«Спорт День за Днем» в рамках проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях искусства, хранящихся в собраниях музеев Санкт-Петербурга.
Первые три материала были посвящены собранию Государственного Эрмитажа, а теперь мы перемещаемся в Музей Российской Академии художеств, где спортивная тема представлена не напрямую, а через культурные и эстетические коды, зашифрованные в античности.
Акварель «Барельеф с изображением Ники, подвязывающей сандалии из музея на Акрополе в Афинах», 1905
Театральный художник Георгий Косяков изобразил скульптуру с мраморного парапета, украшающего площадку перед храмом Ники Аптерос (Бескрылой Победы) в Афинском акрополе V века до нашей эры. Он был частью архитектурного ансамбля, прославляющего победу греков над персами.
Ника в греческой мифологии не только богиня победы, но и богиня спорта. В древности ее часто изображали на вазах и рельефах в контексте спортивных игр: она вручала венки победителям, сопровождала атлетов, возносила их имена. Ее крылья символизировали скорость и легкость, а сама она – надежду на успех.
Образ Ники с развязанной сандалей стал не только эстетическим эталоном, но и скрытым образом подготовки к действию – будь то битва или спортивное состязание.
Храм, в котором находился барельеф, вдохновивший Косякова, располагался на выступе скалы – месте, откуда древние афиняне демонстрировали военные трофеи. Однако и спортивные победы в те времена приравнивались к воинским. Образы Ники украшали щиты и амфоры, вручавшиеся на состязаниях. Так искусство, война и спорт переплетались в единой системе смыслов.
Слепок скульптуры «Мальчик, вынимающий занозу», вторая половина XIX – начало XX веков
Скульптура «Мальчик, вынимающий занозу» – еще один пример античного взгляда на спорт, скрытого под бытовой сценой. В собрании Музея Российской академии художеств находится гипсовый слепок, выполненный во второй половине XIX – начале XX века по образцу оригинала V века до нашей эры, который приписывают Пифагору Регийскому.
На первый взгляд это простая сцена: мальчик, сев на камень, вынимает занозу из ступни. Но в историко-культурном контексте античности это образ атлета.
Юноша изображен обнаженным с подчеркнутой пластикой тела, характерной для греческой скульптуры. Его поза расслаблена, как у спортсмена после соревнования. Мотив раны и микротравмы обращает нас к реальности: даже идеальное тело уязвимо. Этот тонкий жест – напоминание о цене физического совершенства.
Во времена Возрождения и Нового времени скульптура обрела новую жизнь: копии распространялись по академиям и музеям как образец анатомической точности и пластической выразительности. Но в основе все тот же идеал – культ гармоничного тела, рожденный в духе Олимпийских игр и гимнасий Древней Греции.
В этом смысле «Мальчик, вынимающий занозу» – портрет спортсмена вне соревновательного пика. Это момент уединения, тишины, уязвимости. И одновременно – момент концентрации, возвращения к телу, к себе.
Спорт в античности был частью миропорядка. И в искусстве эта идея сохраняется даже тогда, когда исчезает из поля зрения прямая отсылка к соревнованиям. Скульптурные образы из коллекции Музея Российской Академии художеств – напоминание о том, что победа и движение, напряжение и пластика, тело и дух были и остаются одними из главных тем искусства.
Изображения: Музей Российской Академии художеств, DPA.