Сергей Герасимец немало поиграл и у нас, и за рубежом, и за сборную Белоруссии. В Петербурге его считают своим, зенитовцем, да он и на самом деле давно стал таковым. Начав тренировать, долго работал с Анатолием Бышовцем, что уже большая школа. Даже странно, что Сергей Григорьевич сейчас трудится в Армении. Хотя пригодился бы в России.
 — Вы не первый год связаны с международной системой клубов «Юниор», но не все болельщики представляют себе, что это такое.
— Это не система клубов (хотя они есть тоже), это — система школ, разветвленная по всему миру. Она представлена и в России. 
 — Задачи «Юниора»?
— Воспитывать юных футболистов. В  школах «Юниора» с квалифицированными и тщательно отобранными  специалистами занимаются дети от трех лет. Я четвертый год с «Юниором»  сотрудничаю. 
 — Помню ваш питерский «Юниор». Только играли там отнюдь не дети малые.
—  Я сначала сотрудничал с этой системой, помогая им методически. А потом  решили создать у нас в Петербурге команду-символ, представляющую  «Юниор».  
 — Это была уже профессиональная команда?
—  Полупрофессиональная. В Петербурге мы играли в КФК. У нас играли молодые  ребята из городских школ, а уступили мы только «Звезде», так что вполне  была конкурентоспособная команда.  
— Потом был «Анжи-Юниор», теперь «Юниор-Севан». Первая лига Армении?
—  Да. Согласно регламенту заявиться сразу в высшую мы просто не могли. Но  это уже сугубо профессиональный футбол. После 18 туров мы лидируем и  надеемся в будущем году подняться классом выше. 
— Есть ли в вашем распоряжении известные футболисты?
—  Назову экс-зенитовца Игоря Чеминаву. Защитник, которому доверял Лучано  Спаллетти, у нас играл в нападении. Приехал он в запущенном состоянии, в  состав первые полтора месяца не проходил. Но потом заиграл, и я ему  благодарен. Довольно результативно сыграл. Но в команде его не будет. Он  не вписывается в нашу концепцию.  
— Как бы вы оценили уровень футбола в Армении?
—  Уровень первой лиги, естественно, ниже, чем в высшей. Но мы в кубковых  матчах уверенно играли с сильнейшими командами страны. Хотя в футбол  сейчас научились играть везде. И уровень приличный вполне. Там есть и  очень хорошие легионеры, в том числе россияне. Много африканцев. 
Команда «Арарат-Армения», по сути, наследница московского «Арарата», прекрасно укомплектована. Ее руководство было уверено в победе, но пока они на пятом месте. За чемпионство надеется побороться и «Пюник» Андрея Талалаева.
 — Вернемся в Россию, в Петербург. «Зенит» лидирует, в Лиге Европы  досрочно вышел из группы с первого места, но критикуют команду нещадно…
—  Демонстрируемая игра — понятие оценочное, нечеткое. Безусловно, не  хватает «Зениту» стабильности, я бы сказал, основательности. Да, команда  лидирует, но что от нее ждать в ближайшем будущем, мы не знаем. Вот и  причина для критики. 
— Для тревоги.
— Пусть так, но я твердо  убежден в том, что приглашение Сергея Семака было абсолютно правильным  шагом. И его работа — пример для руководителей отечественных клубов,  доказывающий, что не нужно недооценивать наших специалистов. Семак  примерно с тем же набором исполнителей работает значительно  качественнее, чем Роберто Манчини и Мирча Луческу. А ведь сколько было  страхов и сомнений! Конечно, не во всех матчах группового этапа Лиги  Европы «Зенит» выглядел убедительно. Где-то и повезло, но в этом есть и  закономерность. И в частности, тренерский характер, передающийся  игрокам. Не стоит забывать, что в лучших матчах «Зенит» действовал и  агрессивно, и результативно, удавался хороший прессинг, когда было  больше свежести.  
 — Это самое отсутствие стабильности — издержки роста создаваемой Семаком команды?
—  Проблем много. Но я еще раз подчеркну, что в качестве работы Семака у  меня сомнений нет. Иное дело, что он, возможно, еще не до конца  разобрался со своими кадровыми ресурсами. На мой взгляд, многие игроки  не соответствуют уровню «Зенита» и тем задачам, что перед ним ставятся. Я  считаю ошибкой создание столь многочисленной аргентинской колонии. Это —  ошибка Манчини, а руководство клуба ее не предотвратило. Создавать  команду в команде — заведомо неверный, ошибочный путь. Тем более уровень  мастерства некоторых аргентинцев вызывает серьезные сомнения. Леандро  Паредес и Себастьян Дриусси — футболисты, появление которых в основном  составе «Зенита» не вызывает вопросов. Но остальные, на мой взгляд,  должны искать себе другие команды. 
