Чичерова назвала трех россиян, кто поборолся бы за медали на ЧМ по легкой атлетике
Завершился очередной легкоатлетический сезон, запомнившийся рядом высоких результатов как на российской, так и на международной арене.
О его итогах и тенденциях корреспондент «Спорт День за Днем» поговорил с олимпийской чемпионкой в прыжках в высоту Анной Чичеровой.
– Чем вам запомнился чемпионат мира по легкой атлетике?
– Это был очень интересный и необычный турнир, где помимо очередного мирового рекорда шведского феномена Армана Дюплантиса, произошло множество интересных и неожиданных событий: тут и победа в спринте с рекордом чемпионатов Мелиссы Джефферсон, и непопадание в финал прыжка в длину итальянки Ларисы Лапикино, невероятно красивый и быстрый бег Сидни Маклафлин Леврон и поражения лидеров сборной Норвегии Карстена Вархольма, Якоба Ингебригтсена.
Обидное четвертое место Симона Эхаммера сначала в длине, а затем не увенчавшаяся успехом попытка реабилитироваться в десятиборье. Драма его соперника Скотхейма, упавшего в барьерном беге. Оставшиеся далеко за пределами пьедестала копьеметатели Веббер и Чопра, недоумение Кили Ходжкинсон на финише 800 м Многочисленные потери палочек в эстафетах, сильнейший ливень, спутавший карты в метании диска, однако принесший первую в истории легкой атлетики Самоа медаль, обладателем которой стал Алекс Роуз.
Что касается моего родного вида – прыжка в высоту, то у женщин именно ливень помог распределить места на пьедестале. Николь Олислагерс вовремя прыгнула 2 метра, тем самым повторив историю Сергея Клюгина на Играх в Сиднее. Безусловно, стоит отметить Марию Жодзик, впервые преодолевшую двухметровый рубеж и бронзу юной Ангелины Топич. У мужчин меня приятно удивило выступление чемпиона мира – новозеландца Хэммиша Керра, прыгнувшего на 2,36.
– Как могли бы выступить российские спортсмены, если бы имели допуск к соревнованиям?
– По итогам чемпионата мира в Токио можно сказать, что Данил Лысенко и Полина Кнороз (на фото) вполне могли бы бороться за места на пьедестале. А Маша Кочанова, преодолевшая в этом сезоне 2 метра, – претендовать на медали. Впрочем, рассуждать об этом в нынешней ситуации можно только умозрительно.
– Как вы оцениваете перспективы возвращения российских спортсменов на международную арену?
– Несмотря на то, что недавно было принято решение о допуске российских паралимпийцев к международным соревнованиям, чему я очень рада и тенденцию к «потеплению» в некоторых федерациях по летним видам спорта, в World Athletics пока предпосылок к этому не видно. Думаю, что ситуация не изменится даже в случае какого-либо положительного решения МОК. Посмотрим, что будет дальше, но пока нам остается наблюдать за главными событиями в мировой легкой атлетике со стороны.
– Куда, на ваш взгляд, сегодня «движется женский» прыжок в высоту в сравнении с вашей эпохой?
.
– В мое время розыгрыш медалей начинался на уровне 2,03 – 2,05. С результатом на 1,98 можно было порой занять лишь 8-е место на этапе Бриллиантовой лиги.
Если бы вы задали мне этот вопрос до турнира в Цюрихе, где сразу 5 человек прыгнули на 2 метра, то я бы вам ответила, что в общей массе за последние годы уровень упал. Однако, есть и вот такие проблески как Цюрих, да и чемпионат мира в Токио завершился бы с другим результатом, если бы не дождь. Уверена в этом.
Конечно, своим историческим полетом на 2,10 Ярослава Магучих далеко оторвалась от остальных прыгуний. Казалось бы, появился новый лидер, способный двигать планку мирового рекода вперед, подобно Арману Дюплантису у шестовиков, и подстегивать на рост результатов своих соперниц. Но пока что ни того, ни другого по разным причинам мы не наблюдаем.
– Видите ли вы среди мужчин спортсмена, способного дотянуться до Хавьера Сотомайора с его 2,45?
– На данный момент я не вижу подобных людей. Сейчас у мужчин не хватает такого соперничества, какое в свое время было между Мутазом Баршимом и Богданом Бондаренко – на уровне 2,37 и выше.
