YouTube ВКонтакте Facebook Twitter Instagram YouTube ВКонтакте Facebook Twitter Instagram RSS Мобильная версия


Откуда растут ноги экстрима Триатлон

Юрий Макаров — партнер EY (Ernst&Young), Евгений Бирин — бизнесмен и один из вдохновителей спортивного проекта Zoorbagan и Максим Журило — основатель проекта I LOVE RUNNING
Фото: Юрий Макаров — партнер EY (Ernst&Young), Евгений Бирин — бизнесмен и один из вдохновителей спортивного проекта Zoorbagan и Максим Журило — основатель проекта I LOVE RUNNING

Российский любительский триатлон еще слишком молод и неопытен, чтобы массово замахиваться на что-то большее, чем IRONMAN. Но именно поэтому экстремальные триатлонные гонки и смельчаки, их преодолевшие, вызывают особый интерес у начинающих отечественных триатлетов. Какие же старты считаются самыми фантастическими в мире?

Диафрагма викингов не выдерживает

Мечты триатлетов всей планеты вертятся вокруг трех экстремальных гонок, вместе именуемых ALLXTRI. Это норвежский этап NORSEMAN, шотландский CELTMAN и швейцарский SWISSMAN. Каждый из трех уникален по структуре трассы и условиям прохождения. История создания NORSEMAN началась с идеи «сделать маршрут по самым красивым местам норвежской природы, позволить опыту и переживаниям стать важнее, чем финишное время, и позволить участникам разделить путешествие с семьей и друзьями, которые обеспечат поддержку». Вопреки романтичному слогану, гонка поистине тяжела. Стартует в водах норвежских фьордов, пролегает сквозь бесконечные и безжизненные плато и заканчивается на горном северном пике. 19 июля 2003 года, после двухлетней подготовки, первые 21 человек начали свое путешествие за черными майками и правом называться NORSEMAN — то есть человеком, покорившим норвежскую природу.

Смельчаки из России, прошедшие сложнейшие гонки планеты, поделились впечатлениями. О своих похождениях корреспонденту «Спорта День за Днем» рассказали Евгений Бирин, Юрий Макаров и основатель беговой школы I love running Максим Журило.

С чего начинается норвежский маршрут? С парома! Участники должны почувствовать себя викингами на гибнущем судне, ныряя за борт и начиная дистанцию с заплыва по фьорду.

— Вода была очень холодная, около 11 градусов, — рассказал Максим Журило. — Прыгнув в воду с высоты четырех метров с парома, первые пять минут испытываешь шок. Диафрагма резко сжимается. Между прочим, вода холодная не из-за климата, а из-за таяния горных снегов, которые ручьями сливаются в море. Чем ближе к берегу, тем холоднее вода!

— Немногочисленные более опытные товарищи в один голос утверждали, что контакта с соперниками на воде не будет, — подключился Евгений Бирин. — Тем не менее я сразу же получил по плечу. Достаточно больно, чтобы материться прямо в воду. Следующие 20 минут я постоянно трогал чьи-то ступни, а в ответ кто-то трогал мои. Забыв включить навигатор на старте, плыл исключительно по внутренним ощущениям, как времени, так и расстояния. Работая ровно на том уровне, чтобы не замерзнуть, не думать об отсутствующем лице и кистях и не сильно устать, вскоре начал получать какое-то извращенное наслаждение от всего происходящего.

Выжечь сетчатку глаз на Холме Зомби

Водный этап NORSEMAN сменяется велосипедным заездом. Первые, относительно легкие пять километров в седле позволяют участникам немного прийти в себя после ледяного шока в заливе, но с шестого километра начинается мучительный, долгий подъем на гору. Штурмовать высоту 1300 метров над уровнем моря приходится на протяжении 35 километров горного серпантина! Далее маршрут вьется по плато с множеством спусков и подъемов. На 145-м километре спортсмены снова сталкиваются со сложным подъемом на перевале. В горах очень холодно. Местами около двух градусов по Цельсию. Дует шквалистый ветер, пронизывающий и сносящий с дистанции. Ко всем экстремальным условиям добавляется высокая вероятность дождя и тумана, которые могут значительно ухудшить видимость.

— Последние 30 километров велоэтапа представляют собой серьезный спуск с очень плохим асфальтом и резкими поворотами, — припомнил Максим Журило. — Этот путь очень требователен к технике движений спортсмена. Зато психологически ехать значительно легче, чем на CELTMAN, где однообразная дистанция тянется просто бесконечно.

— Профиль велоэтапа, который, кажется, навсегда остался выжженным в сетчатке моих глаз, представлял собой какие-то два диких подъема и бесконечную череду более мелких подъемов и спусков, — красочно описал Евгений Бирин. — Для всех они были одинаково тяжелы! «Да какого черта меня все обгоняют!» — эта мысль разрывала меня. Я был бессилен. Как будто попал в другое измерение, где время течет намного медленнее, чем у других.

