• Тактика страха

    15.05.11 15:53

    Тактика страха - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    ERID:

    Правила рекомендаций

    Как заявил в интервью агентству AFP известный итальянский тренер Арриго Сакки, серьезное снижение посещаемости в Серии А в нынешнем сезоне не стало для него большой неожиданностью. «Нашими командами проповедуется тактика страха, – заметил он. – Мы нападаем двумя игроками, защищаемся вдесятером. Такой футбол неинтересен, поэтому зрители и перестают ходить на стадион». Сегодняшние цифры средней посещаемости итальянской Серии А составляют всего лишь 23 207 зрителей на одном матче, что ниже показателей годичной давности сразу на 7 процентов. Президент УЕФА Мишель Платини, продолжая мысль Сакки в этом же исследовании AFP, анализирующем нынешний зрительский интерес к игре в ведущих европейских футбольных странах, заключает: «Когда футболисты видят пустые трибуны, у них пропадает желание играть».

    По данным УЕФА, интерес болельщиков к походу на стадион в сравнении с прошлым годом снизился во всех ведущих футбольных странах, кроме английской премьер-лиги, которая, наоборот, прибавила на трибунах 2,4 процента зрителей, и сегодня в среднем на ее матчах собирается почти по 35 тысяч человек! Небольшое падение пока наблюдается в Испании – 0,8 процента и даже в Германии – 1,6 процента. Впрочем, Германия с ее едва ли не идеальными в плане комфорта стадионами и самой высокой средней посещаемостью в Европе – почти 42 тысячи зрителей на одной игре бундеслиги – находится на недосягаемой высоте для остальных. Более серьезный зрительский отток происходит во Франции – 3,2 процента, но и он в два с лишним раза ниже итальянского. Особенно удручающе выглядят данные о посещаемости на матчах с участием столичных «Ромы» и «Лацио». Первые в сравнении с прошлым сезоном лишились почти 25 процентов зрителей, вторые чуть меньше – 21.

    Что же случилось? Неужели Италия так резко потеряла интерес к любимой игре только потому, что команды перешли на «тактику страха», о которой говорит Арриго Сакки? На самом деле причина снижения посещаемости, конечно же, не одна. Как пишет итальянская пресса, качество и уровень демонстрируемой игры, бесспорно, влияет на желание заплатить деньги и посидеть на трибунах. Но, есть и другие причины. Например, далеко не лучшие условия, в которых болельщику приходится наблюдать за играми Серии А. С той поры, как в преддверии чемпионата мира 1990 года некоторые из стадионов привели в надлежащий вид, никаких иных ремонтных или прочих работ, улучшающих комфорт зрителей, никто не производил. Что и понятно, поскольку многие из них принадлежат не самим клубам, а муниципалитетам. Не случайно новый владелец «Ромы» американский бизнесмен Томас Ди Бенедетто, едва завершив сделку, объявил о планах строительства клубного стадиона. «Мы играем на Olimpico, который со своими легкоатлетическими дорожками устарел и морально, и физически», – считает Ди Бенедетто. «Наши стадионы не могут конкурировать с лучшими европейскими образцами. Мы отстаем от ведущих футбольных стран на несколько лет», – признает президент футбольной федерации Италии Джанкарло Абете. По мнению же итальянских СМИ, по-настоящему современных футбольных арен в стране сейчас только две – «Сан-Сиро» в Милане и «Марасси» в Генуе.

     

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548 [ X ]
    ERID:
    Правила рекомендаций

    Многих в Италии отпугивают и волны насилия, время от времени прокатывающиеся по футбольным аренам. Бороться с проникновением на стадионы хулиганов, по инициативе министра внутренних дел Роберто Марони, решили с помощью специальных идентификационных карт болельщика, именуемых tessera del tifoso. В итоге эксперимент затруднил приобретение билетов всем: и тем, кто жаждет крови врагов из соседних секторов, и тем, кто идет на футбол ради футбола...

    Игорь Шалимов, мастер спорта международного класса:

    – Я уверен, что главную причину снижения посещаемости матчей чемпионата Италии надо искать не в качестве игры, которую показывают клубы. В этом сезоне команды, на мой взгляд, наоборот, играют достаточно результативно. Чего недостает? В первую очередь – комфорта на стадионах. С этим не поспоришь, потому что арены действительно старые. В отличие от той же Германии, в Италии существуют проблемы даже с тем, чтобы купить себе какой-нибудь напиток. Конечно, осложнились и условия прохода на стадион. Когда играл в чемпионате Италии, там таких правил не существовало. Я по мере возможности стараюсь бывать на играх Серии А, так что могу сравнить процесс попадания на трибуны прежде и сейчас. В прошлом году, например, присутствовал на римском дерби – «Рома» играла с «Лацио». Заранее отправил своим знакомым в Италию данные на себя и своего приятеля, чуть ли не ксерокопии паспортов. Потом заказали билеты, пришли в кассу и только после попали на трибуны. Эта новая система покупки билетов по паспортам, именные карты, несомненно, осложнили попадание на стадион. Лишний раз ты теперь,конечно, на футбол уже не пойдешь, подумаешь.

    Фанаты в минусе

    Из государств, входящих в пятерку ведущих футбольных стран Европы, колебания зрительского интереса в Англии, Испании и Германии в нынешнем сезоне находятся в норме. Более того, три немецких клуба – «Бавария», «Шальке-04» и «Майнц» имеют уникальную – стопроцентную – среднюю посещаемость! И только в двух странах – Италии (прежде всего) и Франции отмечено наиболее серьезное снижение заполняемости стадионов.

    Италия (средняя вместимость – 80 018, средняя посещаемость – 23 207). Зрителей потеряли двенадцать клубов из двадцати, что во многом, как считают в Италии, связано с введением усиленного контроля за продажей билетов, то есть электронного удостоверения личности – tessera del tifoso. С этого года документ стал обязательным для всех болельщиков и стадионов. В случае если какая-то из арен попытается отказаться от него, она может быть дисквалифицирована. Против tessera в Италии проходили многотысячные демонстрации протеста болельщиков, а клубы теряли своих зрителей, и прежде всего владельцев абонементов. Особенно серьезный урон понесли «Рома» и «Лацио», где абонементы в знак протеста не стали приобретать от 50 до 70 процентов постоянных зрителей.

    Франция (средняя вместимость – 55 790, средняя посещаемость – 19 450). Падение зрительского интереса во Франции аналитики связывают, прежде всего, со снижением уровня игры ряда популярных клубов, борьбой с хулиганами и старыми, некомфортными стадионами. Зрителей в нынешнем сезоне потеряли сразу тринадцать команд из двадцати. Рекордное падение зафиксировали «Осер» (19,4 процента), «Монако» (17,9) и «Бордо» (15,2), плохо выступающие в этом чемпионате. На 14,7 процента снизилась средняя посещаемость «Парк де Пренс», где играет столичный ПСЖ. Но здесь проблема иная. В этом сезоне руководители ПСЖ наконец-то решились на радикальную борьбу с хулиганами, запретив многочисленным членам непримиримых группировок посещать матчи столичного клуба. На виражах стадиона «Парк де Пренс» стали зиять пустоты, зато на игры ПСЖ начали возвращаться нормальные зрители.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №17 (11 – 17 мая 2011 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров