«Спорт День за Днем» в рамках нового проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях из собраний крупнейших музеев Санкт-Петербурга.
Мы начали с Государственного Эрмитажа. Первая часть была посвящена живописи XIX-XX веков – от нидерландской зимы до соревнований под Парижем и хоккея глазами американского художника. В этом материале – еще три работы из собрания Эрмитажа, каждая из которых по-своему раскрывает спортивную тему, но уже в керамике.
Аттический мелкофигурный килик VI-IV вв. до н.э.
Килик с фигурами бегущих юношей и всадника – античный сосуд VI-IV веков до н.э., автор которого известен под условным именем «Мастер бегунов». Эту классификацию придумал археолог Джон Дэвидсон Бизли для чернофигурных чаш, авторы которых неизвестны: он дал названия, руководствуясь особенностями их росписей. Например, также есть Мастер отставленных локтей.
Такая роспись не просто украшение, а часть визуальной культуры греческих полисов, где спорт был неотъемлемой частью воспитания граждан. На внешней стороне сосуда – два юноши, бегущие нагими, между ними всадник, а по краям – двое стоящих в гиматиях. Эта композиция отражает идеал калокагатии – гармонии телесного и духовного. Подобные образы часто ассоциировались с панэллинскими играми и гимнасиями – местами не только тренировок, но и философских бесед.
«Футбол-3»: декоративная тарелка начала 1990-х
Советская и постсоветская декоративно-прикладная традиция тоже не обошла тему спорта. Один из примеров – фарфоровая тарелка «Футбол-3», форма которой была создана Артуром Никитиным, а роспись выполнена Сергеем Соколовым. Работы этого периода отражают особое восприятие спорта не только как состязания, но и как культурного кода. Визуальный стиль росписи сочетает узнаваемые спортивные сцены и выразительную стилизацию, свойственную декоративному искусству конца советской эпохи.
«Футболист»: советская скульптура 1930-х годов
Скульптура «Футболист» (автор модели – Наталия Данько, роспись – Мария Кириллова) относится к 1930-м годам – периоду, когда спорт в СССР стал частью государственной идеологии. Несмотря на камерный масштаб и декоративный характер, в фигуре чувствуется динамика и уверенность, характерные для эстетики физкультурного движения тех лет. Наталия Данько, известная по работам на тему детства и быта, создала образ спортсмена не героического, а будничного – как часть новой нормы жизни.
Эти произведения показывают, насколько разнообразно может быть прочтение темы спорта в искусстве – от символов античной доблести до образов современного быта.
Изображения керамики: Государственный Эрмитаж.