словак (Словакия)
н. Мирослав Лажо (Словакия)
С уходом главного тренера Марека Сикоры в минское «Динамо» чехословацкая колония в Екатеринбурге не уменьшилась. За одно межсезонье к одинокому Томашу Словаку добавились Ангел Крстев, Михал Серсен и Мирослав Лажо. Впрочем, новый тренер «Автомобилиста» Евгений Попихин должен знать, как работать с хоккеистами из этого региона: в прошлогоднем «Торпедо» у него играл тот же Крстев, а чехи Павел Брендл и Ярослав Беднарж и вовсе были лидерами команды. Хотя и здесь есть подводные камни. «У Попихина чехи даже играть друг с другом не хотели, вот до чего доходило!», — откровенничал на предсезонном кубке имени своей должности губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.
в. Петри Веханен (Финляндия)
н. Яркко Иммонен (Финляндия)
н. Нико Капанен (Финляндия)
н. Янне Песонен (Финляндия)
н. Марцел Хосса (Словакия)
Но чехи и словаки — не панацея. Главному тренеру «Ак Барса» Зинэтуле Билялетдинову, например, нравится работать с финскими хоккеистами. В прошлом сезоне великолепную четверку и вратаря из Суоми разбавлял словак Роман Кукумберг, в этом — его соотечественник Марцел Хосса. Не смущают работавшего в НХЛ и в Европе Зинэтулу Хайдаровича сложные отношения финнов с русским языком. Эти легионеры (а ведь некоторые выступают в КХЛ уже третий год) до сих пор знают на великом и могучем лишь по несколько простых слов и не способны даже заказать блюдо в ресторане. Но кому какое дело, если очки, особенно в плей-офф, они набирают регулярно. Да и с дисциплиной у них все в порядке: у Билялетдинова не забалуешь даже диаспорой.
в. Янн Дани (Канада)
з. Бретт Скиннер (Канада)
н. Стивен Диксон (Канада)
н. Дэвид Линг (Канада)
«Амур» является заложником географии. Европейцы ехать в Хабаровск просто опасаются: за то время, что они будут добираться из клуба на родину на самолете, их страны можно несколько раз объехать на автомобиле. Куда проще заманить на Дальний Восток североамериканцев. В их случае разница между каким-нибудь провинциальным российским городом и Хабаровском не столь велика: добираться до родины в любом случае очень долго. Помогал землякам и Александр Могильный, пользующийся огромным авторитетом в Америке. Правда, с этого года в официальной структуре клуба Могильный не работает.
Кстати, не всех легионеров страшат сверхдальние перелеты по ходу сезона. Например, бывший «бэкап» Мартина Бродо в «Нью-Джерси» Ян Дани, уже успевший изготовить шлем с видами и гербом Хабаровска, видит в этом только плюсы: в самолете он успевает отлично выспаться.
в. Кевин Лаланде (Канада)
н. Дарси Веро (Канада)
н. Джошуа Граттон (Канада)
н. Брэндон Сагдэн (Канада)
н. Крис Саймон (Канада)
В случае «Витязя» уместно говорить не о легионерской колонии в команде, а о клубе как канадской колонии в России. В ледовом дворце Чехова имеется баннер «We like Canadian Ice Hockey» («Мы любим канадский хоккей»), в Подольске, где в нынешнем сезоне проводит большинство своих матчей молодежная команда клуба, на табло в начале сезона запускали обратный отсчет времени, а в руководстве регулярно напоминают о приверженности к силовому стилю игры.
Канадцы в «Витязе», конечно, держатся вместе, но в раздевалке они стараются больше общаться с местными парнями. «Если Дарси, Брэндон или Крис шутят, то Даниил Марков старается все перевести, чтобы все поняли, чему посвящена шутка, — рассказывает защитник команды Евгений Еременко. — Нет такого, что они между собой говорят, а с другими не общаются».
Саймон, между прочим, вовсю старается говорить по-русски, но стесняется это делать, когда журналисты просят его продемонстрировать свои познания.
з. Карел Рахунек (Чехия)
з. Даниэль Чернквист (Швеция)
н. Йозеф Вашичек (Чехия)
н. Павол Демитра (Словакия)
н. Йори Лехтеря (Финляндия)
До недавних пор в «Локомотиве» очень любили представителей чехословацкой хоккейной школы, и те (кроме Радека Бонка) отвечали взаимностью. Однако после нынешней, первой за три года бесфинальной, весны в клубе пошли на серьезные изменения в составе, из предыдущей колонии оставив лишь надежного Вашичека. Йозеф, кстати, более чем сносно говорит по-русски, так что с вернувшимся в Ярославль Карелом Рахунеком он сможет пообщаться не только на родном языке. Вообще же, в «Локомотиве» теперь представлены игроки из всех пяти сильнейших европейских хоккейных стран.
з. Лассе Кукконен (Финляндия)
з. Янне Нискала (Финляндия)
н. Юхаматти Аалтонен (Финляндия)
н. Петри Контиола (Финляндия)
н. Томаш Ролинек (Чехия)
н. Мика Ханнула (Швеция)
В этом сезоне в «Металлурге» собралась почти максимальная финская колония — четыре хоккеиста и главный тренер. Вообще, в хоккее далеко не всегда наставник тянет за собой в команду земляков. Например, Юхаматти Аалтонен вел переговоры с клубом еще в середине прошлого сезона. То, что контракт был подписан лишь после прихода в «Металлург» Кари Хейккиля, скорее, случайность. А Лассе Кукконен просто отказался продолжать карьеру в «Авангарде», несмотря на действующий контракт, — вот и оказался в Магнитогорске, чему, впрочем, совсем не огорчился.
