Чемпионский кубок «Ролан Гаррос» ускользнул вчера от России — его прибрала к рукам сербка Ана Иванович. В такие моменты принято искать оправдания. Типа «Динара — дебютант финалов, поэтому не справилась с психологической нагрузкой, но у нее, конечно же, все впереди». А заодно оглядываться назад: «А может, Мария Шарапова, Елена Дементьева или Светлана Кузнецова, не выбей их Сафина, все-таки выиграли бы турнир?» Поискал, оглянулся и… Полагаю, все справедливо: Динара честно заработала выход в финал, а Иванович больше заслужила этот титул.
Путь Динары на этом турнире — путь воина. До нынешнего открытого чемпионата Франции она была известна прежде всего как младшая сестра Марата, экс первой ракетки мира и теннисного шоумена. Конечно, Сафину считали перспективной и талантливой, но мало кто верил, что она способна дойти до финала Большого шлема. И с каждым сезоном «верующих» становилось все меньше. Годы шли, Динаре в апреле исполнилось 22 — девушки помладше (Шарапова, Иванович, Янкович) нацелились на наследство Жюстин Энен, а потолком для Сафиной по-прежнему оставалась девятая строчка в рейтинге ATP. Кто знает, возможно, именно последний матч в карьере Жюстин Энен стал трамплином для Динары. Тогда в 1/8 турнира в Берлине она проиграла первый сет и должна была, по логике вещей, сдаться. Но не сдалась! Многие теннисисты утверждают: для прорыва достаточно одной яркой победы. Динара ее одержала, и все пошло как по маслу. Она вообще выиграла 12 встреч подряд и остановилась только вчера. Не потому, что она сейчас слабее Иванович, а потому что менее опытна. Сафина не ставила задачу грамотно распределить силы до финала, она просто мечтала любой ценой в этот самый финал пробиться. И пробилась, доказала свое мастерство, затратив, увы, на это слишком много сил.
Впрочем, сказать, что Динара выглядела в субботу на арене Филиппа Шатрие обреченной, нельзя. Она играла куда лучше, куда увереннее, чем сама Ана год назад в финале с бельгийкой Жюстин Энен. Кстати, Жюстин присутствовала на финале в качестве почетной гостьи — по левую руку от нее сидел президент Французской федерации тенниса Кристиан Бим, по правую — соотечественник Жюстин президент МОК Жак Рогге. Что же касается самой Жюстин, то ей явно было неуютно в VIP-ложе: под прицелами телекамер она лишь смущенно улыбалась. Конечно, позировать на корте с ракеткой в руках железной бельгийке куда сподручнее. Во время финала в центре внимания находились уже россиянка с сербкой. Иванович с двумя брейками повела 4:1, но Динара нанесла ответный удар — взяла три гейма подряд, причем на подаче Аны с 40:0 выиграла пять розыгрышей кряду! Вот он, перелом? Увы, за подъемом последовал спад: Сафина несколько раз ошиблась, упрекнула себя: «О нет! Что это такое?!» — и все же отдала партию (4:6). Во втором сете Динара также почти сразу оказалась в роли догоняющей, уступив при счете 1:2 свою подачу (конечно же, после ошибок била ракеткой о корт и горевала вслух). После счета 2:3 соперницы с огромным трудом удержали по своей подаче, но Сафина отдала явно больше сил. Более свежая Иванович поставила точку, взяв всухую подачу Динары, радостно взвизгнула и помчалась обниматься с родственниками и официальными лицами. Уж поверьте, свою первую победу на Большом шлеме свежеиспеченная первая ракетка мира не забудет никогда!
Париж
Ана Иванович только что первенствовала на «Ролан Гаррос», однако уже думает об Уимблдоне.
— Хотя я и выиграла финал в двух сетах, победа далась мне очень нелегко. С момента нашей последней встречи Сафина заметно прибавила — прежде всего в движении, да и подача у нее стала стабильнее. Сегодня Динара начала матч куда агрессивнее, чем я ожидала, и мне пришлось потратить время на адаптацию. Я начала чаще входить в корт, играть активнее. И это сработало. Я выиграла «Ролан Гаррос»! Я счастлива! Еще ребенком мечтала выиграть турнир Большого шлема. Думаю, я заслужила эту победу! Теперь первая цель достигнута, но мне очень хочется выиграть еще много Больших шлемов. В частности, почему бы не замахнуться на ближайший — Уимблдон? Теперь, когда я стала первой ракеткой мира, все будут биться против меня с удвоенной энергией, но думаю, у меня прекрасные шансы на успех.
Динара Сафина держалась после финала достойно. Что и понятно: поражение поражением, но россиянка и так превзошла на турнире собственные ожидания. «Какие ощущения после финала?» — спросил у нее корреспондент «Спорта».
— Конечно же, этот матч нельзя сравнивать с четвертьфиналом и даже полуфиналом. Честно говоря, накануне поединка я сильно нервничала. Спрашивала себя: «Чего ждать? Вдруг выйду на корт и полностью провалюсь?». Но как только начался матч, считаю, сумела совладать с эмоциями и сражалась весьма достойно. Кто знает, как сложился бы матч, выиграй я первую партию. Но увы. Думаю, этот бесценный опыт поможет мне в дальнейшем. Я поняла, финал Большого шлема не так и страшен, как его малюют. Можно сражаться и побеждать.
— Что помешало вам так же перевернуть встречу с Иванович, как вы это сделали в играх с Шараповой, Дементьевой и Кузнецовой? Усталость?
— Да, именно она. Я слишком много ошибалась. Сегодня мне очень хотелось показать свой лучший теннис, но ноги отказывались быстро бежать. Я тянулась к мячу и не дотягивалась, хотела ударить по восходящей, но мне постоянно не хватало одного шага. Порой просто паниковала на корте. Во время матча даже плакала.
— Показалось, что многочисленные советы российских болельщиков с трибун вас только раздражали.
— Да уж, когда устал, тебя раздражает абсолютно все. Соперница это видела и грамотно использовала. А я, вместо того чтобы по совету тренера концентрироваться исключительно на теннисе, то с одним ругалась, то с другим…
— Ваш гнев вызвал даже плачущий на трибуне ребенок…
— Прекрасно понимаю, обижаться на малыша нельзя. Но скажите, зачем его приводить на центральный корт? Зачем ему этот теннис? Он ведь все равно еще ничего в нем не понимает…
— Ваш брат так и не приехал на финал? Может, вам не хватило его моральной поддержки?
— Не думаю, он ведь и на предыдущих моих матчах в Париже не присутствовал, а мне это ничуть не мешало. Да и я ни разу не была на финалах Большого шлема с его участием.
— Раньше вы говорили, что Марат ваш теннисный кумир. Может, теперь вы стали примером для него?
— Что вы! Мне до него еще расти и расти!