Анна КоробковаАнна Коробкова
08:50 · 22.10.2025
Спорт в искусстве. Гид по Петербургу. Мировые рекорды и советский плакат из Русского музея

Спорт в искусстве. Гид по Петербургу. Мировые рекорды и советский плакат из Русского музея

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Спорт День за Днем» в рамках проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях искусства, хранящихся в собраниях музеев Санкт-Петербурга.

Это четырнадцатый материал про самую большую коллекцию отечественного искусства в мире, принадлежащую Русскому музею. Предыдущий материал по теме читайте по ссылке.

Владимир Владимиров «За новые мировые рекорды!», 1954

Плакат Владимира Владимирова «За новые мировые рекорды!» – квинтэссенция советской веры в спорт как символ национального возрождения. Художник-график, участник войны и ученик Петра Соколова-Скаля и Якова Соколова, Владимиров создавал свои работы на стыке агитации и искусства.

Его герои – молодые, уверенные, устремленные вперед. На плакате юноша в красной майке с гербом СССР поднимает государственный флаг, рядом с ним – девушка с сияющим лицом, а за их спинами виднеется заполненная трибуна. Динамика композиции и чистые цвета передают не только радость победы, но и общее настроение середины 1950-х – времени, когда страна восстанавливалась после войны и искала новые символы силы.

Работая в издательствах «Искусство» и «Советский художник», Владимиров создавал десятки плакатов, где спорт становился языком идеалов. Призыв «За новые мировые рекорды!» звучал не как лозунг, а как уверенность в собственных возможностях.

Владимир Владимиров «За новые мировые рекорды!».jpg

Год спортивных рекордов

1954-й действительно стал для советского спорта особенным. В легкой атлетике отечественные спортсмены установили несколько мировых рекордов, два из которых пришлись на чемпионат СССР. Олимпийская чемпионка Галина Зыбина в толкании ядра улучшила мировое достижение уже в девятый раз подряд – с 15.19 м до 16.28 м. Ее стабильность и стремление к прогрессу идеально вписывались в ту самую плакатную формулу, где физическая сила означала и силу духа.

Не менее яркой фигурой оставалась Нина Откаленко, четырехкратная чемпионка страны в беге на 800 метров. В 1954 году она вновь улучшила собственный мировой рекорд, пробежав дистанцию за 2 минуты 06.6 секунды – на 0.7 секунды быстрее прежнего достижения. В период с 1951 по 1955 год Откаленко устанавливала мировой рекорд ежегодно, а к середине десятилетия улучшила его в сумме на 7.2 секунды.

Скорость и выносливость

В мужской легкой атлетике главным героем 1954 года стал Владимир Куц – будущий олимпийский чемпион и рекордсмен в беге на длинные дистанции. На чемпионате Европы в Берне он пробежал 5000 метров за 13 минут 56.6 секунды, впервые преодолев символический рубеж в 14 минут. Спустя несколько месяцев он улучшил свой результат до 13:51.2, а в последующие годы снижал время еще трижды. Его финальный рекорд – 13:35.0, установленный в 1957 году, продержался восемь лет.

Эти достижения создавали общий эмоциональный фон, который подпитывал и искусство. В плакатах вроде «За новые мировые рекорды!» фиксировалась не только гордость за конкретные успехи, но и сама энергия эпохи – вера в возможность любого прорыва.

537931466.jpg

Искусство как хроника спортивного подвига

Владимиров не просто запечатлел победителей – он сформулировал визуальный язык послевоенного оптимизма. Его юноша с флагом и девушка с трибуной за спиной – собирательные образы поколения, которое через спорт искало подтверждение своей силы и будущего.

Плакат «За новые мировые рекорды!» стал отражением времени, когда спортивные достижения воспринимались не как индивидуальные успехи, а как часть большого движения вперед. Через образ спортсмена художник говорил о стране, которая вновь поднимает знамя и идет навстречу новым рекордам – в спорте, труде, искусстве.


Источники
Фото: © Русский музей, г. Санкт-Петербург, 2025 г.; Анна Коробкова / «Спорт День за Днем», DPA.