 — Вот Паредес и Дриусси, по некоторым сведениям, как раз и  ищут себе другие команды, посматривая в сторону серии А, куда и хотели  бы уйти.
— Нужны футболисты, для которых «Зенит», выступление за  эту команду — манящая цель, высокая. Я бы даже сказал, конечная цель  карьеры. Далеко не все игроки сконцентрированы на матчах за  петербургский клуб. Нередко именно легионерам не хватает самоотдачи. А  некоторым и мастерства. Я, к примеру, не могу понять, как мог оказаться в  «Зените» бразилец Эрнани. Необходима клубная философия, и в том числе —  философия развития «Зенита». Ее создание — зона ответственности  руководства клуба. Нельзя жить в современном футболе, уповая  исключительно на свои финансовые возможности. Хорошо, что есть  квалифицированные легионеры. Хорошо, что появляются лучшие российские  мастера в команде. Но рядом с ними необходимо выращивать и молодых  петербургских ребят. Вот этого в «Зените» как раз и не происходит. В  этом важнейшем компоненте клуб уступает практически всем своим  российским конкурентам. 
— Вы видите некий парадокс в том, что воспитанники  петербургского футбола удостаиваются приглашений в национальную сборную,  играют заметную роль в нашем чемпионате (Сергей Петров, Павел  Могилевец, Максим Канунников, Иван Обляков), но в «основе» своего клуба  нет ни одного?
— Возвращаемся к философии и ее отсутствию. Я  позволю себе сказать об отсутствии хозяйского подхода. Потому что хозяин  всегда в первую очередь заботится о своем доме, об атмосфере в нем.  Необходимо о будущем заботиться, причем заботиться действенно. Нельзя  жить по принципу «купим сегодня кого-то — и сразу выиграем». «Зенит»-2 в  плачевном состоянии — следствие того же подхода. 
— Но клуб все же развивается?
— Без сомнения!  Очень много сделано. Я, кстати, расцениваю высоко по российским меркам и  нынешний состав команды. На сегодня в России он сильнейший при всех  проблемах. А стадион у нас просто лучший в мире! И уровень проведения  домашних матчей тоже лучший не только в нашей стране, а я немало повидал  на своем веку. Хорошего сделано много, и поэтому нет сомнений в том,  что клуб в состоянии решить свои проблемы, только заниматься этим надо. 
— «Зенит» нуждается в срочном зимнем усилении?
—  Нужно разобраться с той основной обоймой, что есть в распоряжении  тренерского штаба. Необходимо заняться функциональным состоянием  футболистов. На мой взгляд, негативно повлияла на игру команды травма  Кристиана Нобоа. Второй момент, осложнивший жизнь, — ситуация с  Александром Кокориным. На мой взгляд, если бы два этих футболиста были в  составе, «Зенит» был способен не растерять в последних турах свой  очковый запас, а тогда и настроение сейчас было бы иное. Сейчас  необходимо разобраться и с физическим, и с психологическим состоянием  ребят. Чтобы, в частности, не нарушал игровую дисциплину так часто  Паредес. Поведение аргентинца говорит о том, что отношения в клубе с  футболистами не выстроены на должном уровне, раз он может себе подобное  позволять, подводя команду. В ЦСКА, выкинь там кто такие фортели,  вмешался бы Евгений Гинер или его представители. В «Зените» с этим  разбирается Семак. А управлять легионерами очень сложно, тут должна быть  отлаженная клубом система. Иностранный футболист должен уважительно  относиться к клубу, за который выступает. Если он видит в нем  перевалочный пункт, ничего хорошего не будет.  
— Я вас правильно понял: вы считаете, что классный  мотивированный легионер приветствуется, но костяк команды, ответственный  за атмосферу в раздевалке, должен быть российским?
— Совершенно  точно! Это было упущено при Манчини. Итальянец подобными взглядами  попросту пренебрег. Сделанная Роберто ставка сугубо на легионеров  привела к тому, что толком не работали ни тренер, ни его иностранные  футболисты. Страдали болельщики, преданные клубу. Игроки, которые сейчас  на лидирующих позициях, были сосланы по разным клубам. 