Как я уже говорила, мне понравилось выступление Хэммиша Керра в Токио прежде всего тем, что с каждой высотой он прыгал все лучше и лучше в плане техники исполнения прыжка. Вместе с тем, он очень нестабильно выступал в этом году.
Признаюсь, что я симпатизирую корейцу Ю Сан Йоку, прыгающему, несмотря на свой маленький рост, выше головы, тем самым раздвигая границы человеческих возможностей.
Прибавляют итальянцы, стабилизировался на уровне 2,30 украинец Олег Дорощук. Но, еще раз повторюсь, нового Сотомайора среди нынешней мировой элиты я не вижу.
– Полина Кнороз говорила мне, что Арман Дюплантис способен прыгнуть на 6,50 и выше. Согласны ли вы с этим мнением?
– Я не специалист в прыжках с шестом, но Дюплантис – настоящий феномен. То, что он творит в секторе – невероятно! Поэтому допускаю, что мы увидим прыжки Армана на 6,50 и выше, что будет означать переход в новое измерение, хотя еще совсем недавно и результат 6,30 казался чем-то космическим. По крайней мере, запас, который есть у шведа на высотах после 6 метров, позволяет думать о большем.
– Согласны ли вы с тем, что у Даниила Лысенко наступила стагнация?
– Согласна. Может быть это часто упоминаемый недостаток мотивации из-за отсутствия международных стартов, проблемы со здоровьем или в области психологии. Хотя, в моем понимании, в нашем виде высота и планка, установленная на предельных рубежах, главным образом и автоматически – основная мотивация.
Соперничество с высотой, а также постоянное стремление к улучшению собственного результата должны побуждать к действию. Посмотрите на грека Эммануила Каралиса! Ему «не повезло» прыгать в эпоху Дюплантиса, но в соперничестве со шведом, зная, что повторить подвиги Мондо вряд ли удастся, Эммануил совершенствует себя и уже достиг результата 6,08!
Несомненно, у Лысенко очень высокий потенциал. На мой взгляд, его стабильный уровень – 2,38 – 2,40. Было бы очень здорово, если бы его основные соперники – Матвей Тычинкин, Илья Иванюк и Степан Веткин продолжали бы борьбу по ходу соревнований где-нибудь на рубеже 2,35.
– У Полины Кнороз, наоборот, получился лучший сезон в карьере, увенчанный личным рекордом 4,86. Чем вы это объясните?
– Это тоже вопрос из области психологии. У Полины с ее глубоким позитивным мышлением получается ловить дух соревнований, энергетику публики, атмосферу стадиона, каким бы он ни был, переводя все это в правильное русло стремления к улучшению результата, несмотря ни на что!
Не забудем и о том, что для любой женщины и спортсменки, в частности, очень важна поддержка близких и позитивные изменения в личной жизни. Все это сейчас присутствует у Кнороз. Отсюда и результат.
– Расскажите, как в жизни вашей дочери Ники, воспитанной в легкоатлетической семье, появился гандбол?
– Гандбол пришел в нашу жизнь весьма неожиданно. С детства Ника была со мной на сборах и тогда ее очень впечатляли прыжки с шестом. Она бегала, прыгала, занималась плаванием, бальными танцами. Дедушка с 6-ти лет подключал ее к прыжковым тренировкам со своей группой, но ни к чему не лежала ее душа. Да и я убеждена, что нельзя давить на ребенка в плане выбора вида спорта. Наоборот, необходимо дать как можно больше возможностей, ничем этот выбор не ограничивая.
Решение вопроса, как это часто бывает, пришло оттуда, откуда не ждали. Я была гостем студии во время одного из матчей женского гандбольного ЦСКА и Нику настолько поразили предматчевое шоу, атмосфера зала и сама игра, что всю обратную дорогу она говорила мне о том, что хочет заниматься гандболом.
Мы стали думать в этом направлении и столкнулись с тем, что у гандбольного ЦСКА, как у недавно образованной команды, пока нет собственной детской школы. Выход, на квалифицированного тренера нам подсказала олимпийская чемпионка Катя Ильина. С тех пор идет уже третий год занятий гандболом. За это время Ника достигла уровня игрока сборной Москвы при том, что ей приходится догонять девочек, начавших заниматься намного раньше. Но Ника старательно в этом преуспевает.
Так гандбол стал вторым видом спорта в нашей семье после легкой атлетики, хотя раньше эту нишу, в плане просмотра и сопереживания, занимал баскетбол.
