Анна КоробковаАнна Коробкова
09:14 · 25.09.2025
Спорт в искусстве. Гид по Петербургу. Советский идеал в скульптуре из собрания Русского музея

Спорт в искусстве. Гид по Петербургу. Советский идеал в скульптуре из собрания Русского музея

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Спорт День за Днем» в рамках проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях искусства, хранящихся в собраниях музеев Санкт-Петербурга.

Это девятый материал про самую большую коллекцию отечественного искусства в мире, принадлежащую Русскому музею.

Матвей Манизер «Игра в городки», 1927

В 1927 году Матвей Манизер создал работу «Игра в городки». Этот сюжет мог показаться бытовым, но пластическое решение явно отсылает к античным канонам. В образе городошника читается продолжение традиций Мирона, Поликлета, Лисиппа – античных мастеров, создававших идеальные образы атлетов.

Интерес к античности в начале ХХ века был закономерным: спорт вновь стал частью повседневности, были возобновлены Олимпийские игры, а художники искали новые формы для выражения движения и энергии человеческого тела. Скульптура Манизера показывает, как тема спорта стала площадкой для «переплавки» античного идеала в советский контекст: гармония, сила и стремление к победе – все это теперь находило воплощение в фигурах современных спортсменов.

В 1930-е курс на освоение классического наследия становится ключевым направлением в советском искусстве. Особенно ярко это проявилось именно в скульптуре: изображения античных атлетов воспринимались как пластический эталон, на который опирались мастера, создавая образ советского спортсмена.

Матвей Манизер «Игра в городки».jpg

Виктор Эллонен «Волейбол», 1935

Виктор Эллонен получил разностороннее образование: сначала занимался в частных студиях, затем в художественной школе живописца Михаила Бернштейна, а позже поступил в Академию художеств в Петрограде. Там он учился у скульпторов Леонида Шервуда и Александра Матвеева, а после выпуска остался работать. Эллонен тяготел к формалистическим поискам, экспериментировал с материалами и фактурой.

Работа Эллонена «Волейбол» посвящена виду спорта, который к тому моменту уже уверенно завоевывал популярность.

В этой скульптуре снова видна линия, ставшая доминирующей для 1930-х: обращение к классическому наследию. Художники искали в античных канонах не только пластику, но и идею гармонии. Образы древнегреческих атлетов становились моделью для воплощения советских спортсменов – людей нового общества, чья сила и красота должны были выражать и внутреннюю дисциплину, и социальную значимость спорта.

«Волейбол» Эллонена хорошо вписывается в этот контекст: движение и напряжение в скульптуре не только иллюстрируют спортивный эпизод, но и продолжают разговор о поиске пластического идеала.

Виктор Эллонен «Волейбол».jpg

Матвей Манизер «Борцы», 1949-1951

В послевоенные годы спорт перестал восприниматься исключительно как символ нового уклада. Он вошел в повседневную жизнь, а успехи советских спортсменов на международной арене укрепляли уверенность в том, что физическая культура – одна из основ общества. В 1952 году сборная СССР дебютировала на Олимпийских играх в Хельсинки и сразу стала одной из главных сенсаций турнира.

В тот же период Матвей Манизер создал «Борцов» (1949–1951). Скульптура вновь обращается к античным образцам, но теперь они наполнены новым содержанием. Это не отвлеченные идеальные фигуры, а живые герои, вписанные в советскую спортивную действительность.

Манизер продолжает линию 1920-1930-х, но делает ее еще более выразительной. Его «Борцы», как и другие работы той эпохи – «Дискометатель» самого Манизера, «Метание копья» или «Дискобол» Александра Самохвалова, – показывают стремление советских художников к созданию пластического канона, где атлетическое тело становится воплощением идеала времени.

Матвей Манизер «Борцы».jpg

От античности к советскому канону

Скульптура 1920-1950-х годов демонстрирует, как в советском искусстве спорт оказался связующим звеном между классическим наследием и современностью. От городошника Манизера до его же «Борцов» проходит целая эпоха – от поисков формы к закреплению канона.

Образы атлетов в советской скульптуре были не просто художественным экспериментом: они стали частью массового сознания, отражением веры в гармонию, силу и коллективную победу. И именно спорт дал художникам материал, в котором античное прошлое соединилось с настоящим.


Источники
Фото: Анна Коробкова / «Спорт День за Днем», © Русский музей, г. Санкт-Петербург, 2025 г.