
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
«Спорт День за Днем» в рамках проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях искусства, хранящихся в собраниях музеев Санкт-Петербурга.
Это девятнадцатый материал про самую большую коллекцию отечественного искусства в мире, принадлежащую Русскому музею. Предыдущий материал по теме читайте по ссылке.
В начале 1920-х годов, когда страна еще приходила в себя после революции и Гражданской войны, на Государственном фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова появилась вещь, ставшая одной из самых выразительных метафор эпохи – шахматы «Красные и белые». Этот фарфоровый комплект, созданный Натальей Данько и расписанный по эскизу ее сестры Елены, объединил в себе эстетику искусства и новую идеологию государства.
Шахматы, сделанные из фарфора с надглазурной росписью, золочением и серебрением, – не просто предмет для игры. Это сцена, на которой разворачивается аллегорическое противостояние старого и нового мира.
В 1920-1930-е годы спортивные и физкультурные мотивы, прежде почти не затрагивавшие художников, становятся в СССР частью государственной программы. Искусство должно было вдохновлять на труд, борьбу и здоровье. И если в плакатах это делалось через лозунг, то в фарфоре – через форму.
Наталья Данько, заведующая скульптурным отделением завода и «главный скульптор советского агитационного фарфора», первой начала вводить спортивно-физкультурные сюжеты в керамику. Но ее путь к ним начинался не с гимнастов и лыжниц, а с гораздо более драматического образа – противостояния эпох.
Созданные ею в 1922 году шахматы «Красные и белые» стали отражением Гражданской войны, переведенным на художественный язык. Красные – это революция, энергия, движение вперед. Белые – прошлое, уходящая империя.
В этом произведении шахматная доска становится символом страны, разделенной пополам. Каждая фигура – не просто персонаж, а знак.
У «красных» король и королева – рабочий и колхозница, стоящие над обществом из пешек с серпами и снопами. Их лица спокойны и решительны, в них чувствуется уверенность новой власти.
У «белых» все наоборот: королева с рогом изобилия, из которого сыплются золотые монеты, символизирует алчность и богатство старого мира; король – сама смерть в черной мантии. Эти образы олицетворяют момент завершения истории России как империи.
Это произведение передавало идею победы «нового» над «старым».

Наталья и Елена Данько – редкий пример творческого дуэта, где пластика и живопись дополняют друг друга. Наталья поступила на Императорский фарфоровый завод еще в 1914 году, а в 1919-м возглавила скульптурную мастерскую Государственного фарфорового завода. Елена отвечала за роспись: именно она создала эскизы для декоративного оформления шахмат.
Следует отличать Елену как автора замысла росписи от художников, которые выполняли серийное производство – А. А. Скворцова, М. П. Кириллову, Г. М. Горькова и других. Но идея, композиция, общий художественный замысел принадлежат именно ей.
Первые комплекты «Красных и белых» были изготовлены для зарубежных выставок 1922-1923 годов. Они произвели фурор: европейская публика, не знакомая с советским агитационным искусством, увидела в этих шахматах не просто идеологию, но и высокое мастерство.
Дело было не только в политическом подтексте, но и в самой пластике – фигуры были продуманы до мелочей, сбалансированы, выразительны. Даже вне контекста противостояния «красных» и «белых» каждая фигурка оставалась цельным произведением декоративного искусства.
При всей очевидной агитационности работа Натальи Данько удивительно жива. В ней нет сухого назидания – есть образность, игра, композиционный ритм. Фарфор здесь говорит на языке символов, но говорит убедительно и красиво.
Шахматы «Красные и белые» стали не просто предметом быта или выставочным экспонатом. Они – отражение целой эпохи, ее конфликтов, веры, эстетики.