(Фото: РИА «Новости»)
Вот уже и президент России призывает разобраться с количеством тренеров-легионеров в нашей стране. На мой взгляд, вопрос давно назрел. Путин очень точно заметил, что нужно именно разобраться, а не просто ограничить или запретить. Звезде всегда рады. Но всегда ли руководители наших клубов (сегодня о футболе, а вообще наше издание намерено в ближайшее время проанализировать ситуацию и в других видах спорта) приглашают именно звезд, подлинных мастеров своего дела, чьи прежние успехи убедительно обосновывают выбор?
Обоснование подчас носило анекдотический характер. По слухам, когда президенту Калмыкии Илюмжинову — куратору элистинского «Уралана» — позвонили и предложили рассмотреть кандидатуру никому не ведомого сербского тренера Бориса Буняка, телефонная связь в степной республике барахлила, Кирсану Николаевичу послышалась схожая фамилия Буряк, и он охотно дал добро. История умалчивает, кто и за какие заслуги приглашал в столичное «Динамо» бразильца Иво Вортманна. Как говорил Жванецкий, тщательнее надо, товарищи.
Первым тренером-иностранцем, добившимся в России значительных результатов (причем не только в плане успехов своей команды, но и примером создания творческой атмосферы в коллективе, налаживания связей с болельщиками и футбольной общественностью), стал чех Властимил Петржела в «Зените». Профессия футбольного менеджера тогда в стране только зарождалась, и многие ее новоиспеченные представители решили, что вот же он, ключ к успеху, — наставник-легионер! С европейским лоском, демократичный, да еще и команду создает играющую. Выяснилось, что дело это очень индивидуальное.
Надо, конечно же, надо навести порядок в нашем тренерском цехе. Но ведь дело не только и не столько в иностранцах. Свято место пусто не бывает, кто заменит легионера-наставника?
В советские времена в отечественном футболе трудилась целая плеяда интересных тренеров, чей высокий профессионализм не вызывал сомнений. Советские времена, если кто запамятовал, растянулись на десятилетия, менялись поколения, а вот проблемы с наставниками не возникало. Никакой загадки: функционировала продуманная система подготовки специалистов из футболистов-личностей, зарекомендовавших себя. Путевку в ВШТ (Высшая школа тренеров) получал далеко не каждый завершающий карьеру игрок. Учитывались и верность клубу, дисциплина вне поля, наличие институтского диплома и многое другое. Молодой специалист, как правило, по завершении обучения получал назначение в команду первой или второй лиги, реже — в дубль клуба, направившего его в ВШТ.
Но самое главное: успешно проявив себя на низовом уровне, он непременно шел вверх по карьерной лестнице. Новый шанс проявить себя на более высоком уровне не заставлял себя ждать.
Выведя «Днепр» впервые в его истории в высшую лигу, Валерий Лобановский получил приглашение в киевское «Динамо». Добившись успеха в Бресте, возглавил бело-голубых из белорусской столицы Эдуард Малофеев. Многолетний капитан «Зенита» Павел Садырин, в первом наборе ВШТ обучавшийся с Малофеевым за одной партой, получив диплом, вернулся в родной клуб и в ранге тренера дубля привел резервный состав к бронзовым медалям. Между прочим, впервые в истории «Зенита». И вскоре возглавил команду. Путь Олега Базилевича в Киев лежал через Чернигов, Кадиевку и Донецк, где молодой специалист успешно потрудился. Успешно дебютировал и заявил о себе в «Красной Пресне» и «Спартаке» (Орджоникидзе) Олег Романцев.
Сегодня, обсуждая проблемы молодых футболистов, которым трудно пробиться в состав ведущих российских клубов, принято говорить, что нынче, дескать, и Аршавин с Кержаковым шанса заиграть в «Зените» не получили бы.
Рискну предположить, что в тренерском цехе ситуация аналогичная, не знаю (при всей надуманности примеров в сослагательном наклонении), была ли бы в наши времена возможность у Садырина или Романцева проявить себя на высшем уровне.
Есть, конечно, Леонид Слуцкий, не воспользовался шансами Юрий Красножан. Но ведь у нас целое поколение тренеров потеряно!
Сегодня мало кто помнит, что первые серьезные успехи самобытной владикавказской команды (тогда еще «Спартака») связаны с именем отнюдь не Валерия Газзаева, а Александра Новикова. Именно под его руководством в 1991 году «Спартак» выиграл серебряные медали чемпионата России. В столичном «Динамо» стоппер Новиков много лет капитанил, отыграв без малого 400 матчей, но... Доверия клубного руководства тренер Новиков не удостоился. Получал право «порулить» в критических ситуациях с непременной приставкой «врио», что исключает возможность реально проявить себя.
Легенда советского футбола Сергей Андреев в поисках тренерского счастья отправился в македонский «Вардар». В Ростове, который он прославил своими голами за местный клуб и сборную СССР, трудится специалист из бывшей Югославии. Под руководством Андреева «Ростсельмаш» занял 6-е место в первенстве России, и это пока высшее достижение для поменявшей название команды с берегов Дона. Попутно Сергей Васильевич воспитал для сборной страны Дмитрия Лоськова и Дмитрия Кириченко, лучшего бомбардира чемпионата России Александра Маслова. Но в Ростове к Андрееву, имеющему репутацию джентльмена и смокинг, вручавшийся «джентльмену года», отношение настороженно-недоверчивое: неудобный человек.
Приведу пример отношения руководителей клубов к иностранным специалистам и отечественным. В 2007 году Дик Адвокат отправил «на перевоспитание» в резервный состав лидеров «Зенита» и сборной России Андрея Аршавина, Александра Анюкова и Игоря Денисова. Акция нашла поддержку тогдашнего президента клуба. В 2008 году Станислав Черчесов (некогда любимец красно-белой торсиды) после унизительного разгромного поражения от ЦСКА отправил в дубль ветеранов Егора Титова и Максима Калиниченко. Будущее показало правоту наставника (оба футболиста никак себя в дальнейшем уже не проявили, хоть и пытались), но Черчесова через месяц после принятого им жесткого решения отправили в отставку.
Анатолий Давыдов, в качестве главного тренера выигрывавший с «Зенитом» Кубок России, как-то сказал мне, что в наше время, чтобы возглавить питерский клуб, ему надо сменить фамилию «хотя бы на Давидофф».
Эти примеры можно продолжать.
В последние год-полтора динамика в тренерском цехе, пожалуй, положительная. Мы уже вспоминали Красножана и Слуцкого. В нынешнем сезоне получили свой шанс 46-летний Александр Цыганков и 51-летний Василий Баскаков (оба — не с первой попытки, оба — пройдя через работу в качестве врио). Всем все доказал Станислав Черчесов. Бесспорно, закрепился в тренерской обойме Рашид Рахимов. Боюсь, Ринат Билялетдинов (56 лет) опоздал с дебютом. У Олега Кононова вроде есть теперь российское гражданство. Если не считать легионерами белорусов Леонида Кучука и Виктора Гончаренко, лед, выходит, тронулся.
И все же хотелось бы больше молодых имен, больше доверия к ним. А главное, хотелось бы увидеть функционирующей ту тренерскую лестницу, по которой так уверенно поднимались в прежние времена советские тренеры от Михаила Якушина и Гавриила Качалина до Валерия Газзаева и Юрия Семина, начинавших в первой лиге и немало шороху со своими командами наводивших в еврокубках.