За велогонками идет беговая марафонская трасса. Если можно так выразиться, поскольку бегут атлеты только первые 25 километров. Следующие 17 километров состоят из карабканья по камням на высоту 1500 метров над уровнем моря, именуемую «Холм Зомби». Чем выше поднимаешься, тем холоднее и ветренее.

— На беговом этапе есть точка, от которой зависит, попадешь ты в первые 160 участников и получишь призовую черную майку финишера NORSEMAN, или нет, — объяснил Максим Журило. — Это своеобразный этап борьбы за ограниченное количество заветных черных маек.

— Член команды поддержки с 25-го километра бегового марафона может сопровождать участника до самого финиша, — пояснил Евгений Бирин. — К этому моменту никто не бежит. Все идут. Кто-то медленно, кто может, тот быстрее, но абсолютно все любуются невероятной природой Норвегии. Громадные водопады, роняющие килотонны воды, горы, извилистый серпантин, на котором периодически глохнут машины. Пожалуй, идея создателя гонки сделать путешествие через самые красивые места норвежской природы реализована наилучшим образом.

Правила проведения NORSEMAN просты. Поскольку число заявок ежегодно превышает лимит, для определения состава участников прибегают к жеребьевке. Кому не повезло, тот ждет другого раза. Существует квота для элитных спортсменов, а также небольшие квоты для спонсоров и представителей массмедиа. Для норвежского старта, как и для двух других ALLXTRI, характерно минимальное участие организаторов в обеспечении спортсмена на дистанции. Это значит, что пунктов питания на дистанции нет. Технической помощи тоже нет. От слаженности и эффективности работы команды поддержки спортсмена во многом зависит его результат.

Команда переодевает своего подопечного, кормит, ремонтирует технику, сопровождает на беговом этапе. Один из представителей команды поддержки обязательно должен разговаривать на английском или норвежском языке, чтобы иметь возможность общаться с организаторами и быть всегда на связи. Количество членов команды поддержки не лимитировано, однако автомобиль для перемещения по дистанции у них может быть только один. В связи с этим обычно в команде два–три человека.

Только первые 160 участников, достигшие контрольного пункта на 32-м беговом километре, получают черную футболку NORSEMAN и продолжают марафон по горе. Остальные участники обегают гору по окружности и получают на финише белую утешительную футболку.

Безалкогольные медузы в шоке

Шотландский CELTMAN проводится с 2012 года и считается самой сложной экстремальной гонкой планеты. За всю историю в ней приняли участие всего 753 человека, представляющие 61 страну. Из них только 471 спортсмен получил заветную синюю футболку финишера. Участники стартуют недалеко от маленькой шотландской деревни в пять утра, ныряя с берега бухты, чтобы одолеть почти четыре километра до другого берега. Атлеты плывут за лодкой, которая задает курс. Никаких иных ориентиров на воде нет. Важно не оторваться от группы, чтобы не потеряться. Температура воды колеблется от 10 до 15 градусов. Особенность этапа — обилие медуз, перепуганных вторжением людей в их мир. При особо холодной погоде организаторы отменяют плавательный этап. Триатлон превращается в дуатлон.

— Медузы. Они везде, — вспомнил Евгений Бирин. — Большие. Маленькие. Их много. Очень много. В какие-то моменты, когда ты наплываешь на гнезда, ты понимаешь, что их гораздо больше чем самой воды. Своими соплями они обжигают твое лицо, но то ли это безалкогольные медузы, то ли помогает чудо-крем, которым я намазался... Их следы перестаешь чувствовать достаточно быстро.

— Я был как раз одним из тех, кто потерял ориентир, — сказал Юрий Макаров. — Про существование лодки, задающей курс, я вообще не знал. Начал плыть, и минут через пять понимаю, что иду в лидерах, потому что никого вокруг нет. А я плыву прямо на остров, как было сказано на брифинге. Потом понял, что как-то странно, что я один, и направился в сторону общей группы. Когда увидел, что передо мной часть людей плывет чуть ли не на спине, я осознал, что плыл не на тот остров и сейчас нахожусь в последней четверти участников.

— Когда я делал гребок, — смеялся Максим Журило, — то все время упирался во что-то твердое и от этого твердого пытался оттолкнуться. Потом я посмотрел и понял, что лучше открывать глаза на вдохе и закрывать на выдохе под водой. Потому что это был суп из медуз, в которым я плыл.

Велоэтап CELTMAN проходит в один круг. Дорога не перекрыта, сохраняется обычное движение автотранспорта. На первых 50 километрах дорога настолько узка, что встречным машинам нужно заезжать в специальные расширенные зоны, чтобы разъехаться. Атлетов на дороге поджидают «овечьи ловушки», напоминающие ямы с наложенными поперек железными рельсами. Предназначение их в том, чтобы овцы не могли перейти дорогу на другой участок. Их копыта застревают в рельсах.

— Покрытие сложно назвать асфальтом, — признался Евгений Бирин, — скорее хорошо спрессованный гравий с кучей камушков на дороге. За первые два часа я видел 20–30 проколов на дистанции.

