Российский автогонщик Сергей Карякин был звездой ралли Дакар, участвуя в категории квадроциклов и мотовездеходов. Карякин – победитель Дакара 2017 года и вице-чемпион 2020-го. После отстранения российских гонщиков он отказался подписывать декларацию Международной автомобильной федерации (FIA) и прекратил выступления в одном из самых престижных мировых ралли-рейдов.
Несмотря на это, ни отечественная, ни международная гоночная карьера для Карякина не завершена. Он четырежды побеждал на ралли «Шелковый путь» и стал чемпионом ОАЭ в категории SxS Pro, выиграв Abu Dhabi Baja Challenge. Гонщик борется и за возвращение на Дакар. По этому поводу он проводил встречу с президентом FIA Мохаммедом Бен Сулайемом. Параллельно он строит и политическую карьеру. Карякин – депутат Свердловского Заксобрания от «Единой России».
Гоночную и политическую карьеру Карякина мы обсудили на фестивале «Движение» в Екатеринбурге, где состоялась презентация его детской мотошколы и был выставлен боевой багги, на котором Сергей одержал победу в ралли «Шелковый путь – 2023».
«В чемпионате Эмиратов удавалось объезжать заводских пилотов «Тойоты»»
– За время отстранения вас приглашали ли вас выступать в Европе?
– Нет, конечно. Как меня могут пригласить? С определенного момента мы, по-русски говоря, стали токсичными для европейцев, для всех наших западных коллег. Поэтому куда меня могут пригласить? Я свою позицию четко показал. Если бы я, наоборот, высказался против своей страны, тогда меня, может, пригласили бы. Но у меня нет такой задачи.
– А требования FIA по допуску россиян никак не менялись?
– Недавно мы общались с президентом FIA. Он пообещал, что допустит без кабальных требований. Недавно состоялась презентация Дакара 2026 года. Посмотрим, допустят нас туда или нет.
– Следите сейчас за мировыми гоночными сериями?
– Да, я смотрю, кто сейчас ездит. Все очень сильно поменялось. Другие гонщики, новое поколение. Посмотрим, как получится мне вернуться, когда придет время.
– Как вам новое поколение по сравнению со старшим?
– То поколение, которое ездило на багги, сейчас уже пересело в машины, поэтому пока сложно сказать. Надо с ними поездить.
– Дакар вам снился хоть когда-то за это время?
– Иногда что-то есть такое, ха-ха. Знаете, флэшбеки из головы приходят, как я ездил, как участвовал. Знаете, Дакар – это очень круто, очень хорошая гонка. Но в том же чемпионате Эмиратов мы соперничали с заводскими пилотами «Тойоты», получалось их объезжать. Мы показали очень достойный результат, которым можно гордиться.
– Не было мыслей организовать российский аналог Дакара?
– Российский аналог «Дакара» есть, это «Шелковый путь». Эта крупная гонка была учреждена по указку нашего президента, проводится уже шестой год подряд после небольшого перерыва. Самая длинная и самая массовая в России.
«Хороший закон – компенсация транспортного налога для многодетных»
– Говорят, что санкции должны были подтолкнуть российскую промышленность. Есть ли подвижки с российскими комплектующими для гоночных машин и квадроциклов?
– Есть, за это время появилось большое количество аналогов деталей сиденья. Гораздо большее количество деталей, которые раньше мы покупали в Европе, сейчас покупаем здесь, в России, отечественного производства.
– Четыре года назад вы участвовали в праймериз «Единой России». Как складывается ваша политическая карьера?
– Все отлично, занимаюсь своими делами, курирую сторонников партии. Выполняю свою депутатскую деятельность. Все идет своим чередом.
– Какие полезные законы удалось принять за четыре года?
– Если касаться того, что близко мне, это компенсация налога для многодетных. Если раньше многодетные семьи освобождались от транспортного налога на автомобиль мощностью до 150 лошадиных сил, то сейчас тарифицируются автомобили в 210 лошадиных сил. Это хороший закон, который был принят буквально в прошлом году?
– Какого закона, на ваш взгляд, не хватает сейчас?
– В моем понимании законов каких-то может не хватать, но закон – это целая цепочка действий, целая система. Например, мне очень близка идея, когда налогоплательщики получают налоговый вычет за поддержку спортсменов и спортивных команд. У нас такого закона нет. Считаю, это помогло бы оказывать точечную поддержку сильным спортсменам и продвинуло бы спорт. Также это помогало бы работать с мелкими спортивными секциями, которые не удостаиваются внимания крупных федеральных ведомств и не получают достаточно финансирования.
Я считаю, это подняло бы эффективность расходования средств, если бы каждый точечно мог выбирать, кого поддержать и получить за это частичные налоговые вычеты. Это было бы хорошо.
– Сейчас много хейта вызывают самокатчики. Какое у вас к ним отношение?
– Буквально на днях был в Магнитогорске с товарищем. И его прям на дороге молодой парняга сбил – у моего друга аж ботинки слетели… Конечно, с одной стороны, самокаты – это хорошо. Безусловно, это разгружает дорогу, дает большую мобильность. Я думаю, вся эта сфера еще очень сырая, культура только растет. Все это будет культивироваться законодательными рамками. Думаю, через два-три года конфликта между пешеходами и самокатчиками не будет.
Фото: пресс-служба Фестиваля «Движение»