Как бы то ни было, этим летом в «Металлурге», видимо, насмотревшись на чемпиона, сменили чешский вектор в селекционной политике на финский, попрощавшись с Яном Мареком и Ярославом Кудрной.
з. Ник Энджелл (США)
н. Марк Бомерсбэк (Канада)
н. Вацлав Недорост (Чехия)
н. Джефф Улмер (Канада)
Небогатый новокузнецкий клуб не может себе позволить серьезно тратиться на легионеров. Этим летом предпочтение было отдано недорогим североамериканцам, имеющим — важный момент — опыт игры в Европе. Энджелл и Улмер переехали в Новокузнецк из Франкфурта, а Бомерсбэк ранее выступал за чешский «Пльзень». Хотя и этими покупками болельщики остались недовольны, полагая, что дешевле и эффективнее подтягивать к основе собственную молодежь. Однако невнятный старт «Кузнецких Медведей» в новом чемпионате МХЛ показывает: с кадрами в городе не так хорошо, как хотелось бы.
в. Стефан Лив (Швеция)
з. Илькка Хейккинен (Финляндия)
з. Александр Хелльстрем (Швеция)
н. Вилле Ниеминен (Финляндия)
н. Йонас Энлунд (Финляндия)
В очередной раз не попавшая в плей-офф «Сибирь» этим летом провела серьезное обновление состава. Не могли не коснуться изменения и легионерских позиций, тем более что именно на иностранцев зачастую рассчитывают как на лидеров команды. Вместо не снискавшего в России славы американского бойца Эрика Рейтца и не ставшего главным забивалой чеха Леоша Чермака все «бесплатные» легионерские позиции в «Сибири» заполнили скандинавами. Новички регулярно играют вместе, а звено Энлунд — Ниеминен — Мирнов стало ведущим: Игорь явно наладил неплохое понимание со всеми финнами команды.
в. Доминик Гашек (Чехия)
з. Иван Баранка (Словакия)
з. Ярослав Обшут (Словакия)
н. Бранко Радивоевич (Словакия)
н. Штефан Ружичка (Словакия)
Ставку на словаков в «Спартаке» стали делать с приходом на пост главного тренера Милоша Ржиги. Многие считают, что именно он и собрал близких ему по менталитету игроков в клубе, но это не так. Генеральный менеджер «Спартака» Андрей Яковенко выступал в Чехословакии, и у него там сохранились связи. Когда Яковенко работал в «Северстали», в Череповец также приезжали чехи и словаки.
Словаки с ходу стали одними из лидеров команды (Радивоевич уже дослужился до капитана). Все они, даже молодой Ружичка, уже вполне сносно говорят по-русски и с удовольствием общаются как с одноклубниками и прессой, так и с болельщиками. Словаков в «Спартаке» могло быть и больше, но сначала клуб из-за лимита на легионеров вынужден был освободить Юрая Микуша, а позже обменял Мартина Цибака в «Северсталь».
в. Бернд Брюклер (Австрия)
з. Дэнни Гру (Канада)
н. Райан Веске (США)
н. Чарльз Линглет (Канада)
н. Леош Чермак (Чехия)
н. Мэтт Эллисон (Канада)
«Торпедо» провело межсезонье очень активно. Ставка была сделана на североамериканский отряд, ради которого клуб даже озаботился приглашением переводчика. После матчей новички из Канады и США, что неудивительно, общаются в основном между собой, совместно проводя «заминку». Но игровых проблем это за собой не влечет. Североамериканцы (кроме, пожалуй, обрусевшего уже Мэтта «Пушкина» Эллисона) сейчас — реальные лидеры «Торпедо». Умение Веске исполнять буллиты и забивать в решающие моменты матчей уже принесло нижегородцам несколько дополнительных очков.
в. Стив Валикетт (Канада)
з. Карел Пиларж (Чехия)
з. Петр Часлава (Чехия)
н. Ян Марек (Чехия)
н. Томаш Нетик (Чехия)
н. Ян Штястны (Словакия)
В ЦСКА пошли на создание колонии намеренно. В руководстве клуба не скрывают, что взяли курс на чехов только потому, что удалось подписать Яна Марека и никто не хотел, чтобы он заскучал. При этом вратарь в армейской команде — из Северной Америки, хотя и в Чехии есть сильные голкиперы. Другое дело, что полевые игроки-легионеры, кроме собственно Марека, себя пока проявляют, мягко говоря, не слишком ярко. И если их единственной задачей по ходу сезона останется создание благоприятной обстановки для Яна, едва ли это можно будет считать хорошим решением.
з. Томми Варг (Швеция)
н. Томаш Булик (Словакия)
н. Владимир Дравецки (Словакия)
н. Марек Заграпан (Словакия)
Дебютантам КХЛ, несмотря на статус чемпионов Высшей лиги, летом пришлось собрать практически полностью новый состав: «старички» уровню нового соревнования по большей части не соответствовали. Среди легионеров ставку было решено сделать на словаков — как ни крути, проблем с адаптацией у них меньше, а мастера в этой стране всегда имелись. Другое дело, что выбор менеджеров клуба сложно назвать удачным. Хоть как-то проявляют себя лишь Заграпан, ранее выступавший в «Северстали», да легионер из другой страны — швед Варг, также ранее игравший в России и перешедший в «Югру» из «Молота-Прикамья».
