Достоверно ли отражена биография Юрия Тюкалова в фильме «Первый на Олимпе»?
9 октября в прокат вышел фильм «Первый на Олимпе», рассказывающий о двукратном олимпийском чемпионе по академической гребле Юрии Тюкалове. Режиссером фильма выступил Артем Михалков, снявший картину «Мистер Нокаут».
После выхода «Мистера Нокаута» Михалков говорил, что не вернется к спортивному кино. Но история Тюкалова, ушедшего из жизни в 2018 году, изменила его мнение:
«История Юрия Тюкалова показалась мне очень интересна и кинематографична. Про молодого парня, пережившего блокаду, добившегося олимпийских побед. Таких личностей мало в разных видах спорта. К тому же, интересна его судьба – он стал скульптором, пошел в Мухинское училище. Казалось бы, где гребля, а где искусство – абсолютно разные направления», – приводит слова Михалкова «Матч ТВ».
Когда он говорит о своем интересе к жизни гребца, то напоминает студента, который во время защиты курсовой заявляет: «Мы хотели показать в нашем исследовании», – на что едкий преподаватель замечает:
– Вы прямо хотели исследовать этот вопрос? Или вас просто заставили писать эту работу?
Я это к тому, что в «Первом на Олимпе» нет реального интереса к биографии Тюкалова. Кино не получилось ни с документальной, ни с художественной точки зрения.
Показанная в «Первом на Олимпе» история Тюкалова соответствует реальности процентов на пять. Прочитайте нашу краткую историю Тюкалова, и все станет очевидно.
Юрий Тюкалов – великий гребец и скульптор. Биография героя фильма «Первый на Олимпе»
Но если кратко, то отображена судьба совсем другого человека. Чтобы понять это, достаточно изучить историю Тюкалова по вершкам, не погружаясь в детали.
Драма героя завязана вокруг смерти его отца на фронте. Только отец Сергей Тюкалов был демобилизован за год до окончания Великой Отечественной войны и прожил благополучную жизнь. Как вы понимаете, ни под какую бомбардировку авиации на острове ребенок не попадал.
Тюкалов показан сиротой, единственными близкими людьми которого были тренеры Засимовичи. Но вообще-то яркий сюжет его олимпийской победы в Хельсинки в том, что заработанные деньги он потратил не на импортные туфли и рубашку, а на граверные инструменты и одежду для матери.
И да, тренер Михаил Савримович (Артем Быстров) умер через 15 лет после Олимпиады-1952. Никакого Ивана Колосова (Андрей Смирнов), вставляющего палки в колеса не было.
Помимо того, что героя лишили всей родни, высосав драму непонятно из чего, так еще и обесценили его усилия. В фильме показывается, что Тюкалов смог поступить в Мухинское училище лишь благодаря протекции Михаила Савримовича. На деле будущий скульптор протаптывал дорогу сам:
«Отец писал пейзажи Левитана, Поленова. Он был для меня примером и, может быть, поэтому я пошел в Мухинское училище. Долго готовился, родителям рассказал об этом, только когда поступил. Папа сказал: «Ну и молодец». Никто, в общем, за меня не просил, никто не возился, все сам», – рассказывал Тюкалов в интервью «Спорт День за Днем».
Юрий Тюкалов: Ворошилов вручает орден, а у меня разболелся зуб и распухла щека
Сразу возникает вечный спор о том, что художественное кино – не документальное, оно не должно быть полностью достоверным. Да и наши режиссеры любят говорить, что, показывая реальную жизнь человека без прикрас, сложно удерживать человека у экрана.
Только Кристоферу Нолану ничто не мешает снять оскароносным фильм про Роберта Опеннгеймера и не добавлять отсебятину. И зрители в восторге, хотя, казалось бы, сюжет о физиках-ядерщиках, которые полфильма разговаривают об атомах. Наверное, надо было умертвить пару членов команды Роберта, чтобы было больше драмы.
Может, жизнь Тюкалова была скучна, что ее достоверно не экранизируешь? Нет! Чтобы это понять, не нужно тратить недели на чтение монографий. Достаточно за час прочитать 3-4 интервью гребца.
Тюкалов, действительно, близко сталкивался со смертью, когда за месяц в блокадном Ленинграде потерял двух теток, дядю и двоюродного брата. Так еще и месяц жил в квартире, где лежали четыре покойника. Причем, зимой 1941-42 годов было настолько холодно, что трупы даже запах не издавали.
Можно было отобразить, как летом 12-летний голодный мальчик в шесть утра развозил 300 литров воды, а по вечерам тушил фашистские бомбы. Это покажет зрителю, почему Тюкалов был таким пробивным и готовым работать до 48 мозолей на руках. Но зачем? Интереснее «убивать» близких вокруг.
И да, реальный Тюкалов был не рафинированным героем. Он был сложным человеком, которого не любили партнеры по команде за индивидуализм и любовь быть вольным художником. Но такие конфликты между личными желаниями и социальными установками режиссеру неинтересны. Лучше «набить морду тренеру».
Можно было показать сложный путь спортсмена, который после олимпийской победы стал проигрывать более талантливому Вячеславу Иванову, поэтому перешел в двойки и учился работать в команде. Но зачем? Ухлёстывания за девушкой воевавшего офицера интереснее.
Захотелось вам снять фильм по такому сценарию? Нет проблем, возьмите пример с создателей «Больше, чем футбол» и сделайте полностью вымышленную историю. Пускай главного героя зовут Анатолием Юрьевым.
Но тогда не получится паразитировать на имени великого чемпиона. И продавать фильм придется как интересную историю, а не «реальную биографию» великого советского деятеля. Кстати, а что с самой историей?
Если вы не смотрели много российских спортивных фильмов, то «Первый на Олимпе» может вас зацепить. Актёры хорошо играют, съемка качественная, а сюжет равнодушным не оставит.
Но если вы насмотренный зритель, то вам будет скучно. Все потому, что «Первый на Олимпе» – это компиляция всех ходов, использовавшихся в предыдущих спортивных картинах.
Близкий человек попадает в больницу перед важными соревнованиями? Можете на это посмотреть в «Чемпионе мира» и «Больше, чем футбол».
Любовь, которая разрушает атлета, а потом заставляет пархать? Это буквально все российские фильмы о спортсменах, начиная с «Легенды № 17».
Конечно, не обошлись без злого представителя советского государства. Правда, создатели «Первого на Олимпе» проявили оригинальность. Злодеем выступает не чиновник и не НКВДшник. Неожиданно им становится тренер советской команды – Колосов.
Этот парадокс меня удивляет. Спортивное кино снимают, чтобы повысить патриотизм у молодого поколения. Только как поднять любовь к родине, если эта родина вечно палки в колеса вставляет?
Ладно бы у героя была внятная мотивация. Только кажется, что о необходимости прописать мотив создатели вспомнили под конец съёмок и вставили нелепую фразу Веры Савримович (цитата приведена не дословно):
«Ты вечно мстишь, потому что никого не любил. Ты обижен на то, что 30 лет назад я выбрала Мишу, а не тебя».
Особенно смешно за этим смотреть, когда понимаешь контекст эпохи. Это все еще сталинский СССР, и за провал сборной на Олимпиаде расформировали футбольный ЦДКА. В реальности такой Колосов мог быть завистником. Но он был заинтересован в достижении результата ради сохранения собственной шкуры, поэтому помогал бы Тюкалову.
В общем, «Первый на Олимпе» – очередное порождение конвейера российского кинематографа. И ценности в нем мало.