• Региональный тренер Финской ассоциации хоккея Пюру Луккарила: У нас тренер для игроков, а не наоборот

    28.01.16 00:47

    Региональный тренер Финской ассоциации хоккея Пюру Луккарила: У нас тренер для игроков, а не наоборот - фото

    Фото: РИА «Новости»

    Домашний триумф финской «молодежки» стал для нее вторым за три последних года. И теперь по количеству золота она третья — после Канады и России, правопреемницы СССР. Стремительный темп для страны, которую хоккейной-то стали считать с середины 1980-х.

    Нам обещали встречу с представителем Финской ассоциации хоккея (ФИХА), и, увидев Пюру Луккарила, мы переглянулись. Родная федерация приучила, что ее первые ряды заполняют умудренные опытом седые старцы, воочию лицезревшие играющих Фила и Тони Эспозито. А то и противостоявшие им.

    По офису ассоциации, что на пятом этаже «Хартвалл Арены», 33-летний Луккарила ходит в джинсах, кедах и майке с надписью «Суоми» у сердца. В 22 года он завершил карьеру защитника из-за череды сотрясений. Затем, как водится, работал с детьми, тренировал молодежный ХК «Дискос». А став дипломированным специалистом в области спортивных наук, получил руководящую должность в ФИХА, на которой трудится четвертый год. С этого сезона Луккарила еще и ассистирует в юниорской (до 16 лет) сборной главному тренеру Томми Ниемела. Так что во всей Финляндии сложно было отыскать второго человека, столь погруженного в систему детско-юношеского хоккея, которая в своем развитии уступает в Европе разве что шведской.

    Мы маленькая нация. Вот и выжимаем из каждого максимум

    — Пару лет назад у нашего приятеля случилось ЧП. Его сыну тренер посоветовал завязать с хоккеем. «Толку, — говорит, — из вашего ребенка не выйдет». Парень, когда об этом узнал, так расстроился, что выбросил коньки из окна 19-го этажа. Пробил крышу чьей-то машины.
    — Кошмар! В нашей стране подобное недопустимо. Не метание коньков в окно, конечно. Хотя это тоже. А такая постановка вопроса со стороны тренера.

    — Ваши наставники поделикатнее будут?
    — Дело не в этом. Если он в принципе скажет: «Из тебя ничего не выйдет» — надо скорее ставить вопрос о его профпригодности. Ведь если у игрока не идут дела — то это недоработка тренера.

    — Согласны. Но с другой стороны — не каждому бревну суждено стать Буратино.
    — Да, стать звездой или просто хорошим игроком дано не каждому. Но нам важно понять, как формируется внутренняя мотивация. Потому-то и вкладываем в этот процесс немало труда и средств. В системе финского хоккея тренер существует для игроков, а не наоборот…

    — Красиво сказано.
    — Это не просто слова. Возможно, кстати, в этом кроется принципиальное отличие подходов в наших странах. В юношеском и молодежном хоккее Финляндии задействовано 36 тысяч игроков. Мы за каждого боремся до последнего. Ибо нам непозволительно разбрасываться людьми. Финны — маленькая нация. Вот и выжимаем из каждого максимум. И такая система приносит успех.

    — Как рано финские дети берутся за клюшку?
    — На коньки их ставят в пять-шесть лет. А в секции принимают с трех.

    — А эти три года?..
    — Занимаются в зале. Зачастую — дважды в неделю гимнастикой: для общего развития, гибкости, способности чувствовать тело.

    — Год обучения 10-летнего, к примеру, хоккеиста во сколько обходится?
    — От 80 до 200 евро в месяц. Зависит от региона и методов подготовки в клубе. В эти деньги входят тренировки, форма, матчи. Только коньки и клюшки за свой счет.

    Финансы решают не все

    — Каков он — среднестатистический портрет семьи с детьми-хоккеистами?
    — Там, безусловно, любят спорт, но важен фактор доходов. Матери-одиночки при всем желании не потянут — дорого…

    — Известная и в наших краях песня…
    — Я, впрочем, не считаю, что финансы решают все. На каток одного могут привезти на «лексусе», другого — на «датсуне»: на льду у обоих равные шансы. Мы в свою очередь стремимся делать хоккей доступнее для широких слоев.

    — Каким образом?
    — Действует ряд программ. На занятия хоккеем, в частности, выдаются гранты стипендиального фонда. Он формируется из доходов ассоциации от различных мероприятий.

    — Вроде ЧМ-2013?
    — Да. Кстати, благодаря прибыли от него были трудоустроены 25 тренеров по фигурному катанию. Сейчас они в системе молодежного хоккея — учат ребят владению коньками. Также фонд поощряет клубы с невысокой стоимостью занятий. Есть, кстати, секции, где хоккею обучают вовсе бесплатно…

    — Взамен — налоговые послабления?
    — Не только. Хотя доходы, идущие на спорт, действительно не облагаются налогом. Но инвесторы больше заинтересованы в рекламе. И они ее получают. Во время детских турниров, к примеру: логотипы на форме, бортах и так далее.

    — А какова доля государства во всем этом процессе?
    — Невелика — 1 млн евро. При годовом бюджете ассоциации 20 млн евро.

    — Пять процентов.
    — Они поступают по каналам министерства образования.

    Теперь североамериканцы едут к нам

    — Хоккейное становление Финляндии, по сути, началось недавно — 25 лет назад. И такой рывок за столь короткий срок…
    — Первая в нашей истории победа на ЧМ дала серьезный толчок. В 1995 году у нас подобралась отличная сборная — хорошо подготовленная, талантливая…

    — За которую, в частности, бились юные Ниинимаа, Капанен, Лехтинен, Саку Койву…
    — А еще ветераны — Хелминен, Ютил и Сумманен, которые вели за собой молодежь. Но основополагающий вклад в успех внес тренерский штаб во главе с Куртом Линдстремом.

    — Первый швед, возглавивший сборную Финляндии.
    — На второй год своей работы он добился выдающегося результата. То золото стало переломным моментом для нашего хоккея и сильнейшим стимулом для его роста. В разы увеличилось количество желающих выйти на лед. Динамично стала развиваться система подготовки кадров. В первую очередь — тренерских. На сегодня у нас девять региональных тренеров и 80 тысяч занимающихся хоккеем.

    — Частое явление в России: хоккеист, едва закончив карьеру, идет тренировать детей под девизом: «Я всю жизнь в хоккее, я все знаю».
    — У нас такое невозможно. Все наши тренеры изначально проходят пять степеней подготовки. Затем — регулярные курсы повышения квалификации. На особом счету — психология: способность общаться и работать с детьми. Однообразными методами всех не раскроешь. Часто нужен индивидуальный подход.

    — А ключевые, общие акценты?
    — Катание, броски, тактическая подготовка… Не забываем о «физике» с игровым мышлением. Хоккеист должен читать игру, а не просто работать по схемам. Чтобы без подсказок с лавки знал, что делать. Это, кстати, один из главных наших козырей. Но мы понимаем: наша система не идеальна — всегда есть чему учиться.

    — Как не чужой Финляндии Владимир Ленин заговорили...
    — Мы по-прежнему сотрудничаем с североамериканцами. Только теперь не ездим в Северную Америку. Не хочу хвастаться, но теперь канадцы с американцами едут к нам…

    — Ого!
    — Или вот пример. Проходила в Канаде конференция тренеров. Я выступил с докладом, после чего ко мне стали подходить местные специалисты. Просили совета, интересовались нюансами работы. Думаю, это тоже показатель нашего прогресса.

    Хельсинки — Санкт-Петербург 

    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»