Так получилось, что все свои медали вчера россияне завоевали в одном виде спорта. Зато в каком — легкой атлетике! Королева спорта подарила нам немало как положительных, так и отрицательных эмоций. Это был валидольный вечер! Неожиданное золото россиянок в спринтерской эстафете, трагические поражения Татьяны Лебедевой и Евгения Лукьяненко, феноменальный мировой рекорд предводимых Усейном Болтом ямайцев на 4 х 100 м, да еще в довершение и олимпийский рекорд в мужском шесте австралийца Хукера, заставившего переполненное «Птичье гнездо» взорваться очередной овацией.
Но обо всем по порядку. Пятничный вечер финалов начался с состязания прыгуний в длину. Ожесточенная борьба за золото развернулась между лидером сезона Морен Магги и защищавшей афинский титул Татьяной Лебедевой. В первой же серии россиянка показала свой лучший результат в этом году, улетев на 6,97 м. Несколько минут спустя бразильянка приземлилась еще дальше — 7,04 м! После этого Лебедева начала откровенно рисковать, заступая в каждой из следующих четырех попыток. В схожей манере действовала и ее соперница, до конца соревнования прыгнувшая чисто всего один раз (6,73 м в пятой серии).
К последней попытке Лебедева готовилась с запредельным настроем, вложив все оставшиеся силы в заключительный прыжок.
Когда чемпионка приземлилась за отметкой 7 метров, пекинский 91-тысячник на несколько мгновений замер в ожидании результата. Через считаные секунды на табло появились предательские 7,03 м.
Когда проигрываешь с такой ничтожной разницей, труднее всего подавить в себе обиду. Придя в смешанную зону после церемонии награждения, Лебедева более 10 минут обстоятельно отвечала на вопросы российских журналистов с поистине олимпийским спокойствием. Ей, безусловно, было обидно, но она восприняла это поражение достойно, как и подобает настоящей чемпионке.
— Когда совершила последнюю попытку, подумала, что у нас с Магги, возможно, одинаковый результат, а при нем я выигрывала из-за лучшего результата по попыткам. Когда увидела цифры на табло, подумала: «Ну почему один сантиметр?! Почему сегодня опять фортуна мне не улыбнулась? Конечно, расстроилась — если бы разница была сантиметров 10–15, было бы не так обидно, — сказала Лебедева.
— Доводилось раньше проигрывать на крупных турнирах с такой разницей? — спросил корреспондент «Спорта».
— Был схожий случай, правда, с другой развязкой — на чемпионате России мы с Ириной Симагиной показали одинаковый результат, по 6,95 м, и по попыткам тогда выиграла я. Тогда я поехала на чемпионат мира, Ирина осталась дома. Видимо, в жизни все когда-то возвращается.
— Вас вдохновили подвиги российских легкоатлетов — скажем, тот же мировой рекорд Елены Исинбаевой?
— Конечно, вчера я очень болела за Машу Абакумову, за Лену, естественно, тоже. Кстати, сегодня у меня была мысль потрогать на удачу Ленину золотую медаль, но я Лену так и не встретила. Все трогала свою серебряную, и в итоге с ней и осталась.
— А Исинбаева дала бы потрогать? Она говорит, что боится сглаза…
— Я думаю, мне бы дала.
Кому в этот вечер не довелось потрогать хотя бы какую-нибудь медаль, так это американским спринтерам в эстафете 4 х 100 м. Их вылет в квалификации стал основной сенсацией четверга, причем провалились звездно-полосатые как в мужской, так и в женской конкуренции.
Сначала выбила мужская четверка, в которой бежал и Тайсон Гай, ранее не сумевший пробиться в финал стометровки. Роковая ошибка случилась как раз на последней передаче, когда бежавший третьим Дарвис Пэттон так и не смог догнать Гая и уронил палочку. Вылет американского квартета поистине редкое событие — последний раз они оставались за бортом финала Олимпийских игр в далеком 1912 году.
Полчаса спустя к ним присоединилась и женская команда — бежавшая последней Лорин Уильямс плохо приняла палочку от Торри Эдвардс. Потеряв драгоценные секунды, Уильямс подняла ее и финишировала последней. К слову, это уже второй трагический эпизод с участием Уильямс в олимпийской эстафете — в 2004 году она приняла палочку от Мэрион Джонс уже за пределами зоны передачи, после чего команда была дисквалифицирована.
— Я протянула руку, Торри была сзади. Не знаю, что случилось. Наверное, кто-то там колдует против меня с куклой вуду, — сказала после забега Уильямс. Последний раз американские бегуньи пропускали финал эстафеты 4 х 100 м на Олимпиаде в Лондоне в 1948 году.
В пятничных финалах первыми бежали женщины, и шансы ямаек на золото в отсутствие их основных конкуренток из США котировались выше всех. Однако сам забег в очередной раз показал, какое это неблагодарное дело — строить прогнозы. Бежавшая второй Шероун Симпсон на вираже не смогла передать палочку Керрон Стюарт в рамках отведенной зоны, похоронив надежды ямаек на триумф. Пока бегуньи в желтом горевали, россиянка Юлия Чермошинская уже мчалась к финишу.
— Мы были бы счастливы и с серебряной медалью, но в итоге нам досталось золото, — прокомментировала итог забега Александра Федорива.
— Команда Ямайки потеряла палочку, и у нас появился шанс завоевать золото, — дополнила коллегу Евгения Полякова. — Мы начали тренироваться вместе прошлым летом. Перед забегом тренер нас подбодрил традиционно по-русски словами «Ни пуха!», на что мы ответили: «К черту!».
Счастье из-за нежданного золота российских девчонок немногим позже чуть не омрачили спортсменки из Великобритании, подавшие по окончании забега официальный протест. В документе говорилось, что закончить забег британской четверке помешали ямайские бегуньи, перекрывшие им дорожку после неудачной передачи эстафетной палочки.
Гвоздем пятничной программы, несомненно, стала мужская эстафета на той же дистанции. Человек-молния Усейн Болт со товарищи не просто взяли золото, а сделали это, показав поистине фантастический результат — 37,10 секунд! Мировой рекорд американцев, установленный 15 лет назад в Штутгарте, рухнул. Любопытно, что прежнее лучшее достижение спортсмены из США показали… в день рождения Болта, 21 августа 1993 года! Мальчику с Ямайки в тот день исполнялось ровно семь лет.
Повзрослев и возмужав, долговязый шоумен беговых дорожек принялся переписывать современную историю легкой атлетики — на своих первых Играх он стартовал в трех дисциплинах и увозит из Пекина столько же золотых медалей.
— Мы всегда были спринтерами, но теперь хотим сказать миру, что мы устанавливаем наше господство в спринте навсегда, — сказал Болт на пресс-конференции.
Пекин