Анна КоробковаАнна Коробкова
09:32 · 18.11.2025
Спорт в искусстве. Гид по Петербургу. Зимние игры на тарелке из собрания Русского музея

Спорт в искусстве. Гид по Петербургу. Зимние игры на тарелке из собрания Русского музея

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Спорт День за Днем» в рамках проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях искусства, хранящихся в собраниях музеев Санкт-Петербурга.

Это двадцатый материал про самую большую коллекцию отечественного искусства в мире, принадлежащую Русскому музею. Предыдущий материал по теме читайте по ссылке.

Тарелка «Зимние горы» из Гурьевского сервиза, 1809-1816

В истории русского искусства немало произведений, где спорт возникает не напрямую – без стадионов, матчей и официальных правил, – а в своей первоначальной, самой естественной форме: в детской игре, в движении, в радостном преодолении себя. Тарелка «Зимние горы» из знаменитого Гурьевского сервиза – один из самых трогательных примеров такого скрытого спорта. На фарфоровом круге, окруженном торжественным ампирным декором, разворачивается знакомая каждому сцена: снег, импровизированный склон и четверо детей, погруженных в зимние забавы.

На миниатюре – целая маленькая вселенная. Двое мальчишек уже устроились на вершине снежной горки, готовясь к стремительному спуску. Еще один стоит внизу с вскинутыми вверх руками и явно о чем-то беседует с девочкой в окружении самодельных саней. Но главное – движение. Несмотря на камерность сюжета, в нем чувствуется азарт, легкое соперничество и та энергия, из которой рождается всякая спортивная игра.

Тарелка «Зимние горы» из Гурьевского сервиза.jpg

На первый взгляд – жанровая сценка. На второй – настоящий спорт в миниатюре

Кто быстрее доберется до вершины? Кто съедет дальше? Кто окажется смелее? В этих вопросах – логика соревнования, еще без судей и медалей, но уже с желанием быть сильнее, ловчее, быстрее. Дети незаметно для себя тренируют то, что позже станет фундаментом зимних видов спорта: координацию, выносливость, реакцию. И художник, создававший миниатюру, уловил главное – спорт начинается там, где есть движение, азарт и радость преодоления.

Сегодня мы легко воспринимаем игры как что-то отдельное от спорта, но в XIX веке они выполняли его функцию. Когда в России еще не существовало привычной сети спортивных секций и школ, именно детские забавы становились естественной формой физического развития. Катание с гор, бег по глубокому снегу, прыжки и ловля равновесия были не только развлечением, но и способом укреплять тело. Поэтому «Зимние горы» – не просто иллюстрация повседневной жизни, а визуальное свидетельство ранней культуры движения.

Гурьевский сервиз

Гурьевский сервиз, созданный Императорским фарфоровым заводом в 1809-1816 годах, – одно из самых значительных произведений русского ампира. Под руководством Степана Пименова мастера создали первый парадный сервиз эпохи Александра I. Первоначально он назывался «Русский сервиз» и предназначался для торжественных приемов в Зимнем дворце. На его предметах художники изображали русские костюмы, типы, городские виды, жанровые сцены – целую «энциклопедию жизни» Российской империи.

В 1824 году сервиз получил имя графа Дмитрия Гурьева, руководившего заводом. На протяжении XIX века он пополнялся новыми предметами и служил украшением парадных столов Петергофа. На тарелки и вазы переносились рисунки и гравюры известных мастеров, создавая уникальный художественный ансамбль, в котором история, быт и искусство переплетались в едином декоративном образе.

На этом фоне тарелка «Зимние горы» занимает особое место: она не о парадной стороне жизни, а о человеческой. Она показывает не императорские приемы, а простое счастье ребенка, которому достаточно снега и горки, чтобы почувствовать себя победителем.

Именно в таких сценах мы видим, как спорт рождается из игры, а игра становится важной частью национальной визуальной традиции.

Иногда, чтобы понять истоки физической культуры, достаточно взглянуть на фарфоровую тарелку, созданную двести лет назад, – и увидеть в ней не только красоту ампира, но и движение, которое делает искусство живым.


Источники
Фото: © Русский музей, г. Санкт-Петербург, 2025 г.; Анна Коробкова / «Спорт День за Днем».