С гандболом я познакомилась еще в 2004 году на Олимпиаде в Афинах, где наши мужчины завоевали бронзовые награды. Разумеется, я следила и за успехами женской сборной России. Теперь мы ездим на все доступные детские соревнования, посещаем игры взрослых команд и не пропускаем ни одной гандбольной трансляции.
– На какой позиции действует Ника?
– Ей нравится играть на месте левой полусредней, поскольку несмотря на свой пока еще невысокий рост по гандбольным меркам, она высоко и хорошо прыгает. Ника полезна своей команде и в защите, так как она упорная, цепкая и быстрая. Иногда она играет в розыгрыше, а порой ее ставят и на край. Хоть я не знаток, мне кажется, что прежде, чем определяться со специализацией, ребенку необходимо поиграть на всех возможных позициях. Тренерам, безусловно, виднее.
В прошлом году нам выпала несказанная удача: в пору летних каникул Нике удалось провести в Ростове-на-Дону несколько тренировок с олимпийской чемпионкой Владленой Бобровниковой. А этим летом она участвовала в проекте Школа чемпионов под руководством чемпионки мира Надежды Муравьевой и её выдаюющихся профессиональных коллег. Я всем им безмерно благодарна за бесценный для Ники и других девчонок опыт.
– Из всего того, что вы сказали, можно подумать, что примером для вашей дочери может служить история Анны Вяхиревой. Так ли это?
– История Ани Вяхиревой уникальна хотя бы потому, что отец переучил ее – правшу от рождения играть левой рукой, да так, что талантом и умениями Вяхиревой на площадке, будучи в здравом уме, нельзя не восхищаться!
Не буду загадывать куда гандбольный путь приведет Нику Черновол при ее здоровых, правильных и больших амбициях. Это покажет только время. Все зависит только от нее самой в части желания, старания и трудолюбия. Признаюсь, что тема детского спорта не отпускает меня не только в связи с дочерью. Мы с вами разговариваем в тот момент, когда я прилетела в Сочи для того, чтобы понаблюдать за соревнованиями «Шиповка юных».
Когда-то и я участвовала в этих состязаниях Теперь мне очень интересно посмотреть на наше будущее. Кроме того, буду сопереживать в Сочи ребятам, принимавшим участие в турнире на мои призы, ежегодно проходящем в Белой Калитве. Вот, буквально, только что один из его участников прислал мне сообщение, что улучшил свой результат,, вспомнив о моем совете. Не скрою, мне было очень приятно получить это сообщение прямо на выходе из аэропорта! Не забудем и о прочитанной мною книге знаменитого тренера высотников Виктора Алексеевича Лонского о том, как он создал школу в Бердичеве и рос вместе с ней и своими воспитанниками
– Чем еще, помимо учебы и гандбола, интересуется ваша дочь?
– Сейчас заметно меньше времени, чем раньше. Сами понимаете – 9-й класс, ОГЭ, гандбольные тренировки, но она очень любит вязать крючком и собирать конструкторы «Лего». Что касается вязания, то видимо это увлечение передалось ей от бабушки. Ника с удовольствием ходила в кружок вязания, а в период пандемии, занималась онлайн. Среди ее работ множество игрушек и поделок в виде самых разнообразных представителей животного мира.
Наши друзья говорят, что Нике с рождения было предначертано быть достигать успехов в деле, напрямую связанном с руками. Она – дева, а все дети, рожденные под этим знаком зодиака, как утверждают звезды, имеют «золотые руки». Кто знает, может быть звезды не врут. Гандбол, вязание, «Лего», разведение цветов – везде без рук никуда. Кроме того, при всей своей активности в момент вязания и сборки конструктора она здорово сохраняет концентрацию, терпение и усидчивость, глубоко увлекаясь процессом.
– А как проходит ваше свободное время?
– В последнее время часто смотрю и пересматриваю советское кино, в котором очень много доброго, вечного и настоящего. Кроме того, перечитываю русскую классику: недавно закончила «Мастера и Маргариту», теперь собираюсь начать читать роман Кокордии Антаровой – «Две жизни». Очень интересно узнать, какими смыслами наполнено повествование, где соединились мистика, любовь и психология. Отмечу также роман Евгения Водолазкина – «Лавр». И еще, я абсолютно согласна с утверждением, что родители заново проходят школьную программу вместе со своими детьми.