Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
«Спорт День за Днем» в рамках проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях искусства, хранящихся в собраниях музеев Санкт-Петербурга.
Это десятый материал про самую большую коллекцию отечественного искусства в мире, принадлежащую Русскому музею. Предыдущий материал по теме читайте по ссылке.
Для Евгения Лансере лошадь была не просто моделью – она стала источником вдохновения и главным героем творчества. Будущий скульптор не получил систематического художественного образования, но с ранних лет тянулся к искусству. Он посещал художественные мастерские и пользовался советами мастера-анималиста Николая Либериха. Его собственным учителем оставалась сама натура: он рисовал, лепил и наблюдал за лошадьми часами.
Александр Бенуа писал о нем: «Он буквально срастался с лошадью, и от этого соединения получалось впечатление кентавра. Он и знал лошадь так, как никто».
В бронзовой композиции «Скачки с препятствиями» эта близость к животному миру проявляется особенно ясно. Лансере удалось передать не только анатомическую точность лошадей, но и внутреннее напряжение скачки, превращая сцену соревнования в метафору стремительности и силы.
Совершенно иным художественным языком говорил Александр Самохвалов. Его путь в искусстве связан не только со скульптурой, но и с архитектурой, живописью и сценографией. В 1930-е годы он, как и многие коллеги, оказался в русле советского курса на освоение классического наследия. В скульптуре того времени античный атлет становится моделью современного спортсмена.
Скульптура «Бег» – пример того, как художники соединяли идеалы античной пластики с задачами нового времени. Обнаженное тело здесь не столько дань академической традиции, сколько способ подчеркнуть гармонию физической силы и социалистического идеала. Внимание к анатомии, динамике и пропорциям перекликается с многовековыми поисками европейской скульптуры, но в то же время создает образ советского спортсмена как наследника и продолжателя этой классической линии.
Жизнь Льва Разумовского – это история преодоления, которая сама по себе могла бы стать сюжетом произведения искусства. Будущий скульптор потерял руку на фронте, но не отказался от мечты. В 1945 году он поступил в училище имени Мухиной и взял на себя задачу доказать, прежде всего себе, что физическая ограниченность не мешает создавать масштабные скульптурные работы.
«Я хотел доказать всем, и, в первую очередь себе, что я не инвалид», – признавался он в интервью BBC много лет спустя.
Скульптура «Мальчик-хоккеист» появилась в период триумфа советского хоккея: в 1956 национальная команда выиграла и чемпионат мира, и Олимпийские игры. Но работа Разумовского – не памятник звездам спорта, а скорее образ будущего, символ детской увлеченности игрой, которая становится частью национальной культуры. В этом мальчике, сосредоточенном и готовом к игре, угадывается вера в новое поколение и в то, что спорт – не только результат, но и путь.
Три работы, созданные в разное время и в разном художественном контексте, соединяет общее – стремление через спорт показать внутренние силы человека и общества. У Лансере – это слияние с природой, у Самохвалова – гармония тела и идеологии, у Разумовского – преодоление личных и национальных испытаний.
Спорт становится для художников не просто темой, а возможностью выразить то, что выходит за пределы соревнования: вдохновение, идеал и веру.