 Дмитрий Зимин
Дмитрий Зимин
Биатлон. Чемпионат мира. Итоги
После провала сборной России в Холменколлене в биатлонных кругах заговорили о глобальных переменах. Олимпийский чемпион 1984 года Юрий Кашкаров в разговоре с корреспондентом «Спорта День за Днем» подвел неутешительные итоги турнира и заявил, что в нашей стране есть специалисты, которые готовы работать с Антоном Шипулиным и Ко.
— Главный тренер сборной России Александр Касперович заявил, что тренеров менять не надо. На ваш взгляд, необходимы перемены?
—  Во-первых, надо услышать мнения самих тренеров и прочитать их отчет.  Они должны рассказать о своем видении ситуации. А потом уже надо решать,  продолжать с ними сотрудничество или нет. С наставниками женской  сборной точно нужно разбираться. Одни и те же люди много лет работают, а  результат… Кажется, у них замылился взгляд. Но сначала давайте дождемся  отчета старшего тренера женской сборной Сергея Коновалова. 
— Разве сам результат не служит отчетом?
—  Он имеет вес. Тренеры мужской и женской команд сделали свою работу  плохо. У мужчин работают три группы. Почему? Нужен единый состав! А так  получается три программы, три тренера и нулевой результат.  
— Неужели виновны только тренеры?
— Должен  работать спортивный принцип: нет результата — значит, вас не должно  быть в сборной. Будем ждать еще один год, чтобы потом опять провалиться.  Кто дает результат, те и должны тренировать.  
— Сейчас российских специалистов поливают грязью...
—  К сожалению, у нас сейчас безграмотный тренерский состав. Есть  специалисты, которых просто не допускают до сборной: Анатолий Хованцев,  Владимир Аликин, Леонид Гурьев.  
— Почему?
— Прежде всего они не очень «удобные». А иностранцы нам не помогут. С Рикко Гроссом (старший тренер мужской сборной. — «Спорт День за Днем»)  надо подождать, у него есть правильные мысли. Например, по местам  подготовки, по объединению тренерского состава и спортсменов в одну  команду. Так и должно быть.  
— Антон Шипулин, Дмитрий Малышко, Алексей Волков и  Максим Цветков готовились к чемпионату мира в Кавголово. Не был ли этот  сбор ошибкой?
— Нет. На сто процентов. Я не слышал ни одного  негативного отзыва о Кавголово ни от тренеров, ни от спортсменов  (Кашкаров является заместителем директора по спортивной инфраструктуре  УТЦ «Кавголово». — «Спорт День за Днем»). Хотя опять же стоит дождаться  их отчета. Я пока не знаю, что там будет написано.  
— Рикко Гросс ездил вместе с Евгением Гараничевым  и Алексеем Слеповым в Тюмень, где проходил чемпионат Европы. Оправданно  ли такое поведение наставника перед чемпионатом мира?
—  Непосредственно в Тюмени он был всего два дня. Да, Гросс пропустил один  из североамериканских этапов Кубка мира, потому что поехал вместе с  Гараничевым и Слеповым готовиться к чемпионату Европы. Но я не вижу в  этом ничего страшного, все было согласовано. Большую часть времени Гросс  находился в Кавголово.  
— Все ли вам ясно в истории с Ольгой  Подчуфаровой, которая выступила в Холменколлене только в спринте.  Появились даже подозрения, что у нее тоже могут быть проблемы с  мельдонием.
— Мне тоже не совсем ясно, что произошло. Лидер  сборной России приезжает на чемпионат мира — и становится туристом. По  спортивному принципу она должна была выступать и в масс-старте, и в  эстафете. Видимо, произошло что-то действительно серьезное. Просто так  спортсмен не откажется от участия в чемпионате мира.  
— Почему в сборной России не в почете спортивный  принцип отбора? Например, Светлана Слепцова выиграла два «Малых  хрустальных глобуса» на Кубке IBU, но не получила шанса в главной  команде.
— Самому хотелось бы спросить об этом у руководства СБР.  Я не говорю, что система отбора плохая. Просто я не понимаю, что делают  некоторые спортсмены в сборной. От этого страдают результаты. Наши  якобы основные биатлонистки Екатерина Шумилова и Дарья Виролайнен  показали, что они никоим образом не могут считаться лучшими.  
— Говорили, что хуже, чем при Михаиле Прохорове, уже  не будет. Но сейчас сборная России на чемпионате мира вообще осталась  без медалей. Велика ли в этом вина президента СБР Александра Кравцова,  который занимает две большие должности? Он ведь еще директор Центра  спортивной подготовки.
— Никаких проблем в этом не вижу. Кравцов  находится на том месте, где должен быть. Это улучшает состояние Союза  биатлонистов России, так как хорошо, что один из его руководителей  находится в Министерстве спорта.  
— После Олимпиады в Сочи СБР потерял ряд серьезных спонсоров. Это как-то повлияло на выступление сборной России?
—  Денежное обеспечение осталось таким же, какое было раньше. При  Прохорове были определенные спонсорские деньги, но и Минспорта серьезно  участвовало. А что будет дальше, я предположить не могу. Результата нет,  не исключаю, что финансирование сократится, тогда и надо будет думать о  спонсорах. Но в этом сезоне точно никаких проблем не было. Все сборы  проводились на высоком уровне.  
— Кравцов периодически вмешивался в дела  тренерского штаба. Например, отменил отправку Виролайнен на Кубок IBU.  Такое поведение президента СБР как-то сказалось на общем микроклимате?
—  Кравцов вправе принимать решения и брать на себя ответственность. Ведь  он заслуженный тренер. Что касается истории с Виролайнен, то ее можно  было отправить на Кубок IBU, но Кравцов посчитал, что Дарье нужно дать  еще один шанс. 
— У Кравцова есть экспертный совет...
— Да, его помощники. С ними надо, конечно, разбираться, чтобы они не лезли в подготовку команды. 
— Вы имеете в виду Александра Тихонова?
—  Тихонов высказывает мысли всего биатлонного бомонда. Считаю, что в его  словах есть много позитивного. Просто они воспринимаются в штыки, потому  что иногда звучат как очень жесткая правда. Пора принимать меры, а то к  Олимпиаде просто не успеем подготовить спортсменов. Сейчас опять начнут  говорить, что в Пхенчхане должны выступать Шумилова и Виролайнен. Но  это же будет необъективно. 
— Вообще до зимних Игр-2018 можно успеть улучшить результаты?
—  Ухудшать уже некуда. У нас очень хорошая молодежь, ее нужно только  правильно подготовить. Правда, нужно назначить авторитетных тренеров,  чтобы не было такой мягкой руки, как у Сергея Коновалова. 
— Там же основную работу проводит его помощник Сергей Ефимов.
—  У Коновалова просто нет опыта, чтобы работать старшим тренером. Он  молодой, от него в принятии решений много не зависело. От Коновалова шла  стрельба, от Ефимова — функциональная подготовка, которой у нас не  было. А ведь стрельба напрямую зависит от хода: плохо бежишь — плохо  стреляешь. Знаете, в 90-х годах к нам приезжали французы. Брали у нас  самое лучшее, так как они сами были аутсайдерами. А сейчас наших  тренеров надо посылать во Францию или Норвегию. Но мы и сами пытаемся  исправить ситуацию.  
В Лесгафта открыли кафедру биатлона, принято положение о высшей школе тренеров. А то у нас сплошная безграмотность — есть физкультурное образование, но книжек никто в руках не держал.


Сборная России по биатлону: состав на Кубок Мира в Ханты-Мансийске
