«Спорт День за Днем» в рамках проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях искусства, хранящихся в собраниях музеев Санкт-Петербурга.
В первых четырех частях мы рассказывали о мотивах спорта в коллекциях Эрмитажа и Музея Российской академии художеств. Теперь очередь за Эрартой – крупнейшим в России частным музеем современного искусства.
Музей, который смотрит в будущее
В отличие от государственных музеев с историческим наследием, Эрарта – пространство постоянно обновляющейся художественной среды. Она была основана в 2010 году и сразу заявила о себе как о месте, где голос получают художники, работающие здесь и сейчас. Это не только галерея, но и культурный центр с кураторами, мультимедийными проектами и гибкой экспозицией, которая говорит с современным зрителем на его языке.
Спорт в Эрарте не музейная тема в классическом понимании. Здесь нет античных статуй с диском и копьем, но есть работы, в которых через атлетику, физическое напряжение и спортивный антураж художники говорят о духе времени, массовой культуре, теле и личности. Такие произведения не всегда однозначны, и именно в этом их сила.
«Футбол» Арона Зинштейна
Картина Арона Зинштейна 1986 года входит в число работ, которые мгновенно привлекают внимание. На ней – пестрая, слегка гротескная сцена футбольного матча. Герои полотна кажутся карикатурными из-за неестественных пропорций. Они намечены лишь схематично, широкими, пастозными мазками, и сливаются в единую массу движения.
Всё находится в потоке: игроки, мяч, воздух вокруг. Даже зрители на трибунах, которые формально остаются неподвижными, заряжены такой энергией, что кажется – они вот-вот рванут вперед вместе с мячом. В работах Зинштейна движение живет в каждом мазке, и даже тишина на его полотнах как будто только затаилась перед вспышкой.
Это не просто сценка матча, а визуальный взрыв, в котором границы между игроками, мячом и трибунами почти стираются. У Зинштейна футбол – это не схема, не расстановка на поле, а сплошное напряжение в чистом виде.
Зинштейн вообще часто работает с образом человека в движении, но в «Футболе» он особенно уместен. Художник, который сам говорил, что пишет радость жизни, здесь словно показывает нам, как спорт становится метафорой свободы, азарта и безграничной человеческой энергии.
«Националманекены» Ивана Лукиных
Художник-фотореалист Иван Лукиных в известной работе «Националманекены» как будто бы переносит нас на улицу. Витрина магазина «Bosco di Ciliegi» прорисована до мельчайших деталей: красно-белые олимпийские костюмы, слоган «Красота успеха», безупречный глянец стекла. А мимо проезжает не менее реалистично нарисованный велосипедист. Все это как будто кадры из городской хроники, которые художник фиксирует с почти тревожной точностью.
Лукиных работает в эстетике фотореализма, но не ради эффекта «как в жизни». Он будто намеренно обостряет восприятие: каждая деталь – слишком четкая, каждый ракурс – как будто выбран с пристрастием.
Повторяющиеся сцены, как в раскадровке, создают ощущение наблюдения, почти подглядывания. И в этом гиперреализме есть что-то беспокойное: слишком много правды в изображении, слишком точно передана рутина. Это не просто городской пейзаж – это фиксация момента.
Современное искусство говорит о спорте не так, как привычные нам классические картины. Оно не стремится к возвышению тела и не изображает героические подвиги. В работах, представленных в Эрарте, спорт – это скорее способ рассуждать о человеке, культуре, времени и взгляде на самих себя.
Изображения: Эрарта.