Тихонов сказал: «Есть 50 человек, будет и 51-й» — и взял Касатонова в ЦСКА Хоккей. История
В день 45-летия бронзы СКА в сезоне-1970/71 в редакцию «Спорта День за Днем» пришли три хоккеиста той команды: Константин Меньшиков, Петр Андреев и Борис Чистяков. Говорили про сборную России, нынешний СКА и, конечно, вспоминали хоккей тех лет. Диктофон сохранил несколько историй из той беседы.
Премиальные от Пучкова
В те годы премии в СКА получали только несколько раз за сезон. Игроки находились на службе, и в армии не спешили доплачивать за победы хоккеистам. В том же ЦСКА многие хоккеисты получали хорошие деньги, но в счет игр за сборную. За победу на чемпионате мира, Олимпиаде или чемпионате Европы армейцы получали неплохие премиальные.
Бывали случаи, когда приходил Николай Пучков и говорил, что предприятия выделили деньги, на которые можно купить в том числе и машину. На предматчевых и послематчевых разборах хоккеисты делили деньги. Кто больше всех забил, кто принес команде победу. В течение сезона делили деньги, хотя понимали, что вряд ли их увидят.
Несколько раз Пучков выплачивал премии из своего кошелька. Звено выигрывало свой микроматч — по червонцу каждому, ничья — по «пятаку». Было дело, и клюшки продавали. Особенно когда стали приходить финские Koho. Десять рублей за клюшку. Для сравнения: «Волга» тогда стоила 9100 рублей.
Почему Шеповалов не поехал на Олимпиаду
Вратарь СКА тех годов Владимир Шеповалов был гораздо талантливее голкипера ЦСКА Владислава Третьяка. Однако в сборной всем заправлял Анатолий Владимирович Тарасов. Если ты не из московского клуба — ЦСКА, «Динамо» или «Спартака», — то попасть в национальную команду было невозможно.
Впрочем, разница была и в режиме подготовки. Третьяк, например, постоянно находился под нагрузками Тарасова.
Знаменитый ленинградский комментатор Виктор Набутов был очень хорошо знаком с Аркадием Чернышевым, в то время старшим тренером сборной СССР и московского «Динамо». В 1972-м Шеповалов железно должен был поехать на Олимпиаду. Пусть первым номером в сборной мог остаться Третьяк, но Шеповалова нужно было брать. Однако сменщиком Третьяка был выбран Александр Пашков, вратарь столичного «Динамо», прекрасно знакомый Чернышеву.
Виктор Набутов тогда позвонил Аркадию Ивановичу и возмущался.
— Адик (никто не называл Чернышева Аркадием Ивановичем), ну как ты мог не взять нашего вратаря?
ЦСКА мог пригласить пингвина из Австралии
ЦСКА был монополией хоккея в СССР. По свидетельству Петра Андреева, армейцы могли даже «пингвина из Австралии пригласить».
Естественно, после бронзы 1971 года многих хоккеистов из города на Неве пытались переманить в ЦСКА. Например, тройку Григорьев — Андреев — Солодухин. В СКА из ЦСКА приходили рапорты, а их здесь просто рвали. Можно, конечно, было хоккеиста перевести по месту службы в Москву. Ведь большинство игроков имели звания… Но, видно, «старший брат» не испытывал особой необходимости в игроках СКА бронзового сезона….
По-другому забирали Алексея Гусарова и Евгения Белошейкина. Им еще не было 18 лет, они не служили. Их ночью просто посадили в поезд, закрыли на замок и увезли в Москву.
А вот Алексей Касатонов уехал сам. Он был в системе СКА. Считался подающим надежды, но имел и недостатки в подготовке. Пучков «роста» талантливого защитника ждать не захотел, ему игрок нужен был прямо сейчас. Поэтому Николай Георгиевич невзлюбил Касатонова. К тому же в начале карьеры Касатонов «любил жизнь» — во всех ее проявлениях. Это тоже никому не нравилось.
Когда Алексей попал на юниорский чемпионат мира — 1978 и выиграл золотые медали, он сдружился с Фетисовым. И через Вячеслава попросил наставника ЦСКА Виктора Тихонова бесплатно потренироваться с командой.
— Есть 50 человек, будет 51-й, — сказал Тихонов и взял Касатонова на летние сборы.
Касатонов начал тренироваться, живя все это время у Фетисова. А затем повредил связки Владимир Лутченко, и ему пришлось завершить карьеру. ЦСКА в те годы машиной по всем проходился. Выигрывал 10:2 и 8:1, почему бы не попробовать молодого парня из Ленинграда? Поставили Касатонова в «основу», и у него сразу «пошло». Кстати, несколько месяцев он играл без Фетисова. И только через несколько месяцев собралась великая пятерка Фетисов — Касатонов — Крутов — Ларионов — Макаров.
|Кстати
Культура Петербурга
45-летие первой бронзы СКА в Петербурге праздновали не только активно, но в первую очередь культурно. Преданный болельщик красно-синих с многолетним стажем Денис Войтов придумал и осуществил серию встреч «друзей по цветам», которые состоялись 22 апреля в разных частях города. Например, в редакции «Спорта День за Днем» ветераны бронзового СКА Борис Чистяков, Петр Андреев и Константин Меньшиков отметили 45 лет своего выдающегося успеха напитком 71-го года, а этикетку столь редкого экземпляра подписали на память. Ближе к вечеру старые болельщики армейцев, еще в 80-е взявшие привычку не пропускать выездные матчи, подняли несколько тостов с напитками 1971, 1987, 1994, 2013 и 2015 годов, «ровесниками» по возрасту всех значимых достижений СКА. Эксклюзивность мероприятий подчеркнула — только в Петербурге за хоккей принято болеть настолько изысканно!