— Вот и затронули мы с вами тренерский вопрос. В  этом сезоне в нашем чемпионате появилось много молодых тренеров. Как вы  этот процесс оцените? И вообще, есть ли у нас тренерская школа? Я не о  ВШТ говорю: вам, например, довелось поработать с Анатолием Бышовцем…
—  Подмеченная вами тенденция очень меня радует. Это — единственно  правильный путь. Нужно доверять своим. Тем более специалисты-то с  хорошим международным опытом. Те же Валерий Карпин, Дмитрий Аленичев,  Дмитрий Хохлов. Очень интересно работает Дмитрий Парфенов. Недопустима  ситуация, когда в Россию массово завозили иностранных тренеров и мы все  должны были им кланяться, наблюдая, как они прекрасно проводят тут  время. Сейчас пришли наставники, которые много лет олицетворяли наш  футбол, достойно представляя его за границей. Из этой же плеяды и  Станислав Черчесов, и Рашид Рахимов. Для меня главное, чтобы тренер жил  футболом, отдавал себя команде целиком и полностью. Постоянно повышал  свое профессиональное образование. И уж если приглашать сюда  иностранного специалиста, то только такого, чтоб как-то мог обогатить  наш футбол. 

— Все-таки вспомним Бышовца. Он и не работает, и не преподает.
—  Это очень плохо. Он — Личность, он — глыба. И игрок был блестящий, и  большой тренер. Хотя о нем всегда какие-то слухи ходят, фигура в чем-то  противоречивая. Я могу только сожалеть, что Анатолий Федорович сейчас не  работает. Это ведь и по мне ударило очень сильно. Меня очень многие в  нашем футболе долгие годы воспринимали как человека Бышовца. Я работал в  его тренерском штабе. В «Томи» у нас хорошо получилось, мы вывели  команду на восьмое место. В «Локомотиве» все было сложно. 
 — Потому что клубным руководством была сконструирована заведомо нежизнеспособная конструкция?
— Да, два медведя в одной берлоге. 
— Причем президента клуба Юрия Семина все время властно влекло потренировать.
—  Да уж, атмосфера была тяжелая. И тем не менее мы смогли выиграть Кубок  России. А Юрий Палыч… Как может работать кто-то иной в команде, где  половина игроков относится к нему как к отцу родному? Тут даже нет вины  Семина, при таком президенте не мог бы нормально работать ни один  тренер. А команда по составу готова была выигрывать чемпионат. С этим  составом Бышовец решил бы очень сложные задачи. Но история вышла  печальная, и завершилась она некрасиво. 
 — Успех сборной на чемпионате мира стал для вас неожиданностью? Это к вопросу о тренере и об атмосфере.
—  Стал поначалу. Вспомните, какие неудачи предшествовали этому. На фоне  того, как выглядела сборная в товарищеских матчах… Вот тут и надо отдать  должное Черчесову. 
 — За счет чего ему удалось так преобразить команду?
—  Он максимально использовал 50-дневный сбор, выведя команду на  оптимальный уровень функциональной готовности. Оградил команду от  давления, что на нее оказывалось, приняв все на себя. От того неверия,  которое царило в стране. Он выстоял, это характер. Объединил ребят в  команду. Сбалансировал состав. Нашел точные решения, как, например,  возвращение Сергея Игнашевича. Да и появление в основном составе Юрия  Газинского — тоже удачное решение, несколько неожиданное. Функционально и  психологически наша сборная готова была лучше всех. Если бы не  неудачный пенальти с хорватами, могли дойти и до финала. А чуть побольше  опыта и уверенности игрокам… 
 — Так вы сборную России чемпионом мира сделаете!
— На  этом мундиале большинство сборных выступило не лучшим образом. А  Черчесов выстоял в военно-полевых условиях и создал команду. Которая,  кстати, в матче с хорватами выглядела лучше, чем в игре с испанцами, и  ближе была к победе. Игра нашей сборной в какой-то момент объединила  Россию. И в Петербурге это тоже было заметно. 
 — Я знаю, что нужно сейчас петербуржцам для максимального ликования. «Зенит» выиграет чемпионат России весной 2019-го?
—  Честно говоря, есть серьезные сомнения. Вот если Семаку удастся сделать  то, что удалось Черчесову перед чемпионатом мира, тогда — да, тогда  «Зенит» победит. Но только если все футболисты объединятся вокруг  главного тренера. Клуб должен для этого помочь ему. Пока я этого не  наблюдаю. 
— Так на кого же вы в этой ситуации ставите?
— На любую команду из лидирующей пятерки. А труднее всего будет «Зениту» и «Краснодару». 
— Парадоксальный вывод, если учесть положение команд в таблице.
—  Эти клубы играют в Лиге Европы. А наши команды на два фронта выступают  не лучшим образом. Так же смотрятся и те, кто выходит у «Зенита» со  скамейки усиливать игру...