Велоэтап в среднем длится около семи часов, за это время можно подумать о многом. Самая частая мысль, которая меня посещала, — «зачем я это делаю?» — говорит Юрий Макаров. — Я так и не нашел ответа на этот вопрос, поэтому просто крутил педали, любуясь окружающей природой. Особенность велоэтапа заключается в том, что часто ты не понимаешь визуально, едешь ты вверх или вниз. Это можно понять только по датчику скорости.

Арбузом по голове

На беговом этапе CELTMAN важно уложиться в лимит 11 часов с начала гонки. Это гарантирует получение синей майки финишера. Горная поверхность совсем не предназначена для бега. Скорее для альпинизма! Спортсмены преодолевают очень сложный и опасный спуск вниз под углом 70–80 градусов, который проходить вдвойне тяжело из-за усталости и замедленной координации движений. С наступлением ночи организаторы снимают участников с гонки в целях безопасности. Беговой этап участник обязательно преодолевает в сопровождении кого-то из своей команды поддержки. Разрешено пользоваться походными палками.

— Я не имел ни малейшего понятия, как будут выглядеть последние пять часов гонки в горах, — вспоминал Евгений Бирин. — Спуск вниз, который выглядит как почти отвесная скала с природными каменными ступеньками. Ползти приходится лицом к скале, цепляясь руками за верхние выступы и вслепую находя ногами нижнюю опору. На маленьком участке сконцентрированы несколько пар участников. Проходит около 12 часов. Люди выжаты, обессилены, раскоординированны. Два раза мимо моей головы пролетали булыжники размером с арбуз. Появляется страх. Когда мы доползли до финиша, оказались посередине шотландской пустыни. Без каких-либо отметок маршрута или тропы. Вокруг валуны размером с трехэтажные дома. Понимаем, что заблудились. Жить не хочется. Это был бред.

— Я боролся на грани лимита времени, — сказал Юрий Макаров. — Шел впритык по графику 11 часов. Не верил, что уложусь. Бодрило одно. Неудобно было перед другом из команды поддержки, который приехал с желанием подняться со мной на гору. Я уложился в 10 часов 48 минут. Счастье было беспредельным. У всей моей команды.

Отличие CELTMAN от NORSEMAN в том, что уникальные погодные условия могут меняться несколько раз за день. Организаторы уверяют, что за одну гонку можно ощутить, как сменилось восемь месяцев.

В сердце Альп

Швейцарский SWISSMAN не так жесток. Его одолели более 1000 человек с 2013 года по 2016 год включительно. Климат в южной части Швейцарии, где проходит гонка, очень мягкий, с преобладающими теплыми температурами в конце июня. Плавательный этап проходит в горном озере, где температура воды составляет около 18 градусов.

Ландшафты велосипедного этапа поражают воображение. Начав свой путь в тепле, спортсмен спустя несколько часов оказывается посреди зимних пейзажей и может попасть под снегопад. Температура воздуха резко падает. Из соображенийт безопасности участник должен иметь при себе мобильный телефон для связи, но использовать наушники запрещено. Необходимо остановить велосипед и только тогда использовать телефон.

Во время бегового этапа спортсмены взбираются на высоту 2061 метр над уровнем моря в самом сердце Альп. Погода может стремительно меняться. Сопровождение атлета при прохождении финишного этапа обязательно. Таким образом, финишную линию пересекают двое.

Участники отбираются при помощи жеребьевки. Половина лимита отдается швейцарцам, остальные места — иностранным гражданам.

Как и во время других гонок, спортсмен должен иметь персонального помощника на трассе, который обязан общаться с организаторами на английском, итальянском, немецком или французском языке. Помощник несет персональную ответственность за атлета в течение всего дня и сопровождает его на беговом этапе. Без помощника участие в гонке невозможно.

|Кстати

Триатлон на Олимпиаде — вне подозрений

Сборная России по триатлону будет допущена к Олимпийским играм — 2016 в Рио-де-Жанейро в полном составе. Напомним, триатлетам удалось отобраться на турнир по максимальной квоте — шесть человек. Всего пять стран, включая нашу, везут в Бразилию такую многочисленную команду. Россию представят Александр Брюханков, Дмитрий Полянский, Игорь Полянский, Анастасия Абросимова, Мария Шорец и петербурженка Александра Разаренова. «Глава Международного союза триатлона Марисоль Касадо не видит никаких проблем с нашим участием и рада многочисленной российской делегации», — заявил президент Федерации триатлона России Сергей Быстров.

Оцените материал:
-
0
7
+
Поделиться: поделиться ВКонтакте поделиться Facebook поделиться Одноклассники
Загрузка...
0 комментариев
Написать комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий к материалу Вам необходимо авторизоваться.
Войти по логину
sportsdaily.ru
У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Зарегистрироваться по E-mail
Уже есть логин? Входите!
Восстановление пароля
Сообщение отправлено на ваш email адрес
Назад