
Лучший российский бомбардир Континентальной хоккейной лиги поделился с еженедельником «Спорт день за днем» эмоциями от удачного старта сезона и вызова в сборную.
На первый этап Евротура – Кубок «Карьялы» – новый главный тренер сборной России Зинэтула Билялетдинов обещал взять сразу три звена новичков. И не обманул. Да, «полноценных» дебютантов национальной команды в объявленном перед турниром составе всего шестеро, но есть еще и целый ряд игроков, чей международный опыт составляют лишь считанные – да и то не слишком важные – матчи. Среди них один из очевиднейших кандидатов в сборную – нападающий «Северстали» Вадим Шипачев. С 25 очками в 20 матчах чемпионата КХЛ он – лучший бомбардир лиги среди россиян. Выше только чешский суперфорвард «Амура» Якуб Петружалек. Побеседовав с Шипачевым, «Спорт день за днем» выяснил, что даже игроки сборной могут не знать, что такое пондус, что в отдельных городах КХЛ уже вышла на новый уровень и что можно болеть одновременно за «Челси» и «Манчестер Юнайтед».
— Вадим, так активно, как сейчас, вы не набирали очки даже в Высшей лиге…
 — Да, начало сезона у меня получилось хорошим, пожалуй, даже лучшим в  карьере. Но это только начало. Надо продолжать работать, верить в себя, и  тогда, думаю, все получится. Надеюсь, что смогу набрать еще много очков  и стать первым в списке бомбардиров.
— За личной статистикой конкурентов следите пристально?
 — Ребята в команде иногда говорят: вот, Петружалек еще три очка набрал,  ты уж догоняй. Но это все шутки. Если я буду плох, то пусть Якуб хоть  десять очков наберет – мне-то какое дело. Надо самому играть хорошо, вот  и все.
— Ведомый Петружалеком «Амур» захватил на старте сезона лидерство. Вас это удивило?
 — Они действительно хорошо играют. Сейчас в лиге все команды примерно  равны – значит, «Амур» просто больше хочет, больше может, вот и  выигрывает. Молодцы.
— В апреле вас вызывали в сборную для подготовки к чемпионату мира. Удивились?
 — Нет, ведь меня же не сразу на Евротур позвали. Сначала – на  товарищеские игры, после которых кого-то отцепляли, а кого-то оставляли.  Так что был готов к тому, что могу попасть в состав на Евротур, не  испугался (улыбается).
— Понимали тогда, что шансов попасть на чемпионат мира у вас по сути нет?
 — Надо всегда верить в себя. Как по другому-то?! Если не верить, то  можно и не ездить тогда никуда. Любой вызов в сборную – это радость, к  этому идет каждый спортсмен. Надо приезжать и доказывать, что готов,  что хочешь играть. А уже тренеры пускай разбираются, кого брать на  чемпионат мира, а кого нет.
— Значит, расстроились, когда узнали, что в Братиславу не поедете?
 — Я на последнем Евротуре сыграл всего в одном матче, несколько смен,  так что все уже стало ясно. Если не дают играть на Евротуре, какой уж  там чемпионат мира… Но надо не расстраиваться, а делать выводы. Я уже  тогда решил для себя, что буду лучше готовиться к новому сезону.
— Понятно, что хочется выступать на чемпионате мира. Но когда там  пошли различные неприятные истории с походами в ресторан накануне игры,  странными интервью и обидами – ни разу не подумали: «Хорошо, что я в  этом не участвую»?
 — Нет. Да, что-то у команды не получилось. Думаю, у нас есть люди,  которые смогут разобраться, и в этом году мы чемпионат мира выиграем.
— Во время того турнира мы многое узнали о пондусах Евгения Набокова и  Константина Барулина. Но ведь в сборной был и вратарь «Северстали»  Кошечкин. Как у него с пондусом?
 — Пондус? Это что такое?
— Игорь Захаркин с помощью этого термина объяснил, почему тренерский  штаб сделал ставку на Набокова: мол, у Евгения пондус – то есть уровень  доверия к нему партнеров – больше.
 — Я пондус Кошечкина не замерял, но проблем с доверием к нему у нас нет.
— Сейчас ваш вызов в национальную команду точно закономерен: вы – один из лучших бомбардиров лиги, лидер своего клуба…
 — Не мне об этом судить – решают тренеры, у них свое видение команды.  Конечно, я рад играть в сборной – это моя цель. Хотя за новостями на эту  тему особо не следил, у нас игры шли одна за другой, было не до того.
— В прошлом году вы с одноклубником Юрием Трубачевым самостоятельно  готовились к поездке в сборную в Череповце. Сейчас с защитником  «Северстали» Максимом Чудиновым поступили так же?
 — У нас постоянно шли игры – к ним нас готовят в клубе. В сборной,  думаю, ничем тренеров удивить не получится: что умеем, то и покажем.  После тренировок во всяком случае не оставались, ничего специально для  сборной не делали, только для «Северстали».
— Но ехать вдвоем точно веселее.
 — Да, конечно, будем поддерживать друг друга. Вдвоем в любом случае  легче, чем одному. В прошлый раз я, например, жил в одном номере с  Трубачевым, теперь надеюсь, что с Максом поселят. Легче соседствовать с  тем, кого хорошо знаешь, пусть я в клубе на выездах живу и не  с Чудиновым, а со Стасом Егоршевым.
— Кто первым поздравил вас с вызовом в сборную?
 — Иностранцы «Северстали» – Стаффан Кронвалль, Паси Пуйстола… Сказали, что мы молодцы.
— В свой первый же полноценный сезон – 2009–2010 годов – вы стали  лучшим бомбардиром «Северстали» и лучшим игроком клуба по версии  болельщиков.
 — Тогда все удавалось. У нас получилось хорошее звено с Николаем  Бардиным и Виктором Тихоновым. В команде нам не завидовали, только  радовались, когда наши голы приносили победы, – мы же делаем одно дело.  Приятно, что мои усилия оценили и болельщики.
— Главный заводила в «Северстали» – Александр Степанов?
 — Да, энергичный парень, много чего выигрывал. Мы слушаем, что он  говорит, – Степанов заводила не в плане шуток и розыгрышей, а в плане  умения настроить команду на игру. Он передает нам свои эмоции и на  собственном примере показывает, как надо выкладываться.
— Чувствуется, что он пятикратный чемпион страны?
 — Конечно. Но пока я к нему за советами не подходил. Рано еще – вот перед плей-офф надо будет посоветоваться.
— А кто в команде отвечает уже за атмосферу в раздевалке?
 — Все помаленьку принимают участие. За музыку, например, отвечает Богдан  Кисилевич. Все здорово делает, ставит разнообразную музыку:  танцевальную, ретро. Мне нравится.
— Вратарь «Трактора» Майкл Гарнетт завел блог и первым делом написал,  что КХЛ выйдет на новый уровень, как только клубы откажутся от баз.
 — Это у него есть такая проблема, а у нас, в Череповце, КХЛ, видимо, уже вышла на новый уровень (улыбается) – на базе не сидим уже года два-три. Здорово. Некоторым ребятам, у  кого, например, маленькие дети, предлагают приехать отдохнуть на базе,  но так все дома готовятся. Хорошо.
— Против какого вратаря в лиге вам играется труднее всего?
 — Против всех одинаково тяжело, на самом деле. Хотя могу отметить Кари  Рамо из «Авангарда» – очень хороший вратарь. Может, было бы тяжело  против Кошечкина, будь он в другой команде. По тренировке не поймешь,  там и атмосфера не та, все спокойнее.
— Вас в хоккей привела мама. Это была ее инициатива?
 — Нет. Друг просто начал играть в хоккей, я и сказал маме, что тоже хочу. Она отвела, и пошло-поехало.
— При этом вам всегда нравился футбол.
 — Да, но заниматься футболом никогда не думал. Поиграть интересно, но  главное – это хоккей. Сейчас реже удается попинать матч, а вот на  предсезонке иногда играем. Я, конечно же, в нападении. Чего там в защите  обороняться – в футболе это совсем скучно. В атаке же мне интересно.
— А Кошечкин в воротах?
 — Не знаю, вроде он где-то в защите ковыряется (улыбается).
— Как можно болеть одновременно за «Манчестер Юнайтед» и «Челси»?
 — Мне просто нравятся эти две команды, и когда они играют не друг с  другом, болею за них. А если друг против друга – ни за кого. Даже когда  был финал Лиги чемпионов в Москве.
— Уже после дебюта за «Северсталь» вас на два сезона отправили в клуб  Высшей лиги – ХК «Белгород». Чувствовали, что отдаляетесь от цели?
 — Конечно, обидно, когда тебя отправляют в «вышку», говорят, поиграй там  пока, поднаберись опыта. Первая команда тогда чередовала победы с  поражениями, но состав не меняли, и молодых, как меня, переводили в  Белгород. Обидно было, но съездил, сыграл – ничего страшного. Показал  себя там, и меня вернули. Думаю, можно было бы обойтись и без этой  «командировки», но тренеры решили иначе.
— Вы признавались, что у вас бывают ситуации, когда хочется побить судью. За что?
 — Из-за удалений, как, например, в одном из недавних матчей. Не удалили  игрока соперников, он тут же забил нам гол, и мы проиграли. Обидно  очень. Иногда все делаем нормально, а судейские ошибки – или мне  кажется, что это ошибки, – ломают всю игру.
— Тяжело себя сдерживать?
 — Я в принципе спокойный. Так, побубню немного, и успокаиваюсь. В общем, не тяжело, даже не ругаюсь с ними.
— Во время матча даже самые спокойные игроки могут накричать на арбитра.
 — Судьи тоже могут накричать (улыбается).
— Кто из хоккеистов особенно популярен в Череповце?
 — Если вообще из хоккеистов – наверное, Кошечкин. А из местных – думаю, Трубачев.
— А вас узнают?
 — Иногда. Дети маленькие. Карточки спрашивают. Еще после домашних матчей  нас всегда ждут болельщики: просят автографы, клюшки. Мне их внимание  приятно.
— Со стороны прессы внимания тоже стало больше?
 — Наверное. Все время зовут на интервью. Я бы вот сейчас лучше поспал, но надо общаться. Иногда это утомляет.
— Каким вопросом уже успели достать?
 — Все одно и то же спрашивают: кто привел в хоккей, как дела, еще там  что-то… Про жену будете спрашивать? Все про нее интересуются.
— Я уже прочитал, что она не спортсменка и хоккеем интересуется в первую очередь из-за вас. Этого достаточно.
 — Вот-вот. Когда одно и то же говоришь людям, это надоедает.
— Кто из хоккеистов гулял этим летом на вашей свадьбе?
 — Чудинов, Егоршев, Юрий Александров, еще несколько ребят. Но все прошло спокойно, по-домашнему.
— Вы потом делились опытом с болельщиками на клубном сайте  и говорили, что любая свадьба не обходится без накладок. Что у вас  случилось?
 — Без косяков не бывает, да. И у меня они были, но я не хотел бы о них рассказывать (улыбается). Ничего смешного, поверьте.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №43 (9-15 ноября 2011 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.
