Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
«Спорт День за Днем» в рамках проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях искусства, хранящихся в собраниях музеев Санкт-Петербурга.
Это шестнадцатый материал про самую большую коллекцию отечественного искусства в мире, принадлежащую Русскому музею. Предыдущий материал по теме читайте по ссылке.
Плакат Петра Караченцова «Выше знамя Красного спортинтерна. Крепите фронт пролетарских спортсменов против войны и фашизма!» появился в 1934 году – в момент, когда спорт окончательно перестал быть просто состязанием физических сил. Он стал ареной идеологической борьбы, символом противостояния двух мировых систем и, как в этом произведении, формой мобилизации на борьбу с надвигающейся угрозой фашизма.
Красный спортивный интернационал (КСИ), созданный в 1921 году в Москве, провозглашал главной целью объединение рабочих спортсменов всех стран и противостояние буржуазному спорту. Его соперником был Лейбористский спортивный интернационал (ЛСИ), базировавшийся в Вене и объединявший социал-демократические организации. Долгое время эти два движения существовали порознь, разделенные не только идеологией, но и политикой. Однако наступление фашизма в Европе заставило их искать пути сближения.

Приход Гитлера к власти в Германии стал водоразделом. Угроза новой войны заставила коммунистов и социалистов, прежде враждовавших, задуматься о единстве действий. Советский Союз вступил в Лигу Наций, а Коминтерн выдвинул идею объединенных Народных фронтов. В спорте эти перемены означали стремление к созданию общего антифашистского движения, в котором физическая культура рассматривалась как форма сопротивления, как подготовка тела и духа к борьбе за мир.
Именно в этой атмосфере рождается плакат Караченцова. Его призыв «выше знамя Красного спортинтерна» – это не просто лозунг о спортивных достижениях. Это метафора, где физическая сила становится синонимом политической стойкости. Красное знамя, поднятое над ареной, призывает не к рекордам, а к солидарности.
Тем временем в Европе обсуждали, можно ли доверить проведение Олимпийских игр стране, где расизм стал государственной идеологией. Решение о проведении Олимпиады 1936 года в Берлине было принято еще в 1932-м, но после прихода нацистов проект завис в воздухе. Спортивное сообщество оказалось перед выбором: бойкотировать соревнования или закрыть глаза на политику. Международный олимпийский комитет, возглавляемый бельгийским графом Бойе-Латуром, выбрал второе. Так лозунг «спорт вне политики» впервые стал оправданием бездействия.
В отличие от МОК, Красный спортинтерн видел в спорте средство политического воспитания и общественной консолидации. В 1930-е годы он проводил рабочие спартакиады, противопоставляя их буржуазным Олимпиадам. На плакате Караченцова это ощущение альтернативного, «иного» спорта передано через динамику движения и символику коллективного действия: строй бегущих спортсменов, фигура прыгуна, стремящегося ввысь, и алое знамя, заполняющее почти все пространство композиции.
Караченцов создает композицию, в которой спортивное движение обретает масштаб общественного. Бегуны и гимнасты движутся как единая колонна, олицетворяя солидарность. На заднем плане виднеется Эйфелева башня – намек на Европу, где и шла борьба за умы и идеалы. Над всем этим – фигура спортсмена, летящего в прыжке. Его жест будто продолжает линию красного знамени: спорт становится полетом, устремлением вперед, преодолением не только физического, но и идеологического рубежа.
Такой визуальный язык – наследие советской школы плаката, где художник не просто изображал, а агитировал. Караченцов, ученик Льва Бруни, Сергея Герасимова и Дмитрия Моора, был одним из тех, кто сформировал этот язык в 1930-е годы. Позже он станет известен как иллюстратор «Огонька» и фронтовой художник Студии имени Грекова, но уже в ранних работах заметно стремление соединить документальность и символизм, конкретное и обобщенное.
Петр Караченцов прожил долгую и насыщенную жизнь. Его путь от ученического плаката до фронтовых зарисовок – пример того, как искусство может быть включено в исторический процесс, не теряя при этом человеческого измерения. Позже он стал отцом известного российского актера Николая Караченцова – человека другой эпохи, но того же внутреннего напряжения, где искусство и жизнь неразделимы.
Плакат «Выше знамя Красного спортинтерна» сегодня воспринимается не только как документ эпохи, но и как художественное свидетельство того времени, когда спорт стал частью глобальной борьбы за справедливость. Это не просто изображение физической силы – это вера в силу объединенных людей, способных противостоять